Информационные потоки и их влияние на организационно-управленческую деятельность органов государственного пожарного надзора.

Information flows and their impact on organizational and managerial activity bodies of state fire supervision.

Аннотация: C целью качественного и своевременного выполнения возложенных функций и сохранения работоспособного состояния сотрудников предлагается решение приоритетных задач от реализации, которых будет зависеть систематизация работы сотрудников надзорной деятельности.

Ключевые слова: информационные потокисиндром информационной усталостидолжностные лица.

Автор:Князев Игорь Олегович | Чугуев Павел Васильевич |

Информационные потоки и их влияние

на организационно-управленческую деятельность

органов государственного пожарного надзора.

Совершенствование деятельности органов государственного пожарного надзора в современных условиях характеризуется изменением полномочий должностных лиц, порядка организации и осуществления государственного пожарного надзора, становлением единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, внедрением независимой оценки рисков, установлением риск - ориентированного подхода, реформой в сфере технического регулирования, а также пришедшей на смену, твердо установившемуся курсу, выполнение Указа Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», целью, которых является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно данному документу необходимо оценить пожарные риски на территории страны, определить комплекс задач по их предотвращению, совершенствовать нормативно - правовую базу [1, ст. 2].

Венцом данного направления станет развитие системы профилактики пожаров, внедрение технических регламентов ЕАЭС. Установление требований к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара. Обучать население мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре станет неотъемлемой частью. Профилактические плановые (рейдовые) осмотры территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками, выйдут на первый план. Внедрится принцип приоритетности профилактических мероприятий и риск - ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Создастся условия для продолжения развития системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Повысится качество обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны [1, ст. 2-4].

В этой связи, наряду с нехваткой трудовых ресурсов, неполноценным материально-техническим обеспечением деятельности органов государственного пожарного надзора, с постоянным возрастанием информационно-справочных и методических ресурсов, отвечающими современным условиям, колоссальной нехваткой времени на трудозатраты связанные с обработкой, выросших в последнее время, информационных потоков (указывающего, запрашивающего и побуждающего характера), как в электронном формате, так и на бумажном носителе, все большее значение приобретает выработка алгоритмов управления информационными потоками, являющихся значимой составляющей в повышении эффективности деятельности органов государственного пожарного надзора.

В своей деятельности должностные лица отделов надзорной деятельности МЧС России (далее ОНД) при осуществлении своих функций руководствуются нормативно - правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время количество законодательных и нормативно - правовых актов Российской Федерации, регламентирующих надзорную деятельность довольно обширно. Объем нормативной информации, содержащейся в данных документах, составляет чуть меньше 2 тысяч печатных листов, 40% от объема указанной нормативной информации или порядка 700 печатных листов требует углубленного изучения, так как постоянно используется при осуществлении надзорной деятельности в повседневной работе. В среднем на обработку и ознакомление с 1 печатным листом информации инспектор тратит порядка 40 минут, на углубленное изучение - 3 часа. Учитывая данное обстоятельство, требуется порядка 25 рабочих дней на ознакомление с законодательными и нормативно - правовыми актами Российской Федерации, затрагивающими вопросы надзорной деятельности. Время необходимое на углубленное изучение составит порядка 65 рабочих дней.

Помимо указанных документов вопросы, связанные с осуществлением надзорной деятельности изложены в 45 приказах МЧС России, 21 постановлении Правительства. С целью реализации указаний МЧС России, в том числе поручений, отданных на селекторных совещаниях, Главное управление МЧС России по Московской области направило в один из территориальных отделов надзорной деятельности за 2017 год 602 соответствующих указаний [3]. Необходимое время на обработку и исполнение требований, изложенных в нормативно - правовых документах, используемых в практической деятельности инспекторским составом, без учета указаний регионального центра, в среднем составляет 89,4 рабочих дня.

Согласно трудовому календарю на 2017 год, в России было 247 рабочих дней. Среднее время работы инспектора в ОНД составило 195 рабочих дней.

Вследствие того, что общий срок проведения проверки проводимых государственными инспекторами по пожарному надзору не может превышать двадцати рабочих дней, государственные инспекторы по пожарному надзору, должны планировать в год не менее 150 дней для проведения плановых проверок [2, ст. 26].

Для другой внеплановой работы (проведение контрольных мероприятий, изучение поступивших для исполнения распоряжений и указаний управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области (далее УНД и ПР ГУ МЧС России), служебную и физическую подготовку и т.д.) у инспектора в 2017 году оставалось 52 рабочих дня.

Для исполнения поступившей информации, регламентирующей надзорную деятельность, в 2017 году необходимо затратить минимум 424,9 часов (или 53 рабочих дня) и максимум 1056,6 часов (или 132 рабочих дня). Все это приводит к некачественной проверке объектов и несвоевременным исполнением указания. В итоге задача не выполняется ни по одному из направлений.

Значительный объем времени во всех подразделениях также тратится на выполнение различного рода поручений, отданных во время проведения (ежедневных, еженедельных, ежемесячных) селекторных совещаний. При этом на указанные поручения зачастую ставятся неоправданно малые сроки выполнения. Исполнение указанных поручений в сжатые сроки существенно влияет на своевременное выполнение полученных ранее письменных приказов и распоряжений. Поручения, отдаваемые на селекторных совещаниях, не всегда готовятся заранее, поэтому они не всегда в достаточной мере конкретны и взвешены. Решение, принимаемое заблаговременно, в значительной мере превосходит по содержанию решение, принятое в течение нескольких секунд или минут во время селекторного совещания, так как за такой непродолжительный период времени человек физиологически не может учесть всю нормативную информацию, необходимую для принятия конкретного решения и формирования четкого содержательного и взвешенного поручения.

Можно отметить также, что психическая деятельность стимулируется поступающей информацией. Однако для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточность информации, отсутствие механизмов для ее переработки приводят к стрессовым расстройствам и серьезным нарушениям нервной системы, а также к повышенной конфликтности и заболеваниям. В работе «Гибель от информации: информационные перегрузки» (1996 г.) Д.Льюис ввел в научный оборот термин «синдром информационной усталости», который отражает специфическое психологическое состояние человека, ведущее к неверным оценкам, ложным умозаключениям и к принятию неверных, ошибочных решений. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления [4, с. 298].

В результате утомления интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности к действиям при неожиданном поступлении новой информации. Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному и более серьезному утомлению. Следствием этого состояния могут быть необоснованные поступки и нерациональные действия, поскольку нервная система находится в тревожном состоянии или в состоянии сильного торможения, при этом поступающая информация может оцениваться неадекватно. В состоянии информационной усталости у сотрудников, особенно у руководителей, возникает ожидание, что новая информация позволит радикально изменить ситуацию в лучшую сторону, а потому пока, до определенного времени принятие даже важных решений нужно отложить, что приводит к "аналитическому параличу". Проблемой является то, что информацию можно получать и накапливать неограниченно долго, а механизм принятия решений бездействует [5, c. 147].

В сложившихся условиях постоянно возрастающего потока поступающей информации, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных функций и сохранения работоспособного состояния сотрудников, становится актуальным решение следующих приоритетных задач, от реализации которых во многом будет зависеть систематизация работы сотрудников надзорной деятельности:

1. Разработка методики дифференцированного по временным показателям подхода к постановке задач различным подразделениям в зависимости от количества территориальных органов в их составе, количества муниципальных образований на территории субъекта РФ и штатной численности личного состава.

2. Перераспределение имеющейся штатной численности инспекторского состава между субъектами РФ в зависимости от количества муниципальных образований на территории субъекта РФ, численности населения, количества объектов надзора, удаленности объектов надзора, при этом установив минимальный состав территориального органа надзорной деятельности не менее 6 человек.

3. Введение в штаты управлений надзорной деятельности и территориальных органов должностей секретарей (не связанных с выполнением функций надзорной деятельности), с целью осуществления канцелярской работы и снятия избыточной нагрузки с инспекторского состава.

4. Издание приказа министерства, устанавливающего перечень отчетной документации, и запрещающего запрос дополнительной информации, не входящей в данный перечень.

5. Издание приказа министерства, ограничивающего целевые выезды в подразделения с целью их проверки, в течение года до начала инспекторской проверки подразделения и в период между инспекторской и контрольной проверкой деятельности подразделения, за исключением экстренных случаев.

ЛИТЕРАТУРА

  1.   Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»
  2.   Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»
  3.   Электронный портал - http://docund.ucoz.ru
  4. Бодров В.А Информационный стресс. - М., 2000.
  5. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей. //Социологические исследования. 2005, N 5.