Оценка качества образовательного процесса в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России.

Assessment of quality of educational process in Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia

Аннотация: В связи с введением в действие новой версии стандарта ИСО 9001:2015 для обеспечения высокого качества образовательного процесса необходимо совершить переход от традиционной процедуры внутренних аудитов системы менеджмента качества к регулярной комплексной оценке образовательного процесса, осуществляемой с применением принципов риск-менеджмента и учетом существующих и потенциальных факторов влияния на установленные показатели качества.

Ключевые слова: образовательный процесссистема менеджмента качествапоказатели качестваобразовательная организациявнутренний аудит

Автор:Лупанова Александра Валерьевна | Кононенко Елена Венедиктовна |

В современном мире во главу угла ставится развитие сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Очевидно, что подобного рода развитие невозможно без участия в этом процессе заинтересованных, квалифицированных специалистов, способных к саморазвитию.

Технический прогресс, с одной стороны, сопровождается совершенствованием систем обеспечения безопасности, но с другой - приводит к постоянному увеличению количества потенциально опасных процессов и объектов; таким образом, требуется постоянное выявление новых техногенных рисков (существующих и возможных факторов опасности). Тем более важным становится подготовка компетентного специалиста в области не только пожарной, но и техносферной безопасности в целом.

Формирование квалифицированного специалиста возможно при применении в образовательной организации (далее – ОО) идеологии менеджмента рисков, которая реализуема только в качественно организованном образовательном процессе, где своевременно отслеживаются и учитываются все реальные и потенциальные внешние и внутренние влияющие факторы. Риск-ориентированную систему подготовки можно создать на основе осознанно применяемых принципов системы менеджмента качества (далее – СМК), реализуемых в действующих СМК ОО МЧС России. Возможности, перспективы и опыт применения современных систем менеджмента в таких ОО рассмотрены на основе опыта Уральского института ГПС МЧС России (далее – Институт) в учебном пособии [1].

Переход к новой версии стандарта ИСО 9001:2015 [2] потребовал адаптации принципов СМК к обеспечению качества образовательного процесса:

1. Планирование качества образовательного процесса осуществляется главным образом через определение:

- потребителей образовательных услуг: обучающиеся, научно-педагогические работники (далее – НПР), родители, предприятия / организации, центральный аппарат, территориальные органы и организации МЧС России, субъекты РФ и общество в целом;

- их потребностей, которые могут выражаться как в конкретных требованиях к знаниям и умениям будущих специалистов, так и в формализованном описании необходимого набора компетенций, которыми должны обладать выпускники;

- требуемых и оцениваемых характеристик образовательных услуг, оказываемых Институтом. Для ОО высшего образования это может быть и перечень обязательных для изучения дисциплин (требования соответствующих Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ), и набор необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- доведение планов до исполнителей (в соответствии с проектом приказа МЧС России «Об особенностях осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности и подготовке кадров в интересах МЧС России» разработанные ОО МЧС России учебные планы согласовываются с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся);

2. Установление взаимосвязей факторов, влияющих на подготовку будущих специалистов, путем:

- описания адекватной процессной модели СМК с целью определения смежных процессов / видов деятельности, без которых невозможно достичь высокого качества предоставляемых образовательных услуг;

- определения перечня необходимых средств обеспечения образовательного процесса;

- создания коллектива высококвалифицированных НПР;

- привлечения обучающихся, заинтересованных в получении образования по выбранной специальности / направлению подготовки;

- организации способного к саморазвитию образовательного процесса;

- определения и оценивания показателей качества;

3. Контроль качества образовательного процесса обеспечивается посредством:

- обеспечения своевременного измерения показателей качества;

- анализа динамики показателей качества;

- корректировки процесса в соответствии с выявленными существующими и возможными рисками.

4. Улучшение качества в ОО МЧС России возможно при:

- создании инструментов непрерывного усовершенствования процесса обучения;

- выявлении и устранении главных причин несоответствий, возникающих в образовательном процессе;

- формировании экспертных групп по определению путей и направлений совершенствования образовательного процесса;

- развитии информационного и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- организации контроля достижения установленных целей;

- обеспечении непрерывного повышения квалификации НПР в сферах педагогической деятельности и современного менеджмента.

5. Применение различных форм подтверждения соответствия качества образовательных услуг:

- проведение процедур государственного контроля качества образовательного процесса (государственная аккредитация реализуемых основных образовательных программ и лицензирование новых специальностей / направлений подготовки) для подтверждения соответствия предоставляемых образовательных услуг установленным в РФ требованиям;

- внешний аудит СМК образовательного процесса в авторитетной системе сертификации с целью ежегодного подтверждение ее пригодности и результативности;

- профессионально-общественная аккредитация, демонстрирующая соответствие качества образовательных программ требованиям работодателей, рынка труда, нормативным и регулирующим требованиям РФ в области образования;

- с использованием «классических» методов контроля качества получаемого образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [3]: текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация – и последующий квалиметрический анализ полученных результатов;

- проведение внутренних аудитов (далее – ВА), самообследования деятельности Института, комплексных проверок деятельности структурных подразделений для проверки выполнения запланированных показателей качества;

- с применением приемов организации обратной связи с потребителями образовательных услуг. В настоящее время в Институте проводятся: анкетирование по вопросу удовлетворенности обучающихся качеством предоставления образовательных услуг, анкетирование выпускников Института по вопросу качества подготовки специалистов и мнения руководителей территориальных органов.

В качестве примера рассмотрим применяемые способы контроля качества образовательного процесса Института в рамках действующей СМК.

При создании и внедрении в Институте существующей СМК была разработана карта процесса «Реализация учебного процесса» [4]. В качестве показателей результативности, отражающих достижение поставленных целей, были выбраны:

- процент обучающихся, аттестованных на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» по результатам рубежного контроля обучающихся;

- процент обучающихся, аттестованных на «отлично» и «хорошо» по результатам промежуточной аттестации;

- процент обучающихся, аттестованных на «отлично» и «хорошо» по результатам итогового контроля по дисциплинам на момент допуска к итоговой аттестации;

- уменьшение количества обучающихся, отчисленных за неуспеваемость.

Однако, ежегодная оценка установленных показателей показала, что имеющиеся формулы для их расчета не отражают в полной мере те факторы (внешние и внутренние), которые могут влиять на конечный результат. Анализ дополнительных возможностей, представляемых новой версией ИСО 9001, основанной на рискологическом подходе, показал, что необходимо провести описание контекста Института (то есть внешней и внутренней его среды) и определение существующих и потенциальных рисков, влияющих на качество образовательного процесса.

Основным приемом оценки результативности процессов и СМК в целом, позволяющим осуществить проверку их соответствия предъявляемым требованиям и выявить направления улучшения, является ВА. Процедура ВА была установлена как обязательное требование международного стандарта ИСО 9001:2008 [5]. Обновление международного стандарта и опыт применения ВА в Институте показал, что в настоящее время данная процедура требует пересмотра. В прежней версии стандарта ВА сводился к примитивному сравнению выбранных показателей качества процессов с их нормативными значениями. Новая версия стандарта предусматривает возможность выявления факторов влияния, а также оценки их весомости для определения направлений и способов улучшения деятельности, исходя из степени влияния каждого установленного фактора на тот или иной этап образовательного процесса. При этом критериями ВА, как важнейшего инструмента обеспечения жизнеспособности СМК, по-прежнему являются положения основных документов СМК (в первую очередь, Политики и Целей в области качества, определяющих стратегические направления деятельности Института).

В каждой конкретной организации руководство выбирает оптимальный для этой организации способ оценки результативности и эффективности СМК в целом и результативности каждого из выделенных процессов в частности.

Адаптация оцениваемых показателей качества процессов к критериям нормативных правовых актов Минобрнауки РФ и руководящих документов МЧС России потребовало перехода от принятой формы ВА к комплексной оценке деятельности ОО. Такой подход существенно снижает формальность оценок и позволяет получить более полное представление о возможных направлениях улучшения. Необходимость оптимизации оценки процессов, входящих в область сертификации СМК, потребовали разработки такого способа проверки, который, с одной стороны, соответствовал бы общему подходу ИСО 9001:2015, а, с другой стороны, был понятен высшему руководству Института и руководству образовательной деятельности в системе подготовки кадров МЧС России.

В настоящее время, в Институте осуществляется переход от применения документированной процедуры «ВА» [6] к следующим способам оценки и управления процессами:

1. Самообследование деятельности Института в соответствии с СТО «Самообследование…» [7]. Общие положения по организации и проведению самообследования содержатся в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ, а стандарт организации [7] учитывает особенности процессов в Институте.

Привлекательной стороной самообследования является непосредственное участие в нем руководителей и исполнителей процессов, которые знают особенности осуществления деятельности. Участники процесса могут лучше оценить его риски и выявить приоритетные факторы влияния на процесс (использование метода экспертных оценок);

2. Комплексные проверки деятельности структурных подразделений Института на основе документа СМК «Положение о проведении комплексных проверок структурных подразделений Института» [8] позволяют расширить область оцениваемых критериев, а также выделить дополнительные факторы влияния на процессы, реализуемые данным подразделением. Применение актуальной версии стандарта ИСО 9001 дает возможность оценить степень влияния факторов на результативность процессов, и описать возможные способы управления выявленными факторами с целью повышения качества оцениваемого процесса.

3. Количественная оценка процессов и анализ их результативности на основе установленных показателей качества, описанных в картах процессов.

4. Внешние проверки: для действующей СМК – это ежегодный инспекционный или ресертификационный контроль со стороны органа по сертификации, осуществляемый по ГОСТ Р ИСО 19011-2012 и ГОСТ Р ИСО / МЭК 17021-1-2017 [9-10].

Для проверки образовательного процесса важен и результативен внешний аудит со стороны Росаккредагентства и Рособрнадзора (опыт аккредитации и лицензионного контроля, подготовка к которым позволяют не только увидеть слабые места, но и более точно описать имеющиеся риски и определить способы их уменьшения).

Переход от традиционного ВА к регулярной комплексной оценке образовательного процесса с применением взаимодополняющих методов контроля и соответствующих документов СМК позволяет в большей мере использовать преимущества современного рискологического подхода. Его развитие в действующей СМК Института заключается в дальнейшей разработке и применении внутреннего документа по управлению рисками образовательного процесса в частности и деятельности Института в целом. Описание и постоянное совершенствование процесса менеджмента рисков в Институте направлено на повышение качества подготовки выпускников и их востребованности в различных сферах обеспечения безопасности в современных условиях.

Литература

1. Особенности менеджмента качества вузов МЧС России [Текст] : учебное пособие / авт.-сост. Е. В. Кононенко, Е. П. Воробьева, С. В. Стебунов, Г. А. Черкасский ; под общ. ред. О. А. Мокроусовой. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2015. – 104 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования.».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Карта процесса КП 3.3.1-2012 «Реализация учебного процесса», утвержденного приказом начальника института от 29.03.2012 № 268.

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (утратил силу).

6. Документированная процедура ДП 003-2010 «Внутренние аудиты», утвержденная приказом начальника института от 11.03.2010 № 206.

7. Стандарт организации СТО 005-2017 «Проведение самообследования ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России», утвержденный приказом начальника института от 13.03.2017 № 237.

8. Положение «О проведении комплексных проверок структурных подразделений ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России», утвержденное приказом начальника института от 30.06.2017 № 685.

9. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

10. ГОСТ Р ИСО / МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования».