EMERCOM of Russia: development of a system for rendering as-sistance to victims in road accidents.
Аннотация: Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в период с 2012 по 2017 год. Содержит сведения о деятельности МЧС России в области развития системы оказания помощи пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, а также о деятельности Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России.
Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделениядорожно-транспортные проис-шествияоказание помощи пострадавшим.
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 января 2018 г. № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, в которой определены основные направления деятельности государственных органов власти, направленных на решение комплексной задачи – обеспечение безопасности дорожного движения.
Ежегодно МЧС России реализует комплекс мер по развитию системы оказания помощи и спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в рамках федеральных целевых программ в целях повышения защищённость гражданского общества от негативных факторов ДТП и иных чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах и, как следствие, снизить количество погибших на автодорогах страны.
Так, в период с 2012-2017 гг. пожарно-спасательными подразделениями осуществлено более 800 000 (более 110 000 ежегодно) выездов на ДТП. Помощь оказана более 820 000 (более 110 00 ежегодно) гражданам (из них деблокировано более 100 000 пострадавших). За прошедшие пять лет среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений МЧС России к месту ДТП сократилось на 2,1 минуты. В 2012 году оно составляло – 8,3 минуты, а в 2017 г. – 6,2 минуты.
В целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) создан Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее – Центр ДТП).
Центр помимо информационно-аналитической функции оказывает и консультационные услуги; изучает мировой опыт в области оказания помощи пострадавшим в ДТП; разрабатывает различные учебники, пособия, фильмы, справочники.
Центром создан и ведётся Федеральная государственная информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ИАС-ДТП).
По поручению Президента Российской Федерации Минкомсвязи России создан интернет-ресурс для опубликования сведений о ситуации на автомобильных дорогах - безопасныедороги.рф. Центром ДТП организованно размещение сведений на указанном ресурсе о силах и средствах МЧС России, прикрывающих дороги, «карточек» выезда подразделений на каждое конкретное ДТП. Такая прозрачность позволяет за счёт расширения гражданского контроля повысить эффективность применения сил и средств, качество проводимых на месте ДТП работ.
Под методическим руководством Центра ДТП уже 7 лет реализуется совместный проект МЧС России и образовательных учреждений г. Москвы по формированию транспортной культуры подрастающего поколения.
С целью организации подготовки пожарных и спасателей к действиям по ликвидации последствий ДТП к настоящему времени введены в эксплуатацию специализированные учебно-тренировочные комплексы в Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном, Сибирском федеральных округах, оборудованные современными учебными наглядными, мультимедийными пособиями, симуляторами, инструментом и имуществом.
Также, на базе учебно-тренировочных комплексов созданы натурные площадки, моделирующие различные виды наиболее типовых ДТП, в том числе: столкновения, ДТП с опасными грузами, ДТП в тоннеле, на АЗС, железнодорожном переезде, др.
Ежегодно на базе комплексов проходит подготовку более 10 тыс. пожарных и спасателей МЧС России, спасательных служб субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, перспективным, активно развивающимся направлением является широкое внедрение технологий экстренного реагирования на ДТП и иные аварии. В городах с высоким уровнем автомобилизации создаются специальные части экстренного реагирования, пожарно-спасательные расчёты которых осуществляют непрерывное патрулирование и мониторинг оперативной обстановки в городах по специально разработанным маршрутам на мотоциклах, оснащенных современным пожарно-спасательным оборудованием.
В субъекты Российской Федерации на вооружение спасателей продолжает поступать новая современная техника, пожарно-спасательное оборудование, а также мобильные комплексы и пункты обогрева. Все это позволит эффективнее бороться с крупномасштабными чрезвычайными ситуациями, техногенными авариями, дорожно-транспортными происшествиями, учитывая тяжелейшие условия, в которых приходится работать пожарным и спасателям.
В 2017 году в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» в регионы России с достаточно плотным автомобильным трафиком (в том числе транзитные между городами-участниками Чемпионата мира по футболу 2018 года) поставлены образцы современной техники для прикрытия наиболее опасных участков федеральных автомобильных дорог и городов, принимающих матчи, команды, болельщиков:
В зимнее время года, в условиях сильных морозов, снежных заносов и гололедицы на федеральных и региональных автодорогах МЧС России оборудуются специализированные пункты временного размещения, обогрева и оказания помощи. Их располагают на участках автодорог, подверженных рискам возникновения заносов и заторов, где поблизости нет ни кафе, ни заправок, чтобы в случае поломки автомобиля или происшествия водители и пассажиры могли рассчитывать на своевременную помощь и обогрев.
Так, например, в зимний период 2017 года МЧС России провело дополнительные меры в 20 регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока, где установились экстремально низкие температуры. Были развернуты 151 пункт обогрева для социально незащищенных групп населения. Их единовременно могли посетить более 5,8 тысяч человек.
На дорогах федерального, регионального и местного значения функционировало 34 подвижных, 10 мобильных и более 1,1 тыс. стационарных пунктов обогрева и питания. Было организовано дежурство автомобилей технической поддержки и тягачей - 15 тыс. человек и свыше 8 тыс. единиц техники.
Пункты обогрева укомплектованы необходимым спасательным оборудованием, полевой кухней, палатками и высокопроходимыми автомобилями. Также имеются мобильная радиостанция, одеяла и медикаменты, тепловые пушки для отогрева техники, электрогенераторы, паяльные лампы.
Опыт организации пунктов обогрева на федеральных автомобильных дорогах показал эффективность их применения при ликвидации крупных дорожных заторов и оказании конкретной помощи автомобилистам, ставшим «заложниками» дорожных коллапсов.
В целях сокращения времени реагирования на ДТП и медицинской эвакуации пострадавших развивается применение авиационно-спасательных технологий. На оснащении авиационно-спасательных центров МЧС России имеются воздушные суда различных классов, современные системы мониторинга, аварийно-спасательное оборудование для проведения работ.
Стоящие на вооружении вертолеты оборудованы новейшими медико-эвакуационными модулями для своевременного оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации пострадавших. В состав авиационно-спасательных подразделений включен медицинский персонал.
Для обеспечения комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах М-4, М-7 и М-10 МЧС России применяются вертолеты Ка-32А11ВС, построены и введены в эксплуатацию вертолетные площадки в городах Тосно (Ленинградская область), Великом Новгороде, Валдае, Чудово (Новгородская область), Клине (Московская область), Твери.
Достигнутые результаты по реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания помощи при дорожно-транспортных происшествиях в МЧС России внесли большой вклад в общее дело – обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
Дальнейшее совершенствование системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, как одного из основных направлений Стратегии, позволит существенно уменьшить как общее количество ДТП, так и количество пострадавших в них граждан.
Литература