INDICATORS OF ACCEPTABLE INDIVIDUAL FIRE RISK FOR MONGOLIA
Аннотация: В работе анализируются показатель верхнего и нижнего предельного уровня индивидуального пожарного риска для Монголии.
Ключевые слова: индивидуальный пожарный риск, предельный уровень риска, число погибших людей при пожарах, нулевая гипотеза
Автор:Байгалмаа Энхтувшин |
В результате социально-экономического развития происходит увеличение воздействия пожарной опасности на экономику и население. Государственной политикой являются задачи обеспечения пожарной безопасности экономики и общества. Уровень защищенности государства, экономики и населения является уровнем пожарной безопасности страны.
Как показывает международный опыт, что используя показатели приемлемого риска, принимаются правильные решения, обеспечивая пожарную безопасность экономики и общества.
На международном уровне методология анализа и управления риском, основанная на системе приемлемого риска, впервые была принята в Нидерландах. Но большинство стран мира не принимает эту систему приемлемого пожарного риска.
Данное исследование приемлемого индивидуального пожарного риска актуально для использования управления пожарными рисками страны.
Анализом статистических данных Монголии [1] за последние шесть лет установлены следующие численные значения индивидуальных пожарных рисков: в 2012 г. – ; в 2013 г. – ; в 2014 г. – 19,7 ; в 2015 г. ; в 2016 г. , в 2017 г. . Это реальные риски, а каким должно быть установлено нормативное значение индивидуального пожарного риска для Монголии? Чтобы ответить на этот вопрос в данной работе изначально устанавливаются верхний и нижний предельные значения уровней индивидуального пожарного риска.
Оценка верхнего и нижнего уровня индивидуального пожарного риска основана на известном принципе ALARP [2]. Суть принципа ALARP заключается в том, что величина риска должна находиться «между двумя линиями»: верхний предельный уровень (ПУ) и нижний предельный уровень [3] (рис. 1). При этом, конкретное значение риска должно быть разумным с практической точки зрения.
В общем, принцип ALARP разделен на три основных уровня (рис. 1).
Таким образом, конкретное, а в перспективе, нормативное значение индивидуального пожарного риска должно находиться в зоне «Пределы допустимого индивидуального пожарного риска» (рис. 1).
Рис.1. Пределы допустимого индивидуального пожарного риска, составленные по принципу ALARP
Число погибших людей на пожарах в большей степени зависит от климатических условий страны [4]. В Монголии в зимний период количество пожаров на 70% выше, чем в летний, весенний и осенний периоды. Для решения задачи по установлению верхнего и нижнего предельного уровня индивидуального пожарного риска для Монголии проанализируем статистические показатели ряда стран.
В табл. 1 приведены данные о числе жертв в странах схожих по климату с Монголией.
Таблица 1
Число погибших на пожарах за 2010-2016 [1, 5, 6]
Страна | Население, млн. чел. | Число погибших | Среднее число | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | в год | на 100 тыс. чел. | |||
Монголия | 3,1 | 84 (2011 г.) | 66 (2012 г.) | 52 (2013 г.) | 59 (2014 г.) | 58 (2015 г.) | 56 (2016 г.) | 44 (2017 г.) | 59,85 | 2,0 | |
Киргизия | 5,52 | 64 | 84 | 90 | 80 | 80 | 48 | 80 | 75,14 | 1,36 | |
Швеция | 9,8 | 96 (2007 г.) | 115 (2008 г.) | 124 (2009 г.) | 102 (2011 г.) | 103 (2012 г.) | 96 (2013 г.) | 110 (2015 г.) |
| 2,5 | |
Казахстан | 17,5 | 528 | 488 | 518 | 455 | 401 | 386 | 371 | 449,57 | 2,4 | |
Россия | 146,8 | 13061 | 12 019 | 11 652 | 10 601 | 10 138 | 9 405 | 8749 | 10803 | 7,35 |
Из табл. 1 следует, что в Монголии наблюдается тенденция к снижению числа погибших. А насколько устойчива или неустойчива эта тенденция можно проверить по критерию согласия Пирсона ( ) [7].
В работе [8] представлены результаты исследования проверки нулевой гипотезы и для проверки надежности и установления иных статистических характеристик, исследуемых индивидуальных пожарных рисков, выбранного ряда стран для Монголии, а также Киргизии, Швеции, Казахстана и России.
Расчетные значения статистических характеристик индивидуального пожарного риска ряда стран, полученных аналогичным образом, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты расчетов статистических характеристик индивидуального пожарного риска по Монголии, Киргизии, Казахстану и России
Страна | Средний темп индивидуального пожарного риска | Коэффициенты детерминации | Уравнения регрессии для доверительных интервалов | Тенденции тренда | Средние значения доверительных интервалов ( ) |
Монголия (2011-2017 гг.) | Средний темп снижения 12% |
| «Вехрняя» регрессия y = 34,05 - 0,75х «Экспериментальная» регрессия y = 28,3 - 2,04x «Нижняя» регрессия y = 22,53 - 3,33х | снижение |
|
Средний темп снижения 4,76% (2010-2016 гг.) |
(2010-2016 гг.) | ||||
Киргизия (2010-2016 гг.) | Средний темп снижения 1,14% |
| Вехрняя регрессия y = 20,267 + 1,076х «Экспериментальная» регрессия y = 14,487 - 0,216x Нижняя регрессия y = 8,707 -1,509х | низкое снижение |
|
Казахстан (2010-2016 гг.) | Средний темп снижения 6,2% |
| Вехрняя регрессия y = 34,802 – 1,024х «Экспериментальная» регрессия y = 32,153 – 1,617x Нижняя регрессия y = 29,504 – 2,209х | снижение |
|
Россия (2010-2016 гг.) | Средний темп снижения 6,7% |
| Вехрняя регрессия y = 94,963 – 4,292х «Экспериментальная» регрессия y = 92,743 – 4,789x Нижняя регрессия y = 90,523-5,285х | снижение |
|
Анализ полученных результатов индивидуальных пожарных рисков ряда стран показал, что:
- во-первых, стационарное значение индивидуального риска (с доверительной вероятностью 0,05) наблюдается только в Швеции, которое общество считает допустимым и приемлемым [8], но его значение, исходя из экономических соображений, не может служить каким-либо ориентиром для Монголии;
- во-вторых, в Монголии и в странах, близких по климатическим условиям с ней, (Киргизия, Казахстан, Россия) наблюдается неравномерное распределение (с доверительной вероятностью 0,05) индивидуального риска (табл. 2), с незначительной тенденцией снижения. Наименьший среднегодовой темп снижения (табл. 2) наблюдается в Киргизии (1,14%), а наибольший – в Монголии (12%). При таких незначительных (кроме Монголии) темпах снижения индивидуального пожарного риска можно, в определенной степени, говорить, что и в этих странах он признается обществом допустимым;
- в-третьих, полученные характеристики статистических показателей индивидуальных пожарных рисков по ряду стран (уравнения регрессии, коэффициенты детерминации, доверительные границы (интервалы)) (табл. 2) свидетельствуют о достаточно высоких, надежных значениях исследуемой величины и могут быть использованы для достижения поставленной цели – определения верхнего и нижнего пределов (уровней) индивидуального пожарного риска для Монголии.
Заметим, что по равномерности распределения чисел индивидуального пожарного риска в Монголии и Киргизии они наиболее близки с уровнями значимости ( 0,00711 и 0,00584 соответственно [8]. При этом если из числового ряда индивидуального пожарного риска Монголии исключить данные за 2017 год (в этом году было самое высокое неслучайное влияние), то и по темпу снижения риска они будут наиболее близкими и составлять для Монголии – 4,76%, а для Киргизии - 1,14% (Казахстан - 6,2%. Россия - 6,7%), а коэффициенты детерминации составят 45,06% и 3,22% соответственно (Казахстан - 89,87%. Россия - 99,11%). Из этого следует, что по индивидуальному пожарному риску Монголия и Киргизия являются наиболее близкими.
Учитывая это, предлагается в качестве верхнего предельного уровня индивидуального пожарного риска ( ) для Монголии принять среднее значение, определяемое как:
,
где, верхний предельный уровень индивидуального пожарного риска для Монголии;
- нижний средний доверительный интервал индивидуального пожарного риска Монголии и Киргизии соответственно (табл.10);
- верхний средний доверительный интервал индивидуального пожарного риска Монголии и Киргизии соответственно (табл.2).
Тогда
Нижний предельный уровень индивидуального пожарного риска рекомендуется устанавливать на два порядка ниже верхнего [9,10]. Тогда нижний предельный уровень индивидуального пожарного риска для Монголии должен быть .
Следовательно, придерживаясь принципа ALARP конкретное (нормативное) значение индивидуального пожарного риска должно находиться в пределах
Конкретное значение может быть определено после комплексного социально-экономического анализа
Литература