The analysis of experience of operation and introduction in system of EMERCOM of Russia of information and analytical system in the field of elimination of consequences of traffic accident
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы разработки, внедрения эксплуатации в системе МЧС России информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Анализ опыта разработки и использования единой централизованной системы рассматривается как положительный для автоматизации управленческих процессов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
Ключевые слова: информационно-аналитическая системадорожно-транспортное происшествие
В современных условиях развитие интеллектуальных ресурсов являются важнейшим условием развития общества.
В механизме государственного управления, в том числе в сфере безопасности, значительно возросла роль экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов, разработки понятных и легко вычисляемых критериев, показателей и индикаторов достижения поставленных целей, вариантов рационального, экономного и эффективного их ресурсного обеспечения, оценки результативности государственных расходов.
Необходимым условием качественного решения этой задачи является информационно-аналитическая функция, имеющая целью диагностику происходящих процессов: выявление фактов отклонений или признаков их формирования, исследование причин и условий их генезиса, изучение в целях использования спонтанно образующихся факторов противодействия социальным дисфункциям, а также техногенным факторам. Именно результаты информационно-аналитической деятельности должны ложиться в основу формирования перспективных планов развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
С целью совершенствования системы ликвидации последствий ДТП за счёт повышения эффективности управления мероприятиями
МЧС России, направленными на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП в 2012 году на базе Центра мониторинга ликвидации последствий ДТПФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее – Центр ДТП) разработана Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России – ИАС-ДТП.
Работа по созданию ИАС-ДТП была нацелена на объединение ряда различных приложений, разработанных как для использования после установки на рабочее место пользователя, так и функционирующих в закрытой сети Интранет МЧС России или открытой сети Интернет, в единый комплекс, функционирующий в открытой сети Интернет и построенный на базе единых технологий.
В рамках разработки ИАС-ДТП был осуществлен ряд мероприятий:
1. На основе результатов анализа организации процессов управления мероприятиями МЧС Росси в области ликвидации последствий ДТП
в 2006-2011 годах разработаны требования к ИАС-ДТП;
2. Разработаны проектно-технические решения на создание
ИАС-ДТП при соблюдении принципа необходимой достаточности;
3. Осуществлены организационно-технические мероприятия по созданию и внедрению ИАС-ДТП;
4. Обеспечена интеграция и максимальное использование существующей программно-аппаратной платформы с размещением и функционированием на базе Центра ДТП;
5. Разработаны (скорректированы с учетом интеграции) алгоритмы сбора, обработки и передачи информации с учетом технических возможностей Центра ДТП;
6. Технически обеспечено функционирование ИАС-ДТП с размещением программно-аппаратной среды на технических средствах и автоматизированных рабочих местах Центра ДТП (организовано бесперебойное функционирование системы);
7. Осуществлены мероприятия по сохранности всех данных существующих подсистем ИАС-ДТП путем их архивации, и возможность использования при необходимости;
8. В целях качественного и своевременного внедрения ИАС-ДТП на системном уровне осуществлено научно-методическое сопровождение, предусматривающее разработку соответствующих рекомендаций (регламентов) по внедрению ИАС-ДТП.
Таким образом, ИАС-ДТП объединяет в единую комплексную систему многофункциональные элементы, создающие единое информационное пространство в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, что позволяет предоставлять доступ заинтересованным лицам и органам управления МЧС России к таким ресурсам, как информационно-аналитический, нормативный правовой, методический, образовательный, научно-внедренческий и др.
Многие современные языки и технологии программирования позволяют обеспечить выполнение этих принципов, как для настольных (C++, C#, Java, ActionScript) и веб-приложений (HTML, AJAX, Flash, JavaFX), так и для серверной части (СУБД Oracle, MySQL, MSSQL и языки программирования PHP, Perl, Java, C#).
Анализ текущего состояния ИАС-ДТП, а также выполнение работ по ее развитию, показывает, что большинство создаваемых функциональных элементов являются полноценными самостоятельными автоматизированными системами. При этом каждая автоматизированная система интегрирована в ИАС-ДТП отдельным функциональным модулем и имеет возможность взаимодействия (при необходимости) с другими модулями ИАС-ДТП.
В настоящем время ИАС-ДТП состоит из 11 модулей [1]:
программно-аппаратный комплекс автоматизированной базы данных участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП;
программно-технический комплекс компьютерных моделей типовых сценариев ДТП при перевозках опасных грузов;
программно-технический комплекс мониторинга реализации региональных целевых программ в области безопасности дорожного движения;
электронная библиотека работ, выполненных МЧС России в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
электронная библиотека работ, выполненных МЧС России в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
информационно-образовательный портал по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;
банк данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в ДТП, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения;
электронная информационно-справочная система по организации рационального применения современных систем обнаружения и оповещения при межведомственном взаимодействии при ликвидации последствий ДТП в субъектах Российской Федерации;
библиотека начальника территориального органа МЧС России;
электронный реестр инновационных технических средств, технологий и оборудования в области ликвидации последствий ДТП;
электронный реестр информационно-коммуникационных технологий и специального программного обеспечения в области ликвидации последствий ДТП.
ФГИС «ИАС-ДТП» является объектом информатизации
МЧС России. Работы по развитию ФГИС «ИАС-ДТП» реализуются в соответствии с планом информатизации МЧС России.
ФГИС «ИАС-ДТП» обеспечивает решение следующих задач:
автоматизированный сбор, анализ, хранение и визуализацию обобщенных данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП, проводимых работах на месте ДТП, организации деятельности территориальных органов управления МЧС России в области совершенствования систем спасения пострадавших в ДТП, об организационном и техническом обеспечение пожарно-спасательных подразделений в субъектах Российской Федерации, участии территориальных органов МЧС России в региональных целевых программах в области безопасности дорожного движения, образовательно-пропагандистской деятельность территориальных органов МЧС России и подготовка личного состава пожарно-спасательных подразделений;
автоматизированный расчет коэффициента реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП на основе заложенного математического аппарата с использованием имеющихся данных;
сбор, хранение и учет информации о работе автомобильных эвакуаторов на местах ДТП;
автоматизированный сбор и хранение информации о нормах в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, характеристик аварийно-опасных веществ, перевозимых автомобильным транспортом (аварийные карточки), мультимедийных материалов о ликвидации последствий ДТП при перевозках опасных грузов;
сбор и хранение результатов работ, выполненных по заказу
МЧС России в рамках реализации мероприятий федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения»;
поддержка принятия управленческих решений при ликвидации последствий ДТП при перевозках опасных грузов;
информационно-справочное обеспечение рационального применения современных систем обнаружения и оповещения при межведомственном взаимодействии при ликвидации последствий ДТП территориальных органов МЧС России;
компьютерное моделирование типовых сценариев ДТП при перевозках опасных грузов по различным методикам расчета (СУГ, ЛВЖ) их последствий по обобщенным данным;
сбор и учет сведений об объектах инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в ДТП, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения;
сбор и учет сведений о применении, разработках, эксплуатации инновационных технических средств, технологий и оборудования в области ликвидации последствий ДТП.
Помимо актуальных задач по повышению эффективности системы спасения пострадавших в ДТП, решение которых требует расширения функциональных возможностей ФГИС «ИАС-ДТП», для модернизации используется накопленный опыт по вопросам организации ликвидации последствий ДТП, разработки и реализации плановых документов, технического оснащения и аттестации личного состава пожарно-спасательных подразделений на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д.
В 2017 году реализации пункта 1 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 5063п-П9 обеспечена интеграция ресурсов ИАС-ДТП с сайтом открытых данных Минкомсвязи России безопасныедороги.рф. Для реализации интеграции расширены функциональные возможности ФГИС «ИАС-ДТП» за счет создания дополнительных модулей по сбору и обобщению информации о чрезвычайных ситуациях на объектах дорожного хозяйства и мероприятий по их ликвидации.
Приведенные в статье сведения позволяют сказать, что рассматриваемая информационно-аналитическая система используется в МЧС России для решения практических задач. С использованием накопленного массива информации позволяет объективно оценивать результаты деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по организации работы по ликвидации последствий ДТП. Функциональные возможности ФГИС «ИАС–ДТП» ежегодно расширяются исходя из задач по автоматизации учета показателей для использования руководящим составом МЧС России при принятии управленческих решений.
Список использованных источников
1. Распоряжение МЧС России от 09.02.2015 № 19 с изменениями от 06.12.2017 г.
2. Отчет о НИР «Научные исследования и мониторинг основных направлений развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в части МЧС России» (НИР «Мониторинг-ДТП»)»/МЧС России: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). – М: 2017, 246 с.
3. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях/ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). – М: 2013, 357 с.