О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С УЧЕТОМ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ

ON THE DESIGN OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES AND SUPERVISORY BODIES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY, TAKING INTO ACCOUNT THE AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES

Аннотация: Обеспечение деятельности и развитие государственных органов в целом и их частных организационных структур в настоящее время не возможно без внедрения информационных технологий. Любые алгоритмы (бизнеспроцессы) в настоящее время все больше переходят из классического (бумажного) оформления в цифровую среду. В настоящей статье приводятся описание подходов к дальнейшему развитию организационных структур с учётом информатизации процессов государственных функций и услуг.

Ключевые слова: организационная структура, информационная система, преобразование, оптимизация, цифровизация.

Автор:Козлов Александр Александрович |

PAGE \* MERGEFORMAT5

В настоящее время в России идет не только бурные социально-экономические преобразования, но и конечно технологические. Особенно необходимо отметить акцентирование развития государства и общества на вопросах цифровизации максимального количества процессов в области государственного управления, а также общения по схеме «гражданин»-«государство» [1].

Важность процессов цифровизации, также отражает и то, что в 2018 году было создано соответствующее Министерство цифрового развития, связи массовых коммуникаций Российской Федерации [2].

В настоящей статье рассматривается актуальный вопрос исследования формирования организационных структур надзорных органов в области пожарной безопасности в эпоху вышеупомянутой глобальной цифровизации.

Как раз указанные организационные структуры предлагается рассмотреть как непосредственно объект исследования, а предметом могут выступить исполняемые ими функции.

Целью в общем предлагается определить упрощение процесса генерирования организационные структуры для экономии финансовых и временных ресурсов при их создании с учетом сохранения их достаточной эффективности.

Необходимо отметить, что в общем цифровизация оказывает влияние на организацию государственного управления и в целом способствует её улучшению в трёх основных областях: эффективность, качество и прозрачность. Улучшение эффективности происходит посредством ускорения работы за счёт стандартизации и оцифровки. Повышение качества происходит за счет уменьшения количества ошибок и попутной оптимизации, а прозрачность достигается общедоступностью накапливаемой информации, и невозможности подтасовки без сохранения истории изменений [3].

Предлагается провести небольшой анализ двух простейших одиноковых структур, выполняющих равнозначные функции, с одной лишь разницей, в том что бизнеспроцессы одной оргструктуры автоматизированы (Рис. 1), а в другой все происходит «по старинке» на бумаге (Рис. 2).

Рис. 1. Оргструктура надзорного органа бизнеспроцессы которой автоматизированы

Рис. 2. Оргструктура надзорного органа бизнеспроцессы которой не автоматизированы

Если посмотреть на эти структуры по новому, то можно предположить, что «Информационная система» по сути частично выполняет функции любого должностного лица надзорного органа, от начальника до инспектора.

К этим функциям относится конечно документирование всех действий, накопление информации в базе данных, её предоставление по запросу. К дополнительным можно отнести например проведение аналитических сравнений массивов накопленных данных, что обычному человеку будет стоить больших временных и трудовых затрат, а без проведения таких анализов невозможно принимать правильные управленческие решения. Так же информационная система, ввиду формализованных и определенных (запрограммированных) бизнеспроцессов (алгоритмов) действия инспектора выступает одновременно в роли некоего контролера-помощника инспектору.

Учитывая изложенное можно прийти к заключению, что при обосновании метода поиска оптимального варианта организационной структуры надзорного органа основанного на построении моделей организационных структур, их структуризации и последующем синтезе необходимо учитывать наличие или отсутствие автоматизации происходящих процессов и исполняемых функций.

Также необходимо ввести такой показатель, как степень автоматизации YА, которая например в нашем случае может быть представлена как значение от 0 до 1.

Под степенью автоматизации может быть представлена возможность информационной системы заменить всю штатную оргструктуру. При это понимаем, что YА=1 в том случае, если она может выполнить некий набор операций без участия человека.

То есть, если представить, что степень автоматизации YА оргструктуру надзорного органа, бизнеспроцессы которой автоматизированы равна 0,25, то она может быть декомпозирована и представлена в измененном виде ниже (Рис. 3).

Рис. 3. Декомпозированая оргструктура надзорного органа бизнеспроцессы которой автоматизированы

Дальнейший синтез более сложных структур предлагается производить путем последовательного определения степени автоматизации каждого бизнеспроцесса для обеспечения последующего выбора оптимальной структуры в соответствии с принятым принципом оптимальности. Выбор окончательной структуры производится путем последовательного эвристического анализа альтернативных вариантов.

Практическую значимость предлагаемого механизма составляют алгоритмы и методические рекомендации, которые позволяют обосновать и снизить затраты при реорганизации организационных структур на основе оптимизации перераспределения функций между организационными структурами надзорных органов различного уровня.

В рамках определения степени автоматизации на первых этапах целесообразно рассматривать цифровизацию основных параметров, которые целесообразно учитывать при синтезе организационных структур подразделений надзорной деятельности, к которым относятся учет:

количества объектов надзора с учетом категории риска объектов;

численности населения субъекта Российской Федерации;

площади территории субъекта Российской Федерации;

количества пожаров и их последствий;

количества и результатов профилактических и надзорных мероприятий.

Сущность предлагаемого метода синтеза организационной структуры надзорного органа на основе оценки степени автоматизации организационной структуры систем управления сводится к последовательному решению следующих основных задач: построение модели организационной структуры; её структуризация, затем синтез.
Структура задач управления подразделениями надзорного органа является исходной информацией для оптимизации организационной структуры надзорного органа. Наиболее удобной формой первоначального представления модели организационной структуры является ориентированный граф, в котором вершины соответствуют задачам (функциям), а ориентированные ребра – соответствующим связям модели. Под связью задач может пониматься информационная зависимость: решение задачи i доставляет исходную информацию для решения задачи j.
[4]

Можно также определять связь между задачами, вводя некоторую меру близости как наличие автоматизированного взаимодействия. Следовательно, при моделировании организационных структур синтез их моделей должен основываться на общеметодологической основе, представляющей функциональную логику как целенаправленную функцию или функциональный признак, протекающую во временных (временной признак) и пространственных (пространственный признак) рамках [5].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Выполнен общий анализ проблем цифровизации функций надзорных органов в сфере обеспечения пожарной безопасности и предложены общие принципы оценки их автоматизации.

2. Представленный подход предлагается учитывать при синтезе управленческих структур надзорных органов в составе комплексной методики синтеза организационных таких структур.

3. Предложенное схематичное отображение роли информационной системы в процессе управления и осуществления функций надзорными органами даёт их наглядное представление для дальнейшей оценки эффективности её внедрения.

Литература

1. Козлов А.А. О делегировании полномочий по надзору в области пожарной безопасности, передаваемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Материалы 25-ой юбилейной международной научно-технической конференции «Системы безопасности – 2016», 24 ноября 2016 г., Москва: Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. – С. 508-511.

2. Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 215
«
О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, «Российская газета», 104, 17.05.2018, «Собрание законодательства Российской Федерации», 21.05.2018, 21, ст. 2981.

3. Овчинников С.А. Экспертная оценка воздействия информационно-коммуникационных технологий на взаимоотношения региональных органов власти // Научно-практический журнал «Информационная безопасность регионов» // Выпуск № 2 (11), 2012 г. – С. 5-10.

4. Козлов А.А. Построение графовой модели организационной структуры состава сил и средств, выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций / О.А. Рыбин, А.А. Козлов, В.В. Попов // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). – СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, № 4 (8), 2013. – С. 8-17.

5. Козлов А.А. Подходы к выбору алгоритма оценки мер близости при построении моделей топологических структур автоматизированных систем управления органов ГПС/ А.А. Козлов // «Технологии техносферной безопасности: Интернет-журнал»(http://ipb.mos/ru/ttb) // Выпуск № 3 (61), 2015 г. – 4 С.

Сведения об авторе

Козлов Александр Александрович: ДНПР МЧС России, советник отдела. 121357, г. Москва, ул. Ватутина, д. 1. Tel.: +7(495) 983-67-16; E-mail: [email protected]. SPIN - 8321-0780

Information about author

Kozlov Alexandr A.: DNPR the Ministry of Emergency Measures of Russia, the adviser of department. 121352, Moscow, Vatutina str., 1; Tel.: +7(495) 983-67-16;

E-mail: [email protected]. SPIN - 8321-0780