Problematic issues of organizing first aid classes and psychological support with young people
Аннотация: В статье отражен опыт реализации занятий по первой помощи и психологической поддержке с молодежью. Автор обосновывает выводы о необходимости комплексного подхода к организации занятий по формированию знаний о первой помощи и психологической поддержки у молодежи. Так же в статье показана эффективность данных занятий для обогащения теоретических знаний и формирования практических навыков в указанной сфере.
Ключевые слова: психологическая готовностьпервая помощьпсихологическая поддержка
Современное общество можно охарактеризовать как информационное, в связи, с чем существенно возрастает значимость умения искать, модифицировать и использовать необходимую информацию, что в свою очередь способствует обеспечению успешности любого вида деятельности. Именно поэтому перед современным образованием стоит цель формирования и развития данного умения. Современные учащиеся должны научиться анализировать, систематизировать, преобразовывать и осознавать получаемую информацию и тем самым переводить ее в разряд знаний. Поэтому перед педагогами фактически встает не только вопрос о том, какие методы, средства, технологии, формы педагогической деятельности предпочтительнее использовать для достижения наиболее эффективных результатов учебного процесса, но и с какими организациями следует выстраивать тесное взаимодействие, чтобы получаемые знания имели практическое преломление. В связи с этим особый интерес приобретает раздел ОБЖ касающийся оказания первой помощи пострадавшим в экстремальной ситуации (ЭС), так как в нем на первое место выходит именно отработка получаемых знаний в рассматриваемой области на практике в малых группах (10-12 человек). При этом многие специалисты, рассматривающие и разрабатывающие образовательные программы, отмечают, что отведенные на данные темы часы (а именно 2-3 часа), не обеспечивают достаточного усвоения необходимых знаний и развития требуемых умений и навыков в обозначенной области.
В этом случае положительное влияние может играть организация дополнительных занятий с обучающимися и взаимодействие с организациями, чья деятельность непосредственно связана с оказанием помощи пострадавшим в ЭС. И одной из таких организаций является Приволжский филиал ФКУ ЦЭПП МЧС России, психологи которого имеют положительный опыт сотрудничества с учителями-организаторами ОБЖ, заинтересованными в том, чтобы их воспитанники овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками в полном объеме.
Реализуемый в Приволжском Федеральном округе Всероссийский социальный проект «Научись спасать жизнь!», целью которого является пропаганда среди различных групп населения знаний о первой помощи и психологической поддержке, а так же привлечение внимания людей к данной проблеме, помогает выстраивать данное взаимодействие более продуктивно. В рамках данного проекта разработаны специальные программы, призванные оптимизировать процесс трансляции современных знаний в рассматриваемой области, создаются условия для отработки и закрепления полученных знаний на практике с использованием необходимого оборудования, а так же имеется возможность расширения объема часов, отводимых на изучение рассматриваемого раздела ОБЖ как минимум на 8 часов.
Нами были проведены занятия в трех группах по 8-ми часовой программе подготовки. Задачи программы:
1) формировать и расширять систему знаний в области оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях;
2) обучить приемам оказания первой помощи пострадавшим;
3) познакомить с приемами распознавания разных видов острых стрессовых реакций, прогнозирования поведения пострадавших и эффективного оказания помощи с учетом особенностей их психического состояния;
4) способствовать развитию и саморазвитию обучающихся.
В общей сложности программу данного курса прошло 76 человек в возрасте от 16 до 23 лет.
Несмотря на то, что в школьной программе по дисциплине «Основы безопасной жизнедеятельности» начиная с восьмого класса учащиеся, так или иначе касаются вопросов оказания первой помощи, пропедевтический (входной) контроль в начале обучения показал, что данные знания у учащихся сформированы в недостаточной степени и носят эпизодический разрозненный характер (у 44% учащихся неудовлетворительные оценки по тесту). Средний результат по тесту в исследуемых группах составляет всего 48% (неудовлетворительная оценка).
Качественный анализ ошибок, совершаемых респондентами в ходе пропедевтического контроля показал, что учащиеся затрудняются в ответах на такие вопросы как:
1) какие действия необходимо осуществлять для проверки дыхания у пострадавшего;
2) соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания при проведении сердечно-легочной реанимации взрослому человеку;
3) какие признаки жизни проверяют у пострадавшего;
4) в каких случаях накладывается кровоостанавливающий жгут;
5) для чего проводится обзорный осмотр;
6) необходимые действия при потере сознания, но наличии дыхания;
7) что нужно делать при оказании помощи человеку, испытывающему сильные эмоциональные реакции;
8) что препятствует установлению контакта с пострадавшим.
Поэтому основным целеполаганием нашей деятельности было адаптировать и реализовать (с учетом имеющихся организационных условий и возрастных особенностей учащихся) программу подготовки учащихся к оказанию помощи пострадавшим в ЭС.
Благодаря проведенному анализу результатов пропедевтического контроля нам удалось более качественно выстроить взаимодействие с учащимися в процессе реализации данных мероприятий и больше уделить внимание проблемным вопросам.
В процессе обучения использовались следующие формы и методы обучения: интерактивная лекция, диалог, проблемное изложение, практическое упражнение, решение ситуационных задач.
В процессе обучения учащиеся пробрели навыки оказания сердечно-легочной реанимации (СЛР), навык оказания помощи при нахождении инородного тела в верхних дыхательных путях (прием Геймлиха), освоили различные приемы остановки наружного кровотечения, навык оказания первой помощи при различных видах травм, навык оказания первой помощи при прочих состояниях, придания пострадавшему устойчивого бокового положения, а так же навыки оказания психологической поддержки пострадавшим в ЭС.
По завершению 8-ми часового курса был проведен итоговый контроль, который показал, что учащиеся эффективно освоили транслируемые им знания, умения и навыки (ЗУН). Полученные данные указывают на то, что у обучающихся произошел существенный прирост знаний относительно пропедевтического контроля (число неудовлетворительных оценок существенно снизилось и составило всего 2%).
Уровень удовлетворительных оценок стал составлять всего 19%. А у 53% учащихся появились оценки отлично, чего не наблюдалось в начале исследования.
На основе полученных данных можно заключить, что результаты, полученные в ходе итогового контроля, существенно отличаются от результатов пропедевтического контроля, что подтверждается статистическими данными (значимость различий между этими двумя замерами составляет р=0,000).
В среднем прирост знаний по выборке составил 28%, что на наш взгляд является хорошим показателем.
Кроме того, по завершению данного курса через три месяца с некоторыми учащимися (n=23) было проведено повторное исследование, направленное на выявление сохранности полученных знаний. Сравнение данных итогового и повторного контролей показало, что между ними нет статистически значимых различий (р=0,733), что указывает на достаточно высокую сохранность полученных знаний учащимися на протяжении длительного периода времени.
В целом, обобщая полученные в ходе проведенного исследования данные, мы можем говорить о том, что увеличение объема часов, специально разработанная программа, специально созданные условия, а так же использование специального оборудования для отработки полученных знаний на практике способствуют лучшему накоплению знаний в области первой помощи и психологической поддержки. В процессе реализации Всероссийского социального проекта «Научись спасать жизнь» был получен положительный опыт сотрудничества с учителями-организаторами ОБЖ различных образовательных учреждений. Участники проводимых мероприятий смогли овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Полученный нами опыт позволяет говорить об эффективности выстраивания взаимодействия между образовательными учреждениями и специалистами организаций, занятых решением частных задач (например, специалистами службы МЧС России), а также обнажает перспективные направления работы в рамках развития и реализации проектов, нацеленных на приобщение молодежи к знаниям об оказании первой помощи и психологической поддержки.