Building firehouses to help duty honor
Аннотация: Рассмотрен анализ пожарной опасности зданий пожарных депо построенных до 2007 года.Проведено компьютерное моделирование динамики опасных факторов пожара на примере пожарной части №12 в сокольниках.
Ключевые слова: Пожарное деподинамика опасных факторов пожаракаланчамоделированиепожарные.
Автор:Креппо Юрий Владимирович | Фирсова Татьяна Фёдоровна |
Здания пожарных депо в помощь дежурному караулу
Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» в качестве одного из четырех приоритетных направлений государственной политики в области пожарной безопасности называет эффективность функционирования и развития пожарной охраны, относя к механизмам реализации, в том числе создание мобильных, многопрофильных, технически оснащенных и подготовленных подразделений пожарной охраны.
Очевидно, вся эта техническая мощь как планируемая, так и имеющаяся должна размещаться в зданиях, способных не только обеспечить сохранность техники, но и способствовать «эффективности функционирования» самих подразделений. Именно планировочные решения зданий способны обеспечить быстрый и безопасный сбор личного состава пожарного подразделения по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в минимально короткое время.
Такие здания называются пожарными депо и история их создания хорошо известна и опубликована в многочисленных изданиях об истории становления пожарной охраны страны [1-5]. Длительное время пожарные депо проектировались по требованиям общих технических норм проектирования и только в 1991 году был принят документ [6], объединивший основные требования к планировочным решениям таких зданий и определивший их современную типологию. Однако, нельзя недооценивать тот факт, что основная масса зданий пожарных депо на территории России (более 50%) построена по типовым проектам середины XX века, а еще 30% пожарных депо действуют и эксплуатируются невзирая на переход в статус культурного наследия. Причем последние стоят на боевом дежурстве практически в каждом городе России, например, в Москве, Костроме, Галиче, Рыбинске, Балакове, Сердобске, Угличе, Ярославле, Трубчевске, Ульяновске, Волгограде, Самаре и многих других городах, исчисляющих свою историю хотя бы с XIX века. Насколько удобны и безопасны такие здания для несения круглосуточных дежурств, и в какой мере их планировочные решения могут повлиять на временной фактор выезда дежурного караула – этим проблемам и возможным способам их устранения посвящена настоящая статья.
Ярким примером пожарных частей, уже отпраздновавших 100-летний юбилей может служить московская ПЧ-12, разместившаяся в исторической части здания по адресу Русаковская ул., дом 26, корпус 1 (рисунок 1), а их отличительным признаком является наличие пожарной каланчи – дозорной башни, со смотровой площадки которой были видны все улицы и здания в радиусе 15÷20 км. Конечно, каланчи утратили свой первоначальный статус и используются теперь для сушки пожарных рукавов и установки приемно-передающего оборудования оперативной связи, но с точки зрения газообмена при возникновении пожара эта труба (в ПЧ-12 высотой около 20 м), связанная дверными проемами с коридором этажа может иметь крайне негативную роль. Такая постановка проблемы только кажется невероятной, прежде всего по той причине, что статистика пожаров в пожарных частях такая же закрытая информация, как и статистика пожаров на предприятиях нефтеперерабатывающей или энергетической отраслей, или предприятиях О.В. Дерипаски. Тем не менее, согласно скудной информации просочившейся в сети интернета, пожары не обходят стороной и здания пожарных депо:
- январь 2012 г. – в Иркутской области сгорело две пожарные части - в поселке Балахнинском (Бодайбинский район) и в поселке Большая Речка. https: //www.balkans.kp.ru/daily/25821/2799054;
- июль 2013 г. – в г. Стерлитамак загорелась пожарная часть по ул. Суворова. http://sterlitamak.ru/newscity;
- май 2017 г. – в г. Кирове на Октябрьском проспекте, 122 загорелась пожарная часть. https://gorodkirov.ru/content/article/20160812-2206;
- октябрь 2017 г. – в Волгоградской области два человека пострадали при тушении пожара в гараже пожарной части на улице Ленинской в селе Ольховка Ольховского района. http://v102.ru/news/67907.html.
Рисунок 1. ПЧ-12 по адресу Москва, ВО, ул. Русаковская, дом 26, корпус 1
Результаты моделирования динамики опасных факторов пожара, полученные применительно к планировочным схемам ПЧ-12 в Сокольниках, доказывают, что время наступления критических значений ОФП в коридоре этажа, а, следовательно, и время блокирования единственного эвакуационного выхода с этажа не превышает 50 с (рисунок 2) одновременно по трем показателям – температуре, содержанию кислорода и потере видимости.
Рисунок 2. Время наступления критических значения опасных факторов пожара
в коридоре этажа пожарной части при наличии каланчи.
Время блокирования эвакуационного выхода 0,8·50/60 = 0,67 мин.
При том, что расчетное время эвакуации с этажа составляет 1,17 мин даже при времени начала эвакуации 0,3 мин, очевидно, что условие безопасной эвакуации не выполняется.
Величина индивидуального пожарного риска в таком здании пожарной части также будет более допустимого значения [7] – 3·10-3.
Должны ли пожарные, или как теперь их пафосно именуют огнеборцы, опасаться за собственную жизнь и в тех зданиях где они несут такую сложную, ответственную и без того опасную службу? Рассмотренная проблема бесспорно решаема за счет естественного проветривания коридора этажа и защиты дверных проемов каланчи противопожарными дверями. Но есть проблемы непосредственно влияющая на время выезда пожарного подразделения – это размещение дежурных и диспетчерских служб на втором этаже здания и размер выездных ворот, который невозможно изменить в здании культурного наследия.
Пожарные слишком часто видят смерть рядом с собой, рискуют собственной жизнью спасая чужие, наверное, поэтому это не унывающие, дружные, веселые и «рукастые» люди, другие в пожарных частях надолго не задерживаются, так и в ПЧ-12 нашли решение и этим проблемам:
- непрерывную беготню по маршам лестницы перед выездом отнесли к дополнительным тренировкам, поскольку спуститься по имеющемуся спусковому столбу в боевом снаряжении невозможно – размер проема в перекрытии почти на 40 см меньше необходимых 1,2х1,2 м (рисунок 3а);
- для выезда/въезда в ворота пожарной части, которые всего на 15 см шире пожарных автомобилей, да к тому же пол в гараже немного ниже (на 25 см) планировочной отметки земли поэтому сделаны пандусы, водители части приобрели навыки фигурного вождения и теперь могут участвовать в любых конкурсах водительского мастерства (рисунок 3б).
|
|
Рисунок 3. ПЧ-12 в Сокольниках изнутри:
а – спусковой столб; б – ворота для конной пожарной упряжки.
Очевидно и то что в такие ворота не может никаким способом попасть автомеханическая лестница, поэтому ее вызывают из других частей города.
Пожарные каланчи стали визитными карточками многих городов, но их использование по прямому назначению сегодня значительно затруднено, не обеспечивает безопасность работников, следовательно, мало оправдано.
История пожарной охраны должна сохраняться, так пусть в таких частях разместятся пожарно-технические выставки, как например это сделано в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.
Литература