Особенности способов совладания с трудной жизненной ситуацией (на примере студентов ВУЗов СКФО)

The ways to cope with difficult life situations (on a sample of high school students the North Caucasian federal district).

Аннотация: Аннотация. В статье изложены результаты исследования представлений студентов ВУЗов Северо-Кавказского федерального округа об используемых в их культуре способах совладания с трудными жизненными ситуациями. Проверяется предположение о наличии специфических (коллективных, коллективистических) форм копинга у представителей кавказских народов. Описаны результаты анализа данных письменного опроса и фокус-групп методом обоснованной теории в версии К. Чармаз. Выделены особенности использования коллективных способов копинга.

Ключевые слова: Cпособы совладаниятрудная жизненная ситуацияколлективистический копингметод фокус-групп.

Автор:Удовиченко Анастасия Станиславовна | Курилова Евгения Владимировна | Логачева Екатерина Александровна | Пастушенкова Марина Николаевна |

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях – это процесс психологического консультирования в особых условиях. Работа психологов МЧС России включает как индивидуальную работу с пострадавшим, так и с малыми и большими группами людей. Специалисту необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого человека: гендерные, возрастные, социальные, культурно-этнические отличия. Исследования, посвященные изучению социокультурных особенностей психологии совладающего поведения разрабатываются в России рядом авторов [4].

Вопрос рассмотрения культурно-специфических реакций и особенностей стратегий совладания пострадавших в чрезвычайных ситуациях поднимается в исследовании М.В. Филипповой. В исследовании рассмотрены особенности когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий совладания представителей разных этнических групп (Республика Татарстан, Якутия, Тыва, Северная Осетия-Алания, города Ярославля, а также Республики Беларусь). Автор описывает заключение о том, что среди факторов предпочтения стратегий совладания имеют место средовые, а именно культурно-специфические компоненты [11].

В настоящем исследовании социокультурная природа совладающего поведения рассматривается на примере того, какие способы совладания с трудной жизненной ситуацией (далее ТЖС) используются представителями народов Северного Кавказа. Согласно современным данным, ценности этих народов во многом определяют коллективистические стратегии общества. В качестве культурной специфики Северного Кавказа исследователи выделяют ритуализацию коммуникативной практики, четкое распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами, строгое соблюдение устного права, наличие иерархии подчинения и др. [7].

Мы предполагаем, что эти культурные особенности могут определять использование специфических способов совладающего поведения представителями традиционных коллективистических культур.

В статье представлены результаты предварительного исследования (направленного на поиск культурных особенностей совладания с ТЖС), которое проводят Центр экстренной психологической помощи МЧС России, его Северо-Кавказский филиал в сотрудничестве с Пятигорским государственным университетом. Экспериментальной площадкой исследования являлись Пятигорский государственный университет и Пятигорский медико-фармацевтический институт. В исследовании приняли участие 251 человек: 121 юноша и 130 девушек 17-23 лет, представители некоторых северокавказких этносов (ингуши, лакцы, осетины, чеченцы, карачаевцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, даргинцы и др.).

Для изучения предпочтений стратегий совладания представителей разных этнических групп использовались два исследовательских плана:

1) письменный опрос с применением стандартизированных опросников (n=177): «Когнитивное оценивание ТЖС» [1] позволяет получить данные об актуальных для респондента ТЖС, определяет трудность ситуации по восьми критериям; «Опросник способов копинга» (адаптация методики С. Фолкман, Р. Лазаруса, Битюцкая, 2014).

2) для решения задачи более полного понимания феноменологии реагирования на ТЖС использовался метод фокус-групп. Было проведено 8 фокус-групп (n=74). Вопросами для обсуждения в группах являлись (отдельно мужских (n=36) и женских (n=38): актуальные темы ТЖС, принятые в культуре способы совладания, этнические особенности реагирования в ТЖС, способы реагирования на ТЖС мужчинами и женщинами в традиционном обществе и др.

Процедура обработки данных. Данные по категоризации ТЖС были систематизированы по жизненным сферам и ранжированы по частоте отдельно для мужчин (n=85) и женщин (n=92). Для сравнения средних значений по когнитивному оцениванию ТЖС мужчин и женщин использовался критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ показателей когнитивного оценивания и способов копинга проведен отдельно для мужской и женской групп с использованием коэффициента Спирмена. Протоколы участников фокус-групп обрабатывались методом обоснованной теории в версии К. Чармаз [12].

Результаты анкетирования:

В группе юношей наиболее часто указаны ТЖС учебной и профессиональной сферы (в 34% анкет мужчин): сессия и поиск, устройство на работу. Отметим, что в ряде случаев в качестве ТЖС определяется сомнение в правильности выбора вуза, связанное с неуверенностью в том, что в будущем выбранная специальность позволит обеспечить семью том числе родительскую). Следующими по частоте упоминания находятся ТЖС внутриличностной сферы (20%). Наибольшее количество таких ситуаций связаны с «нехваткой времени». Ниже располагаются ситуации, связанные с финансовыми проблемами (15%) и ситуации потери, угрозы жизни и здоровью (своему и близких людей; 15%). Упоминание ТЖС межличностной сферы составляют 11% от общего числа ТЖС в мужской подгруппе. Сюда вошли ссоры с родными и друзьями, «личная жизнь» и ее отсутствие, конфликты с родителями. В четырех случаях респонденты отметили беспокойство за макросоциальную сферу (отношения в обществе, коррупция, 5%).

Девушки в качестве ТЖС наиболее часто называют ситуации межличностной сферы (указаны в 98% анкет): взаимоотношения с родителями, с одногруппниками, преподавателями, друзьями, противоположным полом, в т.ч. конфликты. В этом классе ситуаций у девушек особо выделяются несколько тем: взаимоотношения с отцом; отсутствие понимания со стороны родных и проблемы выбора спутника жизни. При этом проявляется влияние культурных факторов: традиционная патриархальность кавказского общества, запреты межэтнических и межрелигиозных браков. Следующие по частоте упоминания – учебные и профессиональные трудности (78%). К ним относятся сессия, разочарование в выбранной специальности, поиск работы. На третьем месте – ситуации угрозы жизни и здоровью, потеря близких людей (67%). Большую долю ТЖС девушек (51%) занимают также трудности во внутриличностной сфере: беспокойство из-за неопределенности будущего, поиск смысла жизни, ориентиров, трудности распределения времени и принятия решений.

При этом интересно отметить, что согласно результатам анализа средних значений, по всем критериям когнитивного оценивания показатели девушек более высокие (т.е. субъективная трудность ситуаций, о которых сообщают респондентки, более выражены).

Корреляционный анализ выявил следующие значимые связи. Для мужской подгруппы обнаружены корреляции воспринимаемой неподконтрольности ситуации и актуализации социальной поддержки (p=,378; p=,040); угрозы будущему и противостояния (p=,376; p=,041). Этот же фактор когнитивного оценивания отрицательно связан с избеганием (p=–,428; p=,018). Это означает, что с уменьшением контроля над ситуацией у юношей возрастает вероятность обращения к помощи социального окружения. С повышением значимости последствий ситуации, её влияния на жизнь в будущем усиливается активный, направленный на изменение ТЖС копинг, предполагающий настойчивость, риск, конфликтное поведение; и напротив, уменьшается вероятность ухода от разрешения ситуации через отвлечение.

Для женской группы выявлены корреляции: неподконтрольности с фантазированием (p=,239; p=,025) и планомерным копингом (отрицательная, p=–,254; p=,017); непонятности с самообвинением и фантазированием (p=,252; p=,018; p=,411; p=,000); трудностей принятия решения с противостоянием, самообвинением, фантазированием (p=,339; p=,001; p=,320; p=,002; p=,233; p=,029); сильных эмоций с этими же тремя копинг-стратегиями (p=,273; p=,010; p=,227; p=,034; p=,272; p=,010); угрозы будущему и фантазирования (p=,322; p=,002). Т.е. в отличие от юношей у девушек обнаруживается связь неподконтрольности и непонятности ситуации с пассивным копингом и уходом от активных действий. Другое различие с мужской группой состоит в том, что ощущение угрозы будущему у девушек также связано с пассивным реагированием. При трудностях выбора решения и усилении эмоциональных переживаний наблюдается схожее сочетание способов копинга: повышается вероятность сопротивления ситуации; самокритика и принятие ответственности за происходящее; фантазирование и надежда на внешние силы.

Результаты фокус-групп: можно выделить следующие особенности способов совладания с ТЖС представителей разных этносов Северного Кавказа:

1) Большинство респондентов отмечают в качестве приоритетной стратегию обращения за помощью для поиска решения или эмоциональной поддержки к родным и близким. Респонденты также подчеркивают, что наличие актуальных разногласий и споров между близкими людьми не является препятствием для оказания поддержки, напротив – служит поводом примириться.

2) Описанные способы реагирования в ТЖС регламентируются ролевыми позициями мужчин и женщин, старших и младших. В связи с тем, что ответственность за принятие решения в ТЖС лежит на «старших» и на мужчинах («У нас так заведено, что все проблемы и конфликты решают старшие»), респонденты отмечают их активную позицию. Так, мужчинам отведена ведущая роль в создании каналов помощи, контроле над процессом разрешения ситуации, привлечении различных ресурсов для решения проблемы. Женщине определена пассивная роль: терпение и следование мужскому решению («Женщины в ТЖС всегда прислушиваются к мужчинам»).

3) Респонденты сообщают о заданном культурой «традиционном» поведении мужчин и женщин в сложных ситуациях. Можно выделить три механизма его осуществления. Во-первых, к ним относятся сценарии ситуаций. Например, для случаев смерти близкого человека определены: последовательность и содержание действий; принятые формы выражения эмоций, различные для мужчин и женщин; необходимость контроля негативных эмоций у мужчин. Во-вторых, следование традициям и социальным нормам осуществляется через соблюдение адатов, а также, в-третьих, через религиозное поведение (посещение мечети или церкви, молитвы).

4) Описывается сплоченность и возможность быстро реагировать на ТЖС, которая поддерживается благодаря расселению рядом друг с другом, сохранению тесных связей и осведомленности в делах друг друга.

Выявленные особенности способов совладающего поведения требуют дальнейшего анализа. Данная работа является частью более широкого исследования особенностей стратегий совладающего поведения представителей разных этносов Северного Кавказа. Ближайшая перспектива – провести исследование при реализации письменного опроса и фокус-групп на выборке, разделенной по этническому составу (карачаевцы, абазины, осетины, кабардинцы, балкарцы и др.) Надеемся, что выявленные особенности позволят в дальнейшем разработать практические рекомендации для специалистов-психологов, работающих с представителями народов Северного Кавказа.

Литература

1. Битюцкая Е.В. Методика диагностики когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – Т. 2, С. 276–278.

2. Битюцкая Е.В. Факторная структура русскоязычной версии методики «Опросник способов копинга» // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 138–150.

3. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1995.

4. Емельянова Т.П., Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2016. Т.1, №1. С. 3–22.

5. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. Справляются ли россияне с жизненными трудностями? Исследования социокультурной контекстуализации стресса и копинга // Вестник РГНФ. 2015. № 4. С. 162–171.

6. Курилова Е.В., Битюцкая Е.В., Логачева Е.А. Коллективные формы совладания с трудными жизненными ситуациями // Сборник материалов XVIII Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва: Левъ. 2017. – Т. 2, С. 95-101.

7. Тагирова Р.А. Ценностно-нормативные стратегии как инструмент преодоления конфликтных ситуаций в условиях этнической среды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12 (54). Часть 4. С. 146–147.

8. Хараева Л.А., Муртазова З.А. Коллективистические ценности северокавказской культуры как основа коммуникативного поведения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 1. С.61–66.

9. Хорошилов Д.А. Критерии валидности качественного исследования в психологии. Дисс. … канд. психол. н. – М., МГУ, 2012.

10. Чередниченко Т.А., Маленова А.Ю. Соотношение индивидуального и коллективного в структуре ценностей и копинг-поведения у молодежи и старшего поколения // XL Региональная студенческая научно-практическая конференция «Молодежь третьего тысячелетия». Сборник научных статей. 2016. С. 693–695.

11. Филиппова М.В. Особенности стратегий совладания, способов восстановления психоэмоционального состояния молодежных аудиторий некоторых этносов России и ближнего зарубежья // Технологии гражданской безопасности, Т 14, 2017. № 1. С 50–58.

12. Charmaz K. Constructing grounded theory: a practical guide through qualitative analysis. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 2006. – 208 р.

13. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values// Beverly Hills CA: Sage Publications. 1980. – 327 р.