РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА И ОБОСНОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ В УСЛОВИЯХ ЧС

DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM SELECTION AND JUSTIFICATION OF MEASURES TO IMPROVE SUSTAINABILITY OF TERRITORIES OF URBAN DISTRICTS IN EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация: В работе представлены основные принципы, реализуемые в информационной системе, разрабатываемой с целью повышения устойчивости функционирования территорий городских округов. В качестве пути повышения устойчивости рассматривается вопрос оптимизации привлекаемых сил и средств, структурных подразделений, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Ключевые слова: Методикиреагированиечрезвычайная ситуацияинформационная система.

Автор:Иванов Евгений Вячеславович | Седов Дмитрий Сергеевич | Очетов Серафим Леонтьевич |

В декларации, провозглашенной «Российским научным обществом анализа риска» наиболее значимыми факторами, способствующими возрастанию риска чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации современном этапе, являются:

повышение урбанизированной плотности населения, в результате чего происходит чрезмерная эксплуатация земель и коммуникаций, ведется застройка территорий, подверженных угрозам различного характера;

концентрация на ограниченных площадях потенциально опасных производственных мощностей с большой стоимостью основных фондов;

размещение потенциально опасных объектов вблизи населенных пунктов с сокращением зон безопасности;

всё возрастающее старение основных производственных фондов промышленных предприятий, инфраструктуры и жилых зданий;

недостаточная эффективность деятельности территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) на муниципальном и объектовом уровнях, слабое участие заинтересованных сторон на региональном и муниципальном местном уровнях в процессах управления рисками чрезвычайных ситуаций;

недостаточная координация между аварийно-спасательными службами, снижающая возможность быстрого реагирования и обеспечения готовности сил ликвидации ЧС;

деградация экосистем в результате деятельности человека;

неблагоприятные последствия изменения климата, влияющие на частоту возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф [1].

Все указанные факторы должны учитываться при выборе и обосновании мероприятий по повышению устойчивости функционирования территорий городских округов в условиях ЧС.

В качестве мероприятий по повышению устойчивости в работе рассматриваются аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее АСДНР) проводимые подразделениями, входящими в РСЧС, при возникновении ЧС.

Для повышения эффективности проведения АСДНР необходимо формировать группировку сил и средств в таком составе, чтобы их количество было достаточным для завершения работ по ликвидации последствий ЧС в установленные сроки, и при этом не возникало ситуации, при которой часть подразделений привлечена была, но непосредственно к работам не привлекалась. Иными словами весь объем работ должен быть выполнен в срок при минимальном расходе ресурсов.

Определение потребного количества сил и средств для ликвидации последствий ЧС возможно только при правильном определении объемов АСДНР, для чего необходимо определить перечень ЧС наиболее часто встречающихся на территории городских округов ЧС и несущих наибольшую угрозу их устойчивому функционированию.

В разрабатываемой на базе лаборатории информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС «Информационной системе по обоснованию устойчивости территорий городских округов к поражающим факторам чрезвычайных ситуаций техногенного характера» (далее система) предлагается рассмотреть следующие ЧС:

аварии на химически опасных объектах;

техногенные взрывы (газовоздушных, пылевоздушных, паровоздушных смесей и конденсированных взрывчатых веществ);

разрушение гидротехнических сооружений;

разрушение трубопроводов;

аварии на транспорте (включая перевозку опасных грузов).

Исходя из значений параметров поражающих факторов, указанных ЧС оценивается объем АСДНР (в системе предусматривается перевод в человеко- и машино-часы) для каждого вида работ, основываясь на значениях которых определяется потребное количество сил и средств необходимых для ликвидации ЧС.

Для оценки обстановки, определения объемов АСДНР, потребного количества сил и средств для их выполнения в системе реализованы нормативно утвержденные методики [2, 3, 4, 5, 6].

Блок-схема алгоритма работы системы приведена на рисунке 1 [7].

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

Выбор ЧС

Авария на ХОО

Оценка последствий по СП 165.1325800.2014

Расчет сил и средств по утвержденной методике

Взрыв на ПОО

Оценка последствий по методике приказа РТН №137

Расчет сил и средств по методике приказа МЧС России № 419

Авария на ГТС

Оценка последствий по РД 09-391-00

Расчет сил и средств по методике приказа МЧС России № 231

Решение оптимизационной задачи о формировании рациональной группировки сил и средств

Рисунок 1 – Блок-схема алгоритма работы системы

При выработке предложений по формированию рационального состава группировки сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ЧС, осуществляется решение математической задачи линейного программирования специального вида (транспортной задачи) для каждого типа специальной техники, оборудования и каждого вида специалистов, привлекаемым к проведению АСДНР.

При решении оптимизационной задачи в качестве критерия эффективности рассматривается время на проведение АСДНР от момента возникновения ЧС до момента ликвидации последствий ЧС и восстановления нормальной жизнедеятельности людей и нормального функционирования территории городского округа. При этом учитываются следующие временные отрезки:

- время приведения подразделения в готовность к выполнению задач по предназначению;

- время нахождения привлекаемых подразделений в пути до участка ведения работ, с учетом удаленности, загруженности транспортной сети;

- время выполнения аварийно-спасательных работ, с учетом применяемых аварийно-спасательных средств, обученности спасателей, вторичных факторов ЧС и т.п.;

- время выполнения других неотложных работ.

 

Рисунок 2 – Распределение времени при решении задачи оптимизации

где   t0время возникновения ЧС;

  tз время ликвидации ЧС;

 Δt0 – время с момента возникновения ЧС до оповещения подразделений РСЧС;

Δt1 – время с момента оповещения подразделений РСЧС до времени приведения в готовность к выполнению задач по предназначению;

Δt2 – время с момента приведения в готовность к выполнению задач по предназначению до момента ввода сил на участок проведения работ;

Δt3 – время проведения аварийно-спасательных работ;

Δt4 – время проведения неотложных работ;

В системе данные факторы учитываются благодаря знанию сведений о месторасположении, силах и средствах, состоянии территориальных и функциональных подсистем РСЧС, которые могут уточняться в режиме реального времени.

Предлагаемой системой решается задача по сокращению следующих временных отрезков:

Δt0 – за счет сокращения времени на принятие решения (регистрация ЧС, оценка обстановки, разработка предложений о оптимальном составе группировки в системе производится автоматически);

Δt2 – за счет прокладки оптимального маршрута ввода сил и средств на участки работ, что особенно актуально при возникновении нескольких ЧС;

Δt3 и Δt4 – за счет заблаговременного распределения сил и средств на участки работ;

Пример определения рациональной группировки сил и средств и формирования маршрута ввода сил и средств представлен на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Рабочее окно системы с отображением маршрутов ввода сил и средств на участки работ

Таким образом, предлагаемая система позволяет осуществлять подготовку предложений для формирования группировки сил и средств РСЧС для ликвидации последствий ЧС на основании нормативно утвержденных методик и научно обоснованного подхода к решению задачи оптимизации.

Существенным отличием предлагаемой интерактивной системы от существующих программных продуктов, является использование в его основе комплексного подхода, основанного на применении нормативно утвержденных методик расчетов, позволяющих учитывать большинство факторов техногенных ЧС, характерных для территорий городских округов. Наличие сведений о структурных подразделениях РСЧС, использование данных из внешних источников и внутренних баз данных позволяют сформировать единую информационную среду, повышающую эффективность подготовки предложений по принятию решения на привлечение сил и средств РСЧС для ликвидации последствий техногенных ЧС. В качестве перспективного механизма для формирования рационального состава группировки сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС, в системе реализован метод потенциалов, для решения транспортной задачи. При этом учитывается ряд параметров, влияющих на временные нормативы выполнения задач.

Список литературы:

  1. Декларация общероссийской общественной организации «Российское научное обществ анализа риска» «О дальнейшем развитии в российской федерации теории и практики оценки и управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: [Электронный ресурс]. Доступ материалов сайта Главного управления МЧС России по Тульской области URL: http://71.mchs.gov.ru/upload/site28/document_file/6L0QVX8otF.pdf (дата обращения 28.04.2018 г.).
  2. СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200118578 (дата обращения 08.02.2018 г.).
  3. ГОСТ Р 12.3.047-2012 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «docs» URL: http:// http://docs.cntd.ru/document/1200103505/ (дата обращения 08.02.2018 г.).
  4. ГОСТ Р 42.2.01-2014 Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200112653 (дата обращения 08.02.2018 г.).
  5. Приказ МЧС России от 08.08.2000 г. № 419 «Об утверждении Наставления по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть 2. Организация и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при землетрясениях».
  6. Приказ МЧС России от 24.05.2001 г. № 231 «Об утверждении Наставления по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть 3. Организация и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях местности».
  7. Рыбаков А.В., Иванов Е.В., Седов Д.С., Иванова Л.Е., О построении технологии обеспечения устойчивости территории городов к поражающим факторам техногенного характера // Комплексные проблемы техносферной безопасности. Актуальные вопросы безопасности при формировании культуры безопасности жизни: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Году культуры безопасности. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2018. Часть 1 - С.50-57.