Работа с сопротивлением при проведении мероприятий по психологической подготовке

Coping with the resistance during the events of psychological education

Аннотация: Целью данной статьи является изучение подходов к работе с сопротивлением в процессе обучения и разработка рекомендаций по профилактике негативных последствий сопротивления при проведении мероприятий по психологической подготовке. Особое внимание акцентируется на видах и причинах сопротивления в группе обучающихся. Выделяется и описывается пошаговый алгоритм по работе с сопротивлением в процессе обучения.

Ключевые слова: психологическая подготовкасопротивлениеспециалисты экстремального профиля

Автор:Кокар Светлана Владимировна |

По всей территории Российской Федерации реализуется единая система психологической подготовки у спасателей, горноспасателей, пожарных и других категорий личного состава МЧС России. Общими задачами психологической подготовки в МЧС России являются: овладение психологической составляющей профессиональной деятельности, формирование и развитие профессионально важных качеств и профилактика негативных последствий профессионального стресса у специалистов [1]. Мероприятия по психологической подготовке проходят в форме интерактивных занятий, на эффективность которых влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет сопротивление учебной группы во время занятий.

Цель исследования изучить подходы к работе с сопротивлением в процессе обучения и сформулировать рекомендации по профилактике негативных последствий сопротивления при проведении мероприятий по психологической подготовке.

Проблема сопротивления обучению изучалась в трудах А.Н. Азариновой, Е.В. Гудковой, И.Г. Маркушиной, А.А., Е.В. Сидоренко, И.И. Губаревич, Е.Л. Касьяник. Так, А.В. Барышева рассматривает сопротивление как комплекс эмоциональных и поведенческих реакций, призванных защитить личностные ценности, привычки и отношения от «чужеродного» влияния. Задача сопротивления, по ее мнению, не допустить болезненных переживаний, связанных с потерей психологической безопасности и снижением самооценки, а также уменьшить напряжение, вызываемое ситуацией неопределенности, напрямую связанной с новизной информации [2]. В процессе проведения занятий по психологической подготовке со специалистами экстремального профиля сопротивление может проявляться в поведении, степени активности, изменении актуального состояния, вопросах, высказываниях, характере ответов и обратной связи обучающихся.

Е.В. Сидоренко проводит параллель между физическим законом «Сила действия равна силе противодействия» и утверждает, что, чем большее давление оказывает обучение, тем большее сопротивление оно вызывает [3]. Опыт работы с личным составом МЧС России по направлению «Психологическая подготовка» подтверждает, что директивный характер обучения воспринимается специалистами формально и негативно. Таким образом, одной из мер профилактики сопротивления в группе обучающихся является правильный выбор модели обучения. При проведении мероприятий по психологической подготовке уместно обратиться к андрагогической модели обучения, которая предполагает демократический характер обучения и принятие на себя ответственности за процесс обучения как преподавателем, так и всеми обучающимися. [4]. А.Н. Азаринова также указывает, что одним из ключевых факторов, определяющих характер группового сопротивления в тренинге, является ориентация тренера на монологическую или диалогическую модель взаимодействия с группой, использование субъект-субъектного или субъект-объектного подхода в обучении. Кроме того, она подчеркивает, что преодоление сопротивления в учебных группах, функционирующих на основе субъект-субъектной модели, происходит быстрее и легче [5]. Данная позиция также подтверждает необходимость ориентироваться на андрагогическую модель обучения, схожую по своему содержанию с субъект-субъектным подходом.

Существуют различные классификации сопротивления в процессе обучения. Е.В Сидоренко выделяет следующие виды: 1) по источнику: первичное (сформированное еще до начала занятия) и вторичное (возникающее в ответ на действия преподавателя); 2) по широте охвата: индивидуальное (обусловленное особенностями или настроением одного человека), и групповое (в котором задействованы несколько человек). И.И. Губаревич и Е.Л. Касьяник предлагают классификацию сопротивления по отношению к определенным факторам: к теме семинара или тренинга, к процессу или самому участию в семинаре, к тренеру, к группе обучающихся и отдельно выделяют поведенческие особенности участников [6]. Также, Е.В. Сидоренко указывает следующие причины вторичного сопротивления: затягивание времени, неточность формулировок, отсутствие признания со стороны тренера, малая информативность, отсутствие интриги, заражение эмоциями тренера, интервенция (нарушение границ), обман ожидания [3].

Для изучения возможных причин сопротивления во время занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России нами был проведен качественный анализ анонимных заключительных анкет, заполненных после проведения цикла занятий за 2016 и 2017 года в подразделениях спасателей, горноспасателей и пожарных. Так, самыми значимыми факторами, затрудняющими работу на занятиях, по мнению обучающихся являются: сложная терминология – 27%, неудовлетворительное психофизиологическое состояние (сонливость, усталость) – 24%. Кроме того, наиболее часто встречающимся пожеланием специалистов по организации занятий стало следующее: проводить занятия чаще, сделать занятия регулярными (60%). Другие пожелания в основном были связаны с расширением интерактивной части занятий с помощью заданий, упражнений, приближенных к реальности примеров и наглядных пособий [7].

Исходя из этого, при возникновении сопротивления преподавателю важно своевременно его отследить и определить причины, а также выбрать подходящие приемы работы с этим явлением. Например, К.Е. Пикхарт обращает особое внимание на принятие сопротивления и борьбу со страхом, который может возникнуть у преподавателя при сопротивлении участников занятия [цит. по 6]. Стоит отметить, что сопротивление в процессе обучения выполняет не только негативные функции, среди которых – ухудшение психологического климата, нарушение дисциплины и непринятие учебного материала, но и позитивные – сопротивление выполняет диагностическую функцию, проясняет обстановку и помогает понять потребности и пожелания обучающихся.

Д. Ли предлагает выбирать приемы работы с сопротивлением, исходя из типологии «трудных участников», где для каждой формы проявления сопротивления предназначены определенные приемы [8, стр. 111]. А.Н. Азаринова выделяет психологические роли, которые могут появляться в группе обучающихся при использовании субъект-объектного и субъект-субъектного подходов [5].

Е.В. Сидоренко предлагает ряд техник работы с сопротивлением, некоторые из которых возможно использовать при проведении занятий по психологической подготовке с личным составом МЧС России.

1. Установление контакта - установление или восстановление личностного контакта с сопротивляющимся участником: пауза, взгляд, обращение по имени, подчеркивание значимости человека и его вклада в общее дело, подтверждение ценности того, что он сказал.

2. Согласие - подтверждение существенности высказываний участника в одной из трех форм: истинное согласие («Признаю твою правоту»), внешнее согласие («Да, на это стоит обратить внимание»), согласие-благодарность («Спасибо, что привлек наше внимание к этому вопросу»).

3. Уточнение - прояснение сути высказывания или возражения с помощью открытых, уточняющих и отсекающих вопросов.

4. Сепаратные переговоры - обращение к (предположительно) сопротивляющемуся участнику в перерыве с предложением обсудить ситуацию («Я хотел с Вами посоветоваться… Мне показалось, что Вы не вполне удовлетворены процессом… Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?»).

5. Предложение особой роли в группе, которая дает возможность получить сопротивляющемуся участнику то, в чем он нуждается (внимания, силы, власти). Особые роли: активный участник в упражнениях, эксперт, наблюдатель и т.п.

6. Использование энергии группы через обращение к участникам группы (например, «Все ли с этим согласны?»). [3].

Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по профилактике негативных последствий сопротивления при проведении мероприятий по психологической подготовке:

  •   принятие сопротивления в учебной группе как явления позволяющего понять потребности и пожелания обучающихся;
  •   учет возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей учебной группы;
  •   тщательная подготовленность преподавателя к мероприятиям в содержательном, методическом и организационном аспектах;
  •   гибкость позиции преподавателя и готовность варьировать методы и приемы в процессе проведения занятий, опираясь на особенности группы обучающихся;
  • ориентация на андрагогическую модель обучения, использование субъект-субъектного подхода;
  • внутренняя готовность к работе с сопротивлением, знание техник и приемов работы с ним.

Кроме того, в результате анализа научной литературы нами был составлен пошаговый алгоритм по работе с сопротивлением в процессе обучения, первым шагом в котором будет – отслеживание признаков сопротивления в группе, вторым шагом – определение вида и причин сопротивления и третьим шагом – выбор и применение подходящей техники работы с сопротивлением.

Таблица «Алгоритм по работе с сопротивлением в процессе обучения»

Действие

Описание действия

1. Отслеживание признаков сопротивления в группе

В чем проявляется сопротивление в группе обучающихся?

  • в поведении обучающихся,
  • степени их активности,
  • изменении актуального состояния, вопросах,
  • высказываниях,
  • характере ответов и обратной связи.

2. Определение вида и причин сопротивления

С каким сопротивлением я имею дело? В чем причина сопротивления?

  • по источнику: первичное или вторичное,
  • по широте охвата: индивидуальное или групповое,
  • по отношению к определенным факторам: к теме занятия, к процессу или самому участию в занятия, к преподавателю, к группе обучающихся или влияние собственных поведенческих особенностей участников,
  • по недостаткам процесса: затягивание времени, неточность формулировок, отсутствие признания со стороны тренера, малая информативность, отсутствие интриги, заражение эмоциями тренера, интервенция (нарушение границ), обман ожидания.

3. Выбор и применение подходящей техники работы с сопротивлением

Возможно ли устранить причины сопротивления?

  • да, это возможно полностью или частично,
  • нет, это невозможно.

Какая техника будет наиболее эффективной?

  • установление контакта,
  • согласие,
  • уточнение,
  • сепаратные переговоры,
  • предложение особой роли в группе,
  • использование энергии группы.

Итак, на наш взгляд, учет рекомендаций по профилактике негативных последствий сопротивления при проведении мероприятий по психологической подготовке, а также использование алгоритма по работе с сопротивлением в процессе обучения позволят конструктивно использовать ресурс сопротивления в группе обучающихся.

Литература

  1. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России. М., 2010 – 38 с.
  2. Барышева А.В. Сопротивление как часть успешного обучения / Персонал-Микс, 2002, №6 (13). С. 118-120.
  3. Сидоренко Е.В. Причины и формы сопротивления в тренинге / Петербургский психологический журнал, 2014, №8. С. 54-89.
  4. Настольная книга психолога МЧС России. Психологическая подготовка. / Под общ. ред. Шойгу Ю.С. М., 2011 – 128 с.
  5. Азаринова А.Н. Феномен сопротивления в группах активного социально-психологического обучения / Вестник Российского нового университета, 2011, №1. С.80-84.
  6. Губаревич И.И., Касьяник Е.Л. Как тренеру работать с сопротивлением участников на семинарах, тренингах? / Адукатар, 2006, №4 (10). С. 24-28.
  7. Кокар С.В. Профилактика сопротивления при проведении мероприятий по психологической подготовке. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии». Е.: УрФУ, 2018.
  8. Ли. Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001 224 с.