ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННИХ И ПРИВЛЕКАЕМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИ ПОЖАРАХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ

THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN INTERNAL AND OUTSOURCED SPECIAL SERVICES AT FIRES AND EMERGENCY SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL COMPLEXES

Аннотация: Предлагается рассмотреть основные проблемы обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов, расположенных на территории Российской Федерации в городах, региональных центрах и сельских поселениях.

Ключевые слова: Пожарная безопасностьобразовательные комплексымероприятия по обеспечению мер пожарной безопасностилокализация и тушение пожаров в образовательных комплексах.

Автор:Прошина Ольга Михайловна |

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось также и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение и объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких дошкольных образовательных учреждений и школ. Образовательный комплекс это совокупность разных зданий, находящихся на одной территории (2-3 детских сада объединены с 2-3 школами). На данный момент в Москве создано 255 образовательных комплексов (рис.1).

 

Рисунок 1. Карта Москвы с местоположением образовательных комплексов

Ответственность за исполнение правил противопожарного режима несет руководство комплекса. Кроме этого, частичная ответственность возлагается на ответственных лиц за кабинеты [1]. Обеспечение пожарной безопасности является важнейшей обязанностью каждого руководителя и всех работников образовательных учреждений.

Ежегодно регистрируемые пожары в учебных заведениях сопровождаются человеческими жертвами и крупными материальными потерями. Согласно статистическим данным, количество пожаров снижается из года в год, но, тем не менее, продолжают оставаться на высоком уровне (табл.1), (рис.2).

Объект пожара

Количество пожаров, ед. % от общего количества пожаров

2012

2013

2014

2015

2016

Здания учебно-воспитательного назначения

242

0,2

208

0,2

163

0,2

215

0,2

164

0,2

Таблица 1. Распределение числа пожаров в городах Российской Федерации за 2012-2016 гг. в зданиях учебно-воспитательного назначения

 

Рисунок 2. Диаграмма распределения числа пожаров в городах Российской Федерации за 2012-2016 гг. в зданиях учебно-воспитательного назначения

Проводимый анализ данных показывает, что причиной пожаров становятся:

- несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц;

-  неудовлетворительное состояние электрических сетей и инженерного комплекса объекта в целом;

- неуверенные, некомпетентные действия лиц, обнаруживших признаки загорания;

- незнание четкого алгоритма действий при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации.

Пожарная безопасность является одним из приоритетных направлений обеспечения всесторонней безопасности образовательной среды в связи с оптимизацией и укрупнением объектов, начиная от регионально удаленных комплексов разбросанных по всей территории страны и заканчивая образовательными комплексами крупных городов и мегаполисов [2].

На текущий момент, для обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов внедряются и используются:

  • технические средства охранной, пожарной и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля и наблюдения;
  • системы управления инженерным комплексом объекта;
  • поисковые устройства;
  • технические средства связи.

Также, для своевременного оповещения о пожаре предусмотрено:

  • система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • диспетчеризация всего инженерного комплекса объекта с постоянным пребыванием сотрудника на центральном посту пожарной охраны;
  • вывод сигнала «ПОЖАР» с помощью системы «Стрелец-Мониторинг» на пожарную часть.

На сегодняшний день современные технические средства обеспечения безопасности образовательных комплексов предполагают расширенную охранную и защитную функции, однако, возникла другая проблема – порядок взаимодействия должностных лиц при пожарах и чрезвычайных ситуациях на территории комплексов [3]. Проблема возникла в связи с тем, что предварительно практически не были подготовлены необходимые документы и инструкции по формированию основ организации систем безопасности для нового типа объектов. В результате, на текущий момент, при возникновении чрезвычайных ситуаций или пожара на территории комплексов, порядок взаимодействия внутренних и привлекаемых специальных служб действуют «по старинке», что уже является нарушением. При этом действующие лица вынуждены в обязательном порядке ждать решения ответственных администраторов комплексов (рис.3).

        

Рисунок 3. Управление системой пожарной безопасности образовательного комплекса из административного здания

В связи с возникшей проблемой, предлагается разработать модель и алгоритмы информационно-аналитической системы управления пожарной безопасности в образовательных комплексах. Данная разработка повысит эффективность взаимодействия должностных лиц при пожаре, выработает организационные решения в случае пожара или чрезвычайных ситуаций, сформирует коллективную устойчивость обучающихся, преподавателей и персонала к происшествиям, создаст необходимые условия для повышения эффективности учебного и воспитательного процесса и качества деятельности всего комплекса в целом. Значительно увеличит количество возможных вариантов обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов и позволит более эффективно формулировать список мероприятий по управлению пожарной безопасностью.

Литература

  1. Клепинина Т. Пожарная безопасность // ОБЖ. - 2003.
  2. Петрошенко А.И., Петрошенко С.Ю. Правовые аспекты обеспечения комплексной безопасности образовательной среды // М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015.
  3. Прошина О.М. Проблемы обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов мегаполисов // Матер. 26-й междунар. научн.-техн. конф. «Системы безопасности - 2017». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 419-421.