FIRE RISK ON RAILWAY ELEVATED STRUCTURES WITH FUEL OIL
Аннотация: Представлена постановка задачи о количественном обосновании исключения сценария пожара-пролива мазута на железнодорожных эстакадах, при расчете пожар-ного риска. Эстакады размещаются в северных регионах страны
Ключевые слова: Ключевые слова: пожарный рискжелезнодорожная эстакадамазутгорениесамоспасание.
Автор:Гураль Артем Александрович | Батманов Сергей Васильевич |
Мазут, как топливо широко представлен на теплогенерирующих установках ТЭС (ТЭС – теплоэлектростанция), водном и железнодорожном транспорте. Являясь промежуточным сырьем, при получении минеральных масел и других нефтепродуктов мазут занимает четвёртое место после нефти, газа и дизельного топлива в структуре экспорта России [https://ru.wikipedia.org].
Большие объемы мазута доставляются потребителям железнодорожным транспортом. Для налива и опорожнения железнодорожных цистерн предусмотрены железнодорожные эстакады (рисунок 1). Данные объекты обладают высокой пожарной опасностью и, нередко, требуется оценить пожарный риск [2], чтобы сделать вывод о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности [1].
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах предполагает рассмотреть реализацию возможных сценариев аварийной ситуации (дерево событий) [2]. Одним из основных сценариев пожароопасной ситуации, для объектов хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, является «пожар пролива». Однако, не всегда такой сценарий аварии имеет место.
Рисунок 1. Железнодорожная эстакада галерейного типа
Данная предпосылка обусловлена несколькими факторами: высокая температура вспышки паров мазута, сильно зависящая от его марки; максимальная температура летнего времени северных регионов России ниже температуры вспышки; источники зажигания не всегда способные воспламенить разлив «холодного» мазута; низкая скорость распространения горения по проливу, задержка в достижении максимального тепловыделения при полном охвате пламенем разлива
Количественно обосновать исключение пожара пролива из расчета пожарного риска возможно, рассмотрев и сравнив продолжительность двух процессов: распространение пламени по проливу мазута и перемещение операторов эстакады в безопасную область. На рисунке 2 представлены этапы для решения поставленной задачи.
Анализ литературных источников, посвященных скорости развития горения по проливу, показывает, что исследователей интересуют несколько параметров, характеризующих скорость. Скорость снижения фиксированного уровня горящей жидкости (англ. – burning rate), м/мин, скорость распространения фронта пламени (англ. – flame spread), м/мин. Таким образом, параметр, наиболее полно отвечающий требованиям работы соответствует скорости распространения фронта пламени.
I. Типовое дерево событий для расчета риска на железнодорожной сливоналивной эстакады с мазутом
II. Анализ исследований: - развитие горения пролива горючих жидкостей; - эвакуация и самоспасание на производственном объекте
III. Эксперимент: - процесс самоспасания оператора эстакады, в различные периоды года; - горения пролива горючих жидкостей
IV. Численное моделирование процесса самоспасания и горения
V. Анализ продолжительности горения и самоспасания
VI. Построение уточненного дерева событий для расчета пожарного риска
Рисунок 2. Этапы решения задачи о количественном обосновании исключения пожара-пролива из расчета риска
Анализ исследований и нормативных документов, посвященных определению скорости распространения фронта по ЛВЖ и ГЖ (температура вспышки более 400С) представлена в таблице 1.
Табл. 1 Экспериментальные значения скорости фронта пламени по поверхности ненагретых жидкостей
Краткое наименование источника | Линейная скорость распространения фронта пламени, м/с |
Руководство по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта [3] | 0,25-0,3 (стехиометрическая концентрация) |
Study on Flame Spread over Aviation Kerosene and Diesel [4] | 0,009-0,03 |
Liquidspillagefires [5] | 0,001-0,01 |
Продолжение таблицы 1
Краткое наименование источника | Линейная скорость распространения фронта пламени, м/с |
Guidelines for fire protection in chemical, Petrochemical and hydrocarbon processing facilities [6] | 0,4-0,5 (стехиометрическая концентрация) |
Руководство по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках [7] | 0,05 |
Указанные значения скоростей фронта пламени, не в полной мере отвечают поставленной в работе задаче. Данное утверждение продиктовано методикой расчета пожарного риска [2], в которой рассматривается пожар пролива и принимается максимальный тепловой поток развившегося пожара. Данные таблицы 1, возможно использовать при моделировании процесса распространения горения. Планируется проведение экспериментальных исследований распространения горения на площади превышающей 10 м2.
Согласно методике расчета пожарного риска [2] эвакуация операторов эстакады, а точнее процесс самоспасания, учитывается как вероятностная величина. При этом параметры, характеризующие процесс самоспасания и оператора эстакады, а также состояние путей самоспасания не рассматриваются детально. В работе планируется проведение натурного экспермента по самоспасанию оператора железнодорожной эстакады в различных погодных условиях (наличие и отсутствие снежного покрова и наледи). Данный эксперимент ставит цель обосновать возможные скорости перемещения оператора в безопасную область, на территории.
Таким образом, чтобы количественно обосновать возможность исключения сценария пожара пролива из расчета пожарного риска для сливоналивной железнодорожной эстакады требуется смоделировать процесс распространения горения по проливу мазута и процесс самоспасания операторов в безопасную зону. Если время самоспасания будет значительно меньше чем развитие горения, то данный сценарий для эстакад с мазутом возможно исключить.
Литература