ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Dynamics of forming cognitive professional skills of the specialists of EMERCOM of Russia during psychological training

Аннотация: В статье рассматриваются возможности и результаты тренировки когнитивных ПВК (некоторых свойств внимания и памяти) у сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС, выполняющих инспекторскую деятельность, в рамках прохождения психологической подготовки с использованием современных технических средств (компьютерных флэш-игр) в сочетании с выполнением привычной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компьютерная игратренировка памятитренировка вниманиякогнитивные профессионально-важные качества

Автор:Марченко Екатерина Витальевна |

Психологическая подготовка специалистов МЧС России - это специализированный процесс усвоения психологической составляющей профессиональной деятельности, осуществляемый в единстве с формированием и развитием профессионально важных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения профессионального здоровья, профилактики негативных последствий профессионального стресса. С учетом специфики профессиональной деятельности конкретных категорий специалистов МЧС России сотрудниками научно-исследовательского отдела психологической подготовки и психологического консультирования ФКУ ЦЭПП МЧС России были разработаны учебно-методические комплексы (далее – УМК) для пожарных и спасателей, горноспасателей, диспетчеров ЕДДС, летно-подъемного состава, оперативных дежурных ЦУКС. УМК представляет собой комплекс подробных сценариев для проведения занятий по психологической подготовке, состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы и единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала. Он включает не только теоретические блоки, но и вопросы для обсуждения с учебной группой, практические упражнения, ситуационные задачи, ролевые игры.

Мероприятия по психологической подготовке могут проводиться как в очной, так и в дистанционной форме, последняя реализуется в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и сотрудника психологической службы МЧС.

Для реализации дистанционной формы проведения психологической подготовки специалистов был разработан электронный учебно-методический комплекс (далее - ЭУМК). ЭУМК - это информационный образовательный ресурс, состоящий из следующих компонентов: текстовые главы по темам программы психологической подготовки, вопросы для размышления, обращающиеся к профессиональному и личному опыту обучающихся, тематические задания для самостоятельного выполнения, гиперссылки на иллюстративный видео-материал, вопросы для анализа просмотренных видеофрагментов, контрольные вопросы для проверки знаний по темам глав, медиа-файлы (тематический фото- и видеоматериал), библиотека дополнительной литературы, а также игры для тренировки и формирования профессионально важных качеств.

Очевидно, что стрессовые нагрузки при выполнении профессиональной деятельности и возрастные изменения познавательных процессов могут способствовать негативному изменению показателей памяти и внимания у специалистов МЧС России, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

При этом развитие у взрослых людей таких функций как внимание и память, носит сложный, нестабильный и колебательный характер в процессе их возрастной динамики (работы Ананьева Б.Г., Асеева В.Т., Артемова В.А., Божко Н.М., Сухобской Г.С., Еремеевой В.Д., Зимней И.А., Канатова А.И., Крутецкого В.А., Матухина Д.Л., Леонтьева А.А., Петрова Я.И., Рыбалко Е.Ф., Степановой Е.И., Фоменко Л.Н. и др.) [3,6,8,10,11,15,16,17], но некоторые виды памяти и свойства внимания поддаются тренировке и изменению при определенном воздействии на них. Основываясь на исследованиях о влиянии компьютеризации и компьютерных игр на различные психические функции человека, можно утверждать, что компьютерные игры могут являться инструментом развития психических процессов в ходе решения игровых конструктивных задач (работы Авербуха Н.В., Аветисовой А.А., Бабаевой Ю.Д., Войскунского А.Е., Володарской Е.А., Полутиной Н.С., Фомичевой Ю.В., Шмелева А.Г., Шапкина С.А. и др.) [1,2,4,5,7,13,14,18,19,20]. Эти предположения явились основой для проведения экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в 2016-2017 гг., в нем приняло участие 85 человек из числа сотрудников ФПС МЧС России г. Москвы, выполняющих инспекторскую деятельность и работающих в одном структурном подразделении, их возраст составил 25-36 лет.

Для проведения формирующего эксперимента были определены 2 группы: контрольная и экспериментальная. Практическая часть исследования проводилась в 3 этапа. На первом этапе проводилось входное психодиагностическое обследование, включающее в себя изучение процессов памяти и внимания в контрольной и экспериментальной группах етодики «Кольца Ландольта», «Числовой квадрат», «Проба Мюнстерберга», «Память на числа» [12] и методика изучения пространственной зрительной памяти [9]). На втором этапе для участников экспериментальной группы проводилось установочное занятие, включающее в себя: организационную часть, подробный инструктаж-практику по использованию игр и заполнению специально разработанных листов наблюдения. А далее самостоятельное использование участниками экспериментальной группы компьютерных игр с течение 10 смен и самостоятельное заполнение листов наблюдения. На третьем этапе осуществлялось проведение выходного диагностического обследования показателей памяти и внимания в контрольной и экспериментальной группе, а также проведение индивидуальной обратной связи по итогам для участников исследования. Математическая обработка полученных экспериментальных данных проводилась с помощью IBM SPSS Statistics Version №22.

Для исследования были использованы игры из ЭУМК для пожарных и спасателей: «тренировка внимания» - 24-уровневая флэш-игра с простым интерфейсом. Игровое поле состоит из пустых квадратов и квадратов, в которых расположены различные предметы. Задача игрока после звукового сигнала сосчитать на игровом поле количество определенных предметов и после этого отметить количество предметов на шкале справа. И игра «Тренировка памяти» представляет собой 36-уровневую флэш-игру также с доступным интерфейсом. Игровое поле состоит из пустых квадратов и квадратов, в которых расположены различные предметы. Задача игрока после звукового сигнала посмотреть на появившиеся изображения и запомнить их расположение, а после восстановить их, путем перетаскивания предложенных внизу экрана элементов на поле.

Обработка и математический анализ результатов контрольной группы в сравнении до и после эксперимента показал статистически значимые положительные различия по показателям объема внимания (р<0,05), избирательности (р<0,05), устойчивости (р<0,05) и распределению внимания (р<0,05). При этом по показателям концентрации внимания, объему кратковременной памяти и уровню развития пространственной зрительной памяти различий в контрольной группе нет (р>0,05).

В экспериментальной группе значимые положительные различия сравнения до и после эксперимента были выявлены в показателях объема внимания (р<0,05), избирательности (р<0,05), устойчивости (р<0,05), распределении внимания (р<0,05), а также уровне развития пространственной зрительной памяти (р<0,05). При этом по показателям концентрации внимания и объему кратковременной памяти различий в контрольной группе нет (р>0,05).

При этом в ходе сравнения контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента были получены статистически значимые различия между группами по показателям объема внимания (р=0,005), устойчивости внимания (р=0,028) и уровню развития пространственной зрительной памяти (р=0,043). В экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой средние показатели изменились в большую сторону.

Проведенное исследование показало положительное изменение некоторых свойств когнитивных ПВК (объема и устойчивости внимания, а также уровня развития пространственной зрительной памяти) при использовании разработанных игр в рамках мероприятий по психологической подготовке в сочетании с осуществлением своей привычной профессиональной деятельности специалистами ФПС МЧС России, выполняющими инспекторскую деятельность

Список литературы:

  1. Авербух Н.В, Щербинин А.А. Феномен присутствия и его влияние на эффективность решения интеллектуальных задач в средах виртуальной реальности // Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8, №4. С.102-119.
  2. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 35–58.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М., 1980. – Т.1.
  4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. Т.19. №1. 1998. С.89-100
  5. Войскунский А.Е, Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения // Вопросы психологии. 2004. С.85-86
  6. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости / Под ред. Я.И. Петрова и Л.Н. Фоменко. – Л., 1984
  7.   Володарская Е.А., Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Выпуск 4. C.28-46
  8.    Вопросы психологии памяти: Сб.ст. /Под ред. А.А. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  9.   Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. Под ред. Шадрикова В.Д. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2009.
  10.   Канатов А.И. Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования // Человек и образование. 2006. №8-9, С.32-35.
  11.   Матухин Д.Л. Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся // Психология и педагогика, 2007 С.159-162.
  12.   Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в МЧС РФ. - М., 2013.
  13.   Полутина Н.С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. 2010. №4 . С.93-97.
  14.   Полутина Н. С. Возможности использования компьютерных игр в психологии // Интеграция образования. 2006. №4. С.273-276.
  15.   Психологические и нейропсихологические основы обучения взрослых / Под ред. А.И. Канатова, В.Д. Еремеевой. Т.3. Книга 2. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. – Спб.: ИОВ РАО, 2000.
  16.   Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990.
  17.   Фельдшгейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М.: Междунар. пед. академия. 1995.
  18.   Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
  19.   Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 86-102.
  20.   Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 16-84.