FEATURES SELF-ACTUALIZATION OF THE PERSON OF EMPLOYEES OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN THE ARCTIC REGION
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона. Выявлены статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами с учетом длительности стажа профессиональной деятельности и климатических особенностей региона прохождения службы.
Ключевые слова: сотрудники МЧС Россиисамоактуализация личностиАрктический регион
В условиях Арктического региона сотрудники МЧС России выполняют служебные обязанности и задачи в режиме постоянного оперативного реагирования, физического и психоэмоционального напряжения, повышенной социальной и профессиональной ответственности и высокой степени риска потери здоровья и жизни.
Климат Арктического региона характеризуется резкими колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, скорости ветра, недостатком солнечного излучения, геомагнитной активностью, особой фотопериодичностью дня (полярный день и полярная ночь).
Успешность и эффективность профессиональной деятельности сотрудников МЧС России в таких климатических условиях, кроме приобретенных специальных знаний, умений и навыков, связана с личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации [2].
Проблемой изучения самоактуализации личности занимались основоположники гуманистического подхода в психологической науке К. Роджерс и А. Маслоу.
Согласно концепции К. Роджерса формирование «уникальной» личности происходит в двух, тесно связанных между собой, направлениях – самоактуализации и самореализации. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В процессе самореализации индивид проживает насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой [6].
В теории А. Маслоу под «самоактуализацией» понимается стремление к самоосуществлению, тенденция актуализировать стремление человека стать тем, кем он способен стать. Главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием. Самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой «зоны комфорта», разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищенность [4].
По результатам исследований А. Маслоу выделил основные черты, характерные самоактуализирующимся личностям [3]:
адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков;
отсутствие защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других;
спонтанность проявлений, простота и естественность;
склонность к одиночеству, отстраненность по отношению к происходящим событиям;
автономия и независимость от окружения;
чувство общности с человечеством в целом;
дружба с узким кругом людей;
отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях;
устойчивость внутренних моральных норм;
ориентированность на достижение цели;
чувство юмора к жизни в целом и к самим себе;
креативность.
В исследованиях Э. Шострома самоактуализирующиеся личности в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь и теперь». Прошлое и будущее у таких людей интегрированы с настоящим, присутствуют в нем и придают ему смысл [7].
С целью определения уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в разных регионах прохождения службы было проведено исследование, включающее психологическое обследование 97 сотрудников МЧС России (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика экспериментальной и контрольной групп
Признак | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Регион службы | Арктический регион (на примере Мурманской области) | г. Воронеж |
Условное обозначение группы | na | nk |
Количество сотрудников | 47 | 50 |
Пол | Мужской | Мужской |
Возраст | 30-42 лет | 32-43 лет |
Средний возраст | 36,7 ± 3,7 | 37,1 ± 3 |
Стаж | свыше10 лет | свыше 10 лет |
Средний стаж | 12,8 ±2,4 | 13,8 ±2,5 |
Для определения ценностной ориентации, гибкости поведения, самоуважения и самопринятия был применен самоактуализационный тест (далее – CAT), в основе которого лежит опросник личностной ориентации Э. Шострома, адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз. Опросник состоит из 126 пунктов, которые включают по 2 суждения (поведенческого и ценностного характера). САТ измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым и двенадцати дополнительным шкалам (табл. 2) [1].
Таблица 2
Шкалы САТ
№ п/п | Шкала | Условное обозначение | Характеристика | |
Базовые шкалы | ||||
Шкала Ориентации во времени | Вр | Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). | ||
Шкала Поддержки | Под | Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя и внешняя поддержка). | ||
Дополнительные шкалы | ||||
Блок ценностей | Шкала ценностной ориентации | ЦО | Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. | |
Шкала гибкости поведения | Г | Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. | ||
Блок чувств | Шкала сензитивности | Сз | Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует. | |
Шкала спонтанности | Сп | Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. | ||
Блок самовосприятия | Шкала самоуважения | Су | Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них. | |
Шкала самопринятия | Смпр | Отражает степень принятия человеком себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им). | ||
Блок концепции человека | Шкала представлений о природе человека | Пр | Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека («люди скорее добры») и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми. | |
Шкала синергии | Син | Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное в человеке и др. | ||
Блок межличностной чувствительности | Шкала принятия агрессии | Агр | Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения). | |
Шкала контактности | Кон | Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми. | ||
Блок отношения к познанию | Шкала познавательных потребностей | ПП | Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире. | |
Шкала креативности | Кр | Характеризует выраженность творческой направленности личности. |
Для оценки достоверности различий между группами сотрудников МЧС России применялся U-критерий Манна-Уитни (табл. 3).
Результаты исследования уровня самоактуализации
сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет профессиональной деятельности
Признак | Эмпирические частоты распределения признака в группах, Т-балл (M ± m) | Уровень значимости, p ≤ | |
nа (стаж свыше 10 лет) | nk (стаж свыше 10 лет) | ||
47 чел. | 50 чел. | ||
Ориентация во времени | 63,8 ± 18,2 | 59,4 ± 20,4 | – |
Поддержка | 57,6 ± 22,6 | 46,6 ± 10,5 | 0,01 |
Ценностная ориентация | 58 ± 23,6 | 62,8 ± 17,1 | – |
Гибкость поведения | 65,2 ± 4 | 56,3 ± 19,8 | 0,05 |
Сензитивность | 72,5 ± 17,8 | 59,7 ± 19,6 | 0,001 |
Спонтанность | 67,3 ± 18,3 | 59,6 ± 17,7 | 0,05 |
Самоуважение | 64 ± 15,8 | 58,3 ± 18,7 | – |
Самопринятие | 63 ± 19,8 | 67,3 ± 26,8 | – |
Представления о природе человека | 64,7 ± 17,9 | 63,2 ± 22,1 | – |
Синергия | 61,4 ± 23,4 | 62,9 ± 15,8 | – |
Принятие агрессии | 67,4 ± 12,1 | 60,8 ± 16 | 0,05 |
Контактность | 63 ± 13,1 | 63,6 ± 16,1 | – |
Познавательные потребности | 65,2 ± 16,1 | 57,3 ± 18,6 | 0,05 |
Креативность | 51,7 ± 20 | 58 ± 19,1 | – |
С целью выявления уровня взаимосвязей между возрастом, стажем и шкалами САТ у сотрудников МЧС России применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученные данные, статистически достоверно отличающиеся от нуля, закодированы в соответствии с таблицей критических значений [5] и в зависимости от направления взаимосвязей (положительные – сплошные линии, отрицательные – пунктирные линии):
сплошные одинарные линии – на уровне значимости 0,05 ≤ r ≤ 0,01;
сплошные двойные линии – на уровне значимости 0,01 < r ≤ 0,001;
сплошные тройные линии – на уровне значимости r > 0,001.
В группе сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в условиях Арктического региона (nа) стаж коррелирует с возрастом (r = 0,834; р ≤ 0,001), принятием агрессии (r = 0,731; р ≤ 0,001), поддержкой (r = 0,628; р ≤ 0,001), самоуважением (r = 0,578; р ≤ 0,001), гибкостью поведения (r = 0,486; р ≤ 0,001). Ориентация во времени имеет связь с возрастом (r = 0,612; р ≤ 0,001), поддержкой (r = 0,312; р ≤ 0,05), познавательными потребностями (r = 0,262; р ≤ 0,05). Ценностная ориентация связана с креативностью (r = 0,232; р ≤ 0,05), гибкость поведения с синергией (r = 0,359; р ≤ 0,05), спонтанность с принятием агрессии
(r = 0,457; р ≤ 0,01), самоуважение с синергией (r = 0,345; р ≤ 0,01) (рис. 1).
Рисунок 1 – Корреляционные связи между возрастом, стажем и шкалами САТ
у сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в условиях Арктического региона
В группе сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в г. Воронеже (nk) стаж коррелирует с возрастом (r = 0,824; р ≤ 0,001), контактностью (r = 0,790; р ≤ 0,001), спонтанностью (r = 0,481; р ≤ 0,001). Ориентация во времени имеет связь с возрастом (r = 0,516; р ≤ 0,001), креативностью (r = 0,333; р ≤ 0,05), представлениями о природе человека (r = 0,315; р ≤ 0,05). Поддержка имеет связь с синергией (r = 0,338;р ≤ 0,01), принятие агрессии с представлениями о природе человека (r = 0,373; р ≤ 0,01) (рис. 2).
Рисунок 2 – Корреляционные связи между возрастом, стажем и шкалами САТ
у сотрудников МЧС России со стажем свыше 10 лет в г. Воронеже
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования показали, что экстремальные условия деятельности, климатические особенности региона прохождения службы, возраст влияют на внутреннюю и внешнюю поддержку, ценностную ориентацию, рефлексию потребностей, спонтанность и непосредственность в выражении своих чувств, самопринятие, представление о природе человека, принятие агрессии, стремление к приобретению знаний и, как следствие, на взаимосвязь стажа профессиональной деятельности и уровня самоактуализации личности сотрудников МЧС России.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений// Спецпрактикум по социальной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
2. Лукьянова Е.Л., Горячева Е.В. Влияние личностных факторов на профессиональное долголетие сотрудников МЧС России в условиях Арктического региона// Вестник СПбУ ГПС МЧС России, 2017. – № 2. – С. 159-167.
3. Маслоу А. Мотивация и личность /пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия/М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.
5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 416 с.
7. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации/Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2000. – 343 с.