THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN INTERNAL AND OUTSOURCED SPECIAL SERVICES AT FIRES AND EMERGENCY SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL COMPLEXES
Аннотация: Предлагается рассмотреть основные проблемы обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов, расположенных на территории Российской Федерации в городах, региональных центрах и сельских поселениях.
Ключевые слова: Пожарная безопасностьобразовательные комплексымероприятия по обеспечению мер пожарной безопасностилокализация и тушение пожаров в образовательных комплексах.
Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось также и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение и объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких дошкольных образовательных учреждений и школ. Образовательный комплекс – это совокупность разных зданий, находящихся на одной территории (2-3 детских сада объединены с 2-3 школами). На данный момент в Москве создано 255 образовательных комплексов (рис.1).
Рисунок 1. Карта Москвы с местоположением образовательных комплексов
Ответственность за исполнение правил противопожарного режима несет руководство комплекса. Кроме этого, частичная ответственность возлагается на ответственных лиц за кабинеты [1]. Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей обязанностью каждого руководителя и всех работников образовательных учреждений.
Ежегодно регистрируемые пожары в учебных заведениях сопровождаются человеческими жертвами и крупными материальными потерями. Согласно статистическим данным, количество пожаров снижается из года в год, но, тем не менее, продолжают оставаться на высоком уровне (табл.1), (рис.2).
Объект пожара | Количество пожаров, ед. % от общего количества пожаров | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Здания учебно-воспитательного назначения | 242 0,2 | 208 0,2 | 163 0,2 | 215 0,2 | 164 0,2 |
Таблица 1. Распределение числа пожаров в городах Российской Федерации за 2012-2016 гг. в зданиях учебно-воспитательного назначения
Рисунок 2. Диаграмма распределения числа пожаров в городах Российской Федерации за 2012-2016 гг. в зданиях учебно-воспитательного назначения
Проводимый анализ данных показывает, что причиной пожаров становятся:
- несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц;
- неудовлетворительное состояние электрических сетей и инженерного комплекса объекта в целом;
- неуверенные, некомпетентные действия лиц, обнаруживших признаки загорания;
- незнание четкого алгоритма действий при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации.
Пожарная безопасность является одним из приоритетных направлений обеспечения всесторонней безопасности образовательной среды в связи с оптимизацией и укрупнением объектов, начиная от регионально удаленных комплексов разбросанных по всей территории страны и заканчивая образовательными комплексами крупных городов и мегаполисов [2].
На текущий момент, для обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов внедряются и используются:
Также, для своевременного оповещения о пожаре предусмотрено:
На сегодняшний день современные технические средства обеспечения безопасности образовательных комплексов предполагают расширенную охранную и защитную функции, однако, возникла другая проблема – порядок взаимодействия должностных лиц при пожарах и чрезвычайных ситуациях на территории комплексов [3]. Проблема возникла в связи с тем, что предварительно практически не были подготовлены необходимые документы и инструкции по формированию основ организации систем безопасности для нового типа объектов. В результате, на текущий момент, при возникновении чрезвычайных ситуаций или пожара на территории комплексов, порядок взаимодействия внутренних и привлекаемых специальных служб действуют «по старинке», что уже является нарушением. При этом действующие лица вынуждены в обязательном порядке ждать решения ответственных администраторов комплексов (рис.3).
Рисунок 3. Управление системой пожарной безопасности образовательного комплекса из административного здания
В связи с возникшей проблемой, предлагается разработать модель и алгоритмы информационно-аналитической системы управления пожарной безопасности в образовательных комплексах. Данная разработка повысит эффективность взаимодействия должностных лиц при пожаре, выработает организационные решения в случае пожара или чрезвычайных ситуаций, сформирует коллективную устойчивость обучающихся, преподавателей и персонала к происшествиям, создаст необходимые условия для повышения эффективности учебного и воспитательного процесса и качества деятельности всего комплекса в целом. Значительно увеличит количество возможных вариантов обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов и позволит более эффективно формулировать список мероприятий по управлению пожарной безопасностью.
Литература