ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

FEATURES SELF-ACTUALIZATION OF THE PERSON OF EMPLOYEES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN THE ARCTIC REGION

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона. Выявлены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами с учетом длительности стажа профессиональной деятельности и климатических особенностей региона прохождения службы.

Ключевые слова: сотрудники МЧС Россиисамоактуализация личностиАрктический регион

Автор:Горячева Елена Викторовна |

В условиях Арктического региона сотрудники МЧС России выполняют служебные обязанности и задачи в режиме постоянного оперативного реагирования, физического и психоэмоционального напряжения, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья и жизни.

Климат Арктического региона характеризуется резкими колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, скорости ветра, недостатком солнечного излучения, геомагнитной активностью, особой фотопериодичностью дня (полярный день и полярная ночь).

Успешность и эффективность профессиональной деятельности сотрудников МЧС России в таких климатических условиях, кроме приобретенных специальных знаний, умений и навыков, связана с личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации [2].

Проблемой изучения самоактуализации личности занимались основоположники гуманистического подхода в психологической науке К. Роджерс и А. Маслоу. 

Согласно концепции К. Роджерса формирование «уникальной» личности происходит в двух, тесно связанных между собой, направлениях – самоактуализации и самореализации. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В процессе самореализации индивид проживает насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой [6].

В теории А. Маслоу под «самоактуализацией» понимается стремление к самоосуществлению, тенденция актуализировать стремление человека стать тем, кем он способен стать. Главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием. Самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой «зоны комфорта», разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищенность [4].

По результатам исследований А. Маслоу выделил основные черты, характерные самоактуализирующимся личностям [3]:

адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков;

отсутствие защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других;

спонтанность проявлений, простота и естественность;

склонность к одиночеству, отстраненность по отношению к происходящим событиям;

автономия и независимость от окружения;

чувство общности с человечеством в целом;

дружба с узким кругом людей;

отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях;

устойчивость внутренних моральных норм;

ориентированность на достижение цели;

чувство юмора к жизни в целом и к самим себе;

креативность.

В исследованиях Э. Шострома самоактуализирующиеся личности в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь и теперь». Прошлое и будущее у таких людей интегрированы с настоящим, присутствуют в нем и придают ему смысл [7].

С целью определения уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в разных регионах прохождения службы было проведено исследование, включающее психологическое обследование 97 сотрудников МЧС России (табл. 1).

Таблица 1

    Характеристика экспериментальной и контрольной групп

    

Признак

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Регион службы

Арктический регион

(на примере Мурманской области)

г. Воронеж

Условное обозначение группы

na

nk

Количество сотрудников

47

50

Пол

Мужской

Мужской

Возраст

30-42 лет

32-43 лет

Средний возраст

36,7 ± 3,7

37,1 ± 3

Стаж

свыше10 лет

свыше 10 лет

Средний стаж

12,8 ±2,4

13,8 ±2,5

    Для определения ценностной ориентации, гибкости поведения, самоуважения и самопринятия был применен самоактуализационный тест (далее – CAT), в основе которого лежит опросник личностной ориентации Э. Шострома, адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз. Опросник состоит из 126 пунктов, которые включают по 2 суждения (поведенческого и ценностного характера). САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым и двенадцати дополнительным шкалам (табл. 2) [1].

    

Таблица 2

Шкалы САТ

п/п

Шкала

Условное обозначение

Характеристика

Базовые шкалы

  1.     

Шкала Ориентации во времени

Вр

    Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной).

  1.     

Шкала Поддержки

Под

    Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя и внешняя поддержка).

    Дополнительные шкалы

  1.     

Блок ценностей

Шкала

ценностной ориентации

ЦО

    Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

  1.     

Шкала

гибкости поведения

Г

    Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

  1.     

Блок чувств

Шкала

сензитивности

Сз

    Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.

  1.     

Шкала

спонтанности

Сп

    Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

  1.     

Блок самовосприятия

Шкала

самоуважения

Су

    Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.

  1.     

Шкала

самопринятия

Смпр

    Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).

  1.     

Блок

концепции человека

Шкала

представлений

о природе человека

Пр

    Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека («люди скорее добры») и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.

  1.     

Шкала

синергии

Син

    Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное в человеке и др.

  1.     

Блок межличностной чувствительности

Шкала

принятия агрессии

Агр

    Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).

  1.     

Шкала контактности

Кон

    Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.

  1.     

Блок

отношения

к познанию

Шкала

познавательных потребностей

ПП

    Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

  1.     

Шкала креативности

Кр

    Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Для оценки достоверности различий между группами сотрудников МЧС России применялся U-критерий Манна-Уитни (табл. 3).

    

    

Таблица 3

Результаты исследования уровня самоактуализации

сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет профессиональной деятельности

    Признак

    Эмпирические частоты распределения признака в группах, Т-балл (M ± m)

Уровень значимости, p ≤

nа

(стаж свыше 10 лет)

nk

(стаж свыше 10 лет)

47 чел.

50 чел.

Ориентация во времени

63,8 ± 18,2

59,4 ± 20,4

Поддержка

57,6 ± 22,6

46,6 ± 10,5

0,01

Ценностная ориентация

58 ± 23,6

62,8 ± 17,1

Гибкость поведения

65,2 ± 4

56,3 ± 19,8

0,05

Сензитивность

72,5 ± 17,8

59,7 ± 19,6

0,001

Спонтанность

67,3 ± 18,3

59,6 ± 17,7

0,05

Самоуважение

64 ± 15,8

58,3 ± 18,7

Самопринятие

63 ± 19,8

67,3 ± 26,8

Представления о природе человека

64,7 ± 17,9

63,2 ± 22,1

Синергия

61,4 ± 23,4

62,9 ± 15,8

Принятие агрессии

67,4 ± 12,1

60,8 ± 16

0,05

Контактность

63 ± 13,1

63,6 ± 16,1

Познавательные потребности

65,2 ± 16,1

57,3 ± 18,6

0,05

Креативность

51,7 ± 20

58 ± 19,1

С целью выявления уровня взаимосвязей между возрастом, стажем и шкалами САТ у сотрудников МЧС России применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные данные, статистически достоверно отличающиеся от нуля, закодированы в соответствии с таблицей критических значений [5] и в зависимости от направления взаимосвязей (положительные – сплошные линии, отрицательные – пунктирные линии):

сплошные одинарные линии – на уровне значимости 0,05 r ≤ 0,01;

сплошные двойные линии – на уровне значимости 0,01 < r ≤ 0,001;

сплошные тройные линии – на уровне значимости r > 0,001.

В группе сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в условиях Арктического региона (nа) стаж коррелирует с возрастом (r = 0,834; р ≤ 0,001), принятием агрессии (r = 0,731; р ≤ 0,001), поддержкой (r = 0,628; р ≤ 0,001), самоуважением (r = 0,578; р ≤ 0,001), гибкостью поведения (r = 0,486; р ≤ 0,001). Ориентация во времени имеет связь с возрастом (r = 0,612; р ≤ 0,001), поддержкой (r = 0,312; р ≤ 0,05), познавательными потребностями (r = 0,262; р ≤ 0,05). Ценностная ориентация связана с креативностью (r = 0,232; р ≤ 0,05), гибкость поведения с синергией (r = 0,359; р ≤ 0,05), спонтанность с принятием агрессии
 
(r = 0,457; р ≤ 0,01), самоуважение с синергией (r = 0,345; р ≤ 0,01) (рис. 1).

 

Рисунок 1Корреляционные связи между возрастом, стажем и шкалами САТ

у сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в условиях Арктического региона

В группе сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в г. Воронеже (nk) стаж коррелирует с возрастом (r = 0,824; р ≤ 0,001), контактностью (r = 0,790; р ≤ 0,001), спонтанностью (r = 0,481; р ≤ 0,001). Ориентация во времени имеет связь с возрастом (r = 0,516; р ≤ 0,001), креативностью (r = 0,333; р ≤ 0,05), представлениями о природе человека (r = 0,315; р ≤ 0,05). Поддержка имеет связь с синергией (r = 0,338;р ≤ 0,01), принятие агрессии с представлениями о природе человека (r = 0,373; р ≤ 0,01) (рис. 2).

 

Рисунок 2 Корреляционные связи между возрастом, стажем и шкалами САТ

у сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в г. Воронеже

Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования показали, что экстремальные условия деятельности, климатические особенности региона прохождения службы, возраст влияют на внутреннюю и внешнюю поддержку, ценностную ориентацию, рефлексию потребностей, спонтанность и непосредственность в выражении своих чувств, самопринятие, представление о природе человека, принятие агрессии, стремление к приобретению знаний и, как следствие, на взаимосвязь стажа профессиональной деятельности и уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России.

    Литература

    

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений// Спецпрактикум по социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

2. Лукьянова Е.Л., Горячева Е.В. Влияние личностных факторов на профессиональное долголетие сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона// Вестник СПбУ ГПС МЧС России, 2017. – № 2. – С. 159-167.

3. Маслоу А. Мотивация и личность /пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия/М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.

5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 416 с.

7. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации/Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2000. – 343 с.