Software and hardware complex to support the management of fire and rescue garrison in elimination of emergency situations in the subway, which arose as a result of a terrorist act
Аннотация: Предлагается вариант программно-аппаратного комплекса поддержки управления силами пожарно-спасательного гарнизона при ликвидации чрезвычайных ситуаций в метрополитене, возникших в результате террористического акта.
Ключевые слова: ликвидация чрезвычайных ситуацийтеррористический актподдержка управления
Вопросы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов поднималась в разное время. Симонов В.В. рассматривал вопросы организацию аварийно-спасательных работ спасательным центром МЧС России (при обрушении зданий),
Невинный А.И. рассматривал вопросы повышения качества системы управления противодействия терроризму в МЧС России [5], Акимов В.А., Дурнев Р.А., Мещеряков Е.М., Тронин С.Я. рассматривали вопросы защиты пассажиров метро от терактов с применением ОХВ, Мещеряков Е.М. рассматривал вопросы экспертной поддержки принятия решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических актов [4]. Железнов А.А. рассматривал вопросы селекции факта террористического акта в местах с массовым скоплением людей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. [1]
Анализ террористических актов в мире показал, что в городах-мегаполисах первичными объектами для террористических актов являются места с массовым пребыванием людей, в том числе и метрополитены, которые имеют важное стратегическое значение и представляет собой сложнейшую инженерно-техническую систему, являясь при этом транспортом повышенной опасности.
В данной статье предлагается вариант программно-аппаратного комплекса поддержки управления силами пожарно-спасательного гарнизона при ликвидации чрезвычайных ситуаций в метрополитене, возникших в результате террористического акта.
Назначение программно-аппаратного комплекса
На основании проведенных исследований разработан программно-аппаратный комплекс поддержки управления силами пожарно-спасательного гарнизона (ПАК) для решения следующих задач:
- установления факта и типа террористического акта в метрополитене на основе поступающей информации;
- осуществления прогноза количества и структуры пострадавших в результате террористического акта в метрополитене;
- определения типового комплекса мероприятий, осуществляемого силами пожарно-спасательного гарнизона;
- определения перечня сил, применимых для ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определения необходимых сил для оказания медицинской помощи.
Ограничения и допущения
Исходя из вышеопределенных задач и их решения, в ходе исследования приняты следующие ограничения и допущения при функционировании ПАК:
- изначальное определение факта и типа теракта осуществляется на основании первичной информации;
- прогноз количества пострадавших в результате теракта в метрополитене производится на основании статистики поражений людей различными поражающими факторами. При этом учитывается примерное количество людей, попавших в зону поражения, определяемое в зависимости места совершения теракта и времени суток;
- комплекс мероприятий, проводимых силами пожарно-спасательного гарнизона, при осуществлении теракта в метрополитене, определяется на основании типовых алгоритмов действий;
- определение перечня сил, применимых для ликвидации чрезвычайной ситуации и выдача справочной информации об их возможностях, осуществляется как на основании прогнозируемой информации, так и по фактическим данным;
- определение потребных сил для оказания медицинской помощи пострадавшим осуществляется на основании методики.
Исходные данные необходимые для выполнения расчетов ПАК
Анализ решаемых задач ПАКом при ликвидации последствий терактов в метрополитене показал, что работа ПАК должна быть основана, прежде всего, на постоянном анализе поступающей информации. Для этого была взята модель предложенная Железновым А.А. [3] и актуализирована для настоящего времени.
Исследования показали, что вся поступающая информация классифицируются и условно разбиваются на следующие группы:
Рисунок 1 – степень готовности сил.
Рисунок 2 – сведения об объекте, на котором возможно осуществление террористического акта.
Рисунок 3 – сведения, поступающие по техническим средствам наблюдения.
4. Сведения поступающие с места чрезвычайной ситуации (рисунок 4);
Рисунок 4 – сведения поступающие с места чрезвычайной ситуации.
5. Сведения поступающие от медицинских служб, в которые направляются пострадавшие (рисунок 5);
Рисунок 5 – сведения поступающие от медицинских служб.
6. Сведения поступающие от спасательных служб (рисунок 6)
Рисунок 6 – сведения поступающие от спасательных служб.
Рисунок 7 – структура поступающей информации с места возможной чрезвычайной ситуации, возникшей в результате теракта в метрополитене.
Укрупненный алгоритм (блок-схема) работы ПАК
На основании проведенных исследований, определенных задач и анализа необходимых исходных данных разработан укрупненный алгоритм работы ПАК, который представлен на рисунке 8.
Рисунок 8 - Блок-схема укрупненного алгоритма ПАК.
Предлагается следующий алгоритм работы ПАК:
- исходные данные, полученные из различных источников, стекаются в центр поддержки принятия решений и вводятся в систему поддержки принятия решений (блок 1);
- полученные данные анализируются в блоке селекции факта осуществления и типа террористического акта в метрополитене (блок 2). В случае если факт осуществления террористического акта не выявлен (блок 3), проводится повторный сбор исходных данных (блок 1), иначе – переход к анализу сложившейся обстановки (блок 4);
- если имеющихся исходных данных недостаточно для оценки последствий террористического акта, то осуществляется прогноз последствий на основании заложенных в систему экспертных оценок и эвристик (блок 5). Если имеющихся исходных данных достаточно, то производится оценка последствий террористического акта (блок 6);
- проведенный анализ сложившейся обстановки используется при разработке комплекса мероприятий по ликвидации ЧС, обусловленной террористическим актом в метрополитене (блок 7);
- разработанный с использованием системы поддержки принятия решений комплекс мероприятий реализуется и отслеживается на всех этапах (блок 8). Одновременно производится выдача дополнительной справочной информации по сложившейся ситуации (блок 10) и осуществляется сбор дополнительных сведений о параметрах террористического акта и ее последствиях (блок 9), которые используются для интерактивного анализа сложившейся обстановки (блок 4) с целью внесения корректив в выполняемый комплекс мероприятий ликвидации ЧС.
Выводы.
1. На основании проведенных исследований программно-аппаратный комплекс поддержки управления силами пожарно-спасательного гарнизона (ПАК) будет предназначен для решения следующих задач:
- установления факта и типа террористического акта в метрополитене на основе поступающей информации;
- осуществления прогноза количества и структуры пострадавших в результате террористического акта в метрополитене;
- определения типового комплекса мероприятий, осуществляемого силами пожарно-спасательного гарнизона;
- определения перечня сил, применимых для ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определения необходимых сил для оказания медицинской помощи.
2. Анализ решаемых задач ПАКом при ликвидации последствий терактов в метрополитене показал, что работа ПАК должна быть основана, прежде всего, на постоянном анализе поступающей информации.
3. На основании проведенных исследований разработана структура поступающей информации с места возможной чрезвычайной ситуации, которая способствует проведению анализа складывающейся обстановки и выработки решений на действия сил пожарно-спасательного гарнизона.
4. Исследования, определенные задачи и анализа необходимых исходных данных позволил разработать укрупненный алгоритм работы ПАК.
Литература