Мобильный программно-технический комплекс обеспечения проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий: экспериментальный образец и перспективы внедрения

Mobile software and hardware complex of ensuring carrying out rescue works at elimination of consequences of road accidents: the experimental sample and prospects of introduction

Аннотация: Доклад раскрывает информацию о создании мобильного программно-технического комплекса обеспечения проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, сведения о его предназначении, составе а также о внедрении в подразделения МЧС России. Доклад ориентирован на руководителей занимающихся вопросами защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того доклад будет полезен специалистам и учащимся высших учебных заведений системы МЧС России.

Ключевые слова: Специальное программное обеспечение; Ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий; Оценка обстановки.

Автор:Иванов Виктор Сергеевич |

Мобильный программно-технический комплекс обеспечения проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее – МПТК-АРС-ДТП) разработан в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

На первом этапе в 2015 году создавалось одноименное специальное программное обеспечение, которое включает следующие модули:

Модуль создания донесения о ДТП (карточки ДТП) позволяет автономно формировать донесение о происшествии прямо на месте ДТП. При создании донесения координаты происшествия могут быть получены с GPS приемника, либо указаны на карте. Дополнительно добавлена возможность прикрепить к карточке фотоизображения с места ДТП и результат оценки обстановки при ДТП с опасными грузами

Модуль оценки метеопараметров на месте ДТП позволяет получить и просмотреть метеорологические и иные параметры на месте ДТП при помощи датчиков. Информация с датчиков может быть использована в моделях оценки обстановки при ДТП с опасными грузами.

Модуль дозиметрического контроля обеспечивает регистрацию и расчет дозовой нагрузки личного состава, и расчет остаточного времени пребывания на зараженной (загрязненной) территории и позволяет вести учет полученных данных на основании показаний персональных дозиметров. Перед началом работ в сотрудник получает персональный дозиметр, который контролирует время пребывания в зараженной зоне и сохраняет информацию о полученной сотрудником дозе. Информацию о суммарно полученной дозе можно посмотреть в карточке учета персональных доз для каждого сотрудника.

База данных конструктивных особенностей автомобилей и их систем безопасности разработана на основе данных, полученных от представительств автопроизводителей, для чего в их адрес был направлен официальный запрос МЧС России. Данные получены от таких автоконцернов, как: Мерседес-Бенц, БМВ\Мини, Хонда\Акура, Вольво, Порше, АВТОВАЗ.

Модуль содержит информацию о наличии и размещении на автомобиле элементов безопасности, таких как подушек безопасности, преднатяжителей ремней, газогенераторов, а также аккумуляторных батарей, бензобаков. Размещение элементов показано с помощью схемы автомобиля в двух проекциях. Данный модуль позволит сотруднику пожарно-спасательного подразделения оперативно оценить особенности поврежденного автомобиля и принять решение о безопасном способе деблокирования пострадавших из автомобиля.

База данных опасных грузов содержит информацию, необходимую для оценки последствий при аварии автомобиля с опасным грузом. В справочнике содержатся все классы опасных грузов и их обозначения, соответствующие им вещества с описанием их особенностей, а также информация о автомобилях и их грузоподъемности. Модуль позволяет сотруднику пожарно-спасательного подразделения оперативно и без помощи специалистов оценить возможные риски взрыва, пожара, химического или радиоактивного загрязнения при аварии автомобиля с опасным грузом.

База данных нормативных и методических документов. Справочник содержит необходимые нормативные и методические документы в области ликвидации дорожно-транспортных происшествий. Список документов организован в виде дерева, согласно виду документа. Есть возможность контекстного поиска в теле документа, по ключевым словам, части слов. Поддерживается отображение форматов простых текстовых документов, документов Microsoft Office Word, гипертекстовых документов и документов pdf.

Справочник алгоритмов действий по оказанию первой помощи содержит алгоритмы действии при оказании первой помощи при различных повреждениях и неотложных состояниях с пояснениями и иллюстрациями.

Геоинформационная система МПТК-АСР- ДТП включает в себя базу картографических данных и базу тематических и специальных данных. База картографических данных предоставляет возможность оценивать обстановку, обеспечивать принятие решения при ликвидации последствий ДТП, определять координаты объектов. База картографических данных содержит цифровые топографические векторные карты и планы. Геоинформационная система обеспечивает вывод на экран выбранных или всех объектов карты (населенные пункты, инфраструктура, дорожная сеть, рельеф.), процедуру обновления карт, поддержку форматов электронных карт, планируемых к использованию в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России, Центре поддержки принятия решений ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Центре мониторинга ликвидации последствий ДТП. Геоинформационная система МПТК-АСР-ДТП позволяет производить оценку обстановки в результате возгорания пожароопасных веществ, детонации взрывоопасных веществ, выброса сильнодействующих ядовитых веществ, а также выброса радиационно-опасных веществ.

Результаты расчетов можно экспортировать в форматы xls и word, и оперативно передавать в штаб проведения аварийно-спасательных работ или в Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России и т.д.

В 2016 году, разработанное специальное программное обеспечение дополнили оборудованием, которое по своему внешнему виду было смонтировано в три кейса.

В состав первого кейса вошли:

Мобильный персональный компьютер – 1 шт.;

Тепловизор – 1 шт.;

Комплект индивидуальных дозиметров 5 шт.;

Фонарь – 2шт;

Модуль приёма данных по радиоканалу – 1 шт.;

Резервное средство связи (сотовый телефон с рацией) – 1 шт.;

Комплект кабелей для подключения устройств – 1 комплект;

Комплект запасных инструментов и принадлежностей – 1 комплект.

Второй кейс включает метеостанцию с оборудованием для установки и зарядное устройство для средства доставки датчиков в зону чрезвычайной ситуации.

Третий кейс предназначен для хранения средств доставки целевой нагрузки в зону чрезвычайной ситуации, средства управления и элементы питания. В текущем решении в качестве средства доставки целевой нагрузки в зону чрезвычайной ситуации выбран беспилотный летательный аппарат (далее – БПЛА).

Основополагающий комплекс работ, проведенных в 2016 году был нацелен на сопряжение специального программного обеспечения с вышеперечисленным оборудованием.

Результаты проведенных работ позволили провести демонстрацию возможностей опытного образца МПТК-АСР-ДТП в рамках Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2016» и Международного военно-технического форума «Армия 2016».

Применение опытного образца МПТК-АСР-ДТП проводилось во время проведения учений по ликвидации последствий ДТП в рамках демонстрационной программы VI Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (г. Санкт-Петербург); Всероссийской тренировки по гражданской обороне (октябрь 2016 г.).

Опытная эксплуатация МПТК-АСР-ДТП проводилась на базе ФГКУ СПСЧ ФПС по Московской области, в г. Реутов, в сентябре 2016 года.

Опытная эксплуатация показала, что вышеперечисленные кейсы, не смотря на свою универсальность, не всегда удобно и оперативно можно использовать при реагировании на чрезвычайные ситуации.

В этой связи в рамках выполнения работы в 2017 году вышеперечисленное оборудование было смонтировано на шасси транспортного средства. С ноября прошлого года МПТК-АСР-ДТП на шасси Газ Соболь несет дежурство в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Тверской области». С текущего года второй образец на шасси Газ Соболь поставлен в ФГКУ «СПСЧ ФПС по Пензенской области».

В следующем году спланирована поставка еще одного образца МПТК-АСР-ДТП на шасси Газ Соболь.

По совокупности технических решений МПТК-АСР-ДТП обеспечивает мониторинг и оценку возможной обстановки в условиях комплексных техногенных ЧС, обусловленных радиационным, химическим поражением территории, распространением облаков ТВС и ГГ, комплекс расчетных моделей обеспечивает в том числе оценку параметров разнородной гидрологической обстановки и ЧС природного характера.

Литература

1. Отчет о работе «Создание и внедрение образцов мобильного программно-технического комплекса обеспечения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе при перевозке опасных грузов (МПТК-АСР-ДТП)», п. 3.1.9 Организационно-финансового плана МЧС России реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в 2015 году;

2. Отчет о работе «Создание и внедрение образцов мобильного программно-технического комплекса обеспечения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе при перевозке опасных грузов (МПТК-АСР-ДТП)», п. 3.1.10 Организационно-финансового плана МЧС России реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в 2016 году;

3. Отчет о работе «Создание и внедрение образцов мобильного программно-технического комплекса обеспечения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе при перевозке опасных грузов (МПТК-АСР-ДТП)», п. 2.1.31 Организационно-финансового плана МЧС России реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в 2017 году;