Проблемы управления в системе обеспечения пожарной безопасности и действия людей при пожаре в образовательных комплексах

Problems of management in the system of fire safety and people's actions in case of fire in educational complexes

Аннотация: Предлагается рассмотреть проблемы управления системы обеспечения пожарной безопасности в зданиях образовательного комплекса. Проанализированы действия сотрудников, обучающихся и лиц, ответственных за пожарную безопасность при возникновении пожара. Выявлены проблемные области.

Ключевые слова: управление, образовательные комплексы, возгорание, действия лиц при пожаре, пожарная безопасность.

Автор:Прошина Ольга Михайловна |

Современные технические средства обеспечения пожарной безопасности образовательных комплексов на сегодняшний день предполагают расширенную охранную и защитную функцию, однако, возникла другая проблема – порядок взаимодействия должностных лиц при пожарах и чрезвычайных ситуациях на территории комплексов [1].

Проблема возникла в связи с тем, что предварительно практически не были подготовлены необходимые документы по формированию основ организации систем безопасности для нового типа объектов. При возникновении чрезвычайных ситуаций или пожаров на территории образовательных комплексов действующие лица вынуждены в обязательном порядке ждать решения лиц, ответственных за пожарную безопасность в комплексах. В связи с возникшей проблемой предлагается рассмотреть алгоритм работы системы пожарной безопасности и действия сотрудников и обучающихся при возникновении пожара (рис. 1), [2].

При возникновении пожара в одном из учебных корпусов образовательного комплекса, система АПС (автоматическая пожарная сигнализация) обнаруживает первичные факторы пожара, сотрудник охраны получает сигнал «ПОЖАР» на центральный пост пожарной охраны. Сотрудник охраны обследует предполагаемое место возгорания, при подтверждении возгорания, сотрудник охраны информирует о возгорании сотрудника, ответственного за пожарную безопасность. В автоматическом режиме происходит запуск речевого оповещения во всем здании и передача сигнала «ПОЖАР» в ЦУКС. Ответственный за пожарную безопасность информирует в свою очередь всех сотрудников здания образовательного комплекса посредством телефонной связи или через стойку речевого оповещения о возгорании. Дежурный персонал производит эвакуацию сотрудников и обучающихся из здания. Ответственный за пожарную безопасность у центрального входа в здание ждет пожарный расчет, обеспечивает беспрепятственный доступ к месту возгорания. Сотрудники пожарного расчета выполняют обследование здания на предмет оставшихся сотрудников и обучающихся, приступают к тушению пожара [3].

Все корпусы образовательного комплекса объединены посредством телефонной связи. В случае пожара сразу в нескольких корпусах, ответственный за пожарную безопасность принимает сигнал «ПОЖАР» по телефонной связи сразу о двух пожарах. Алгоритм действий лиц идентичен при пожаре в одном из корпусов: автоматически направляется сигнал в ЦУКС из одного и другого корпусов. Подразделения пожарного расчета прибывают на тушение одновременно двух корпусов.

Главным недостатком такого развития событий является наличие только одного ответственного за пожарную безопасность на всей территории образовательного комплекса, но вероятность возгорания одновременно в двух зданиях мала.

При отсутствии на рабочих местах одновременно директора образовательного комплекса и сотрудника, ответственного за пожарную безопасность, функции ответственного за пожарную безопасность выполняет обученный сотрудник ЧОП (частное охранное предприятие) или обученный сотрудник охраны корпуса. По причине того, что наибольшее количество обучающихся и сотрудников находится в учебное время в здании, ответственный за пожарную безопасность всегда должен находиться на рабочем месте, кроме ночного времени суток. В ночное время суток в зданиях образовательного комплекса функции ответственного за пожарную безопасность выполняют обученные сотрудники охраны [4].

В случае отказа в работе системы АПС, обнаружение возгорания возможно сотрудниками/обучающимися/дежурным персоналом. В данном случае информации передается ответственному за пожарную безопасность/сотруднику охраны/сотрудникам здания, которые в свою очередь посредством телефонной связи передают сигнал в ЦУКС или по номеру «112» (экстренная служба спасения). Данный фактор является самым неблагоприятным в связи с упущением времени на оповещение сотрудников и экстренных служб о возгорании. В данном случае упущено время для оповещения людей о пожаре и незамедлительной эвакуации из здания.

При возгорании в ночное время суток, когда сотрудники охраны отдыхают, система АПС обнаруживает первичные факторы пожара, автоматически включается речевое оповещение, сотрудники охраны приступают к поиску предполагаемого места возгорания. При помощи системы АПС круг поиска сужается, так как система показывает этаж и кабинет (при адресной системе) или группу кабинетов (при аналоговой системе). Таким образом, возможны два сценария сработки системы АПС:

  • поступает сигнал «ВНИМАНИЕ» при сработке одного ДИП (дымовой извещатель пожара) на центральный пост охраны, идет информирование сотрудников охраны, инженерный комплекс объекта не запускается;
поступает сигнал при сработке двух ДИП или одного ручного извещателя, запускается инженерный комплекс объекта, автоматически поступает сигнал в ЦУКС, происходит вызов пожарного расчета на объект, ответственный за пожарную безопасность или сотрудник охраны действует по должностной инструкции, утвержденной директором

Сотрудники пожарного расчета выполняют обследование здания, приступают к тушению возгорания

  

ВНИМАНИЕ

ПОЖАР

 

Передача сигнала в ЦУКС

 

Ответственный за ПБ встречает пожарный расчет, обеспечивает беспрепятственный доступ к месту возгорания

 

Дежурный персонал производит эвакуацию сотрудников, обучающихся из здания

  

Ответственный за ПБ информирует всех сотрудников ОК

Информирует о возгорании сотрудника, ответственного за ПБ

  

Сотрудник охраны обследует

место возгорания

   

Главный корпус

Пост охраны

 

  

Рисунок 1. Порядок действий лиц при возгорании в одном из корпусов образовательного комплекса

образовательного комплекса.

Необходимо выделить следующую проблемную область: халатное отношение к работоспособности системы, как со стороны обслуживающей организации, так и дежурного персонала и лиц, ответственных за пожарную безопасность на местах. Решение проблемы - регулярные плановые проверки инженерной системы на объекте, выполнение регламента по техническому обслуживанию системы, регулярные проведения учений на местах. Для увеличения скорости обнаружения возгорания на объекте предлагается установить автоматизированное рабочее место (АРМ). Автоматизированное рабочее место в здании образовательного комплекса представляет собой компьютер, на котором установлено специализированное программное обеспечение для охранно-пожарной сигнализации. С компьютера осуществляется контроль над работой системы, а также управление системой и установка настроек пожарной сигнализации. Достоинства АРМ: информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область; техническое обеспечение гарантирует высокую надежность технических средств; программное обеспечение ориентируется на профессиональный уровень пользователя.

C целью улучшения качества работы всего инженерного комплекса объекта и сокращения времени реагирования ответственного по пожарной безопасности предлагается назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность в каждом из корпусов образовательного комплекса. Обязать ответственных за пожарную безопасность: проверять оснащение корпусов образовательного комплекса только современными средствами противопожарного оборудования, средствами защиты и пожаротушения; организовывать закупки, монтаж, сервисное обслуживание; проводить тренировочные занятия по эвакуации персонала, преподавателей, обучающихся из корпусов при различных сценариях развития пожара.

Литература

  1. Артемьев Н.С. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение,

ликвидация / Н.С. Артемьев. – М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2011 – 119 с.

  1. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие для руководителей и работников образовательного учреждения. Москва: ЭНАС, 2006. - 245 с.
  2. Смирнов, С.Н. Противопожарная безопасность / С.Н. Смирнов. — М.: ДиС, 2010. — 144 c.
  3. Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.Н. Русак; Под ред. Л.А. Михайлов. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 224 c.