СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТРАБОТКЕ УПРАЖНЕНИЙ С ШТУРМОВОЙ ПОЖАРНОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

MODERN REPRESENTATIONS ABOUT PROCESSING EXERCISES WITH SCALING-LADDER

Аннотация: Предлагаются: особенности организации учебного процесса при отработке упражнений с ручными пожарными лестницами в условиях, максимально приближённых к настоящим.

Ключевые слова: Ключевые слова: штурмовая лестницаоконный проем.

Автор:Габдуллин Владислав Булатович | Коршунов Игорь Васильевич | Смагин Александр Владимирович | Серов Петр Петрович |

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТРАБОТКЕ

УПРАЖНЕНИЙ

С ШТУРМОВОЙ ПОЖАРНОЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

Коршунов И.В., Смагин А.В., Серов П.П., Габдуллин В.Б.

E-mail: [email protected]

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

  Предлагаются: особенности организации учебного процесса при отработке упражнений с ручными пожарными лестницами в условиях, максимально приближённых к настоящим.

  Ключевые слова: штурмовая лестница, оконный проем.

MODERN REPRESENTATIONS ABOUT PROCESSING

EXERCISES WITH SCALING-LADDER

Korshunov I.V., Smagin A.V., Serov P.P., Gabdullin V.B.

It is proposed: the features of the organization of the educational process when practicing exercises with manual fire ladders in conditions as close as possible to the present.

Keywords: scaling-ladder, window.

Трудно себе представить современное пожарно-спасательное подразделение без ручных пожарных лестниц, к которым относят выдвижную пожарную лестницу (ВПЛ), штурмовую пожарную лестницу (ЛШ) и лестницу-палку. Профессиональной подготовке пожарных, а в частности, усвоению знаний, умений и навыков при работе с ручными пожарными лестницами во время учебных занятий во все времена уделялось значительное внимание.  Существующие нормативы по пожарно-строевой подготовке № 5.6-5.8 [1] имеют своей целью довести имеющееся мастерство пожарного практически до совершенства. К сожалению, во время настоящего пожара применить любую лестницу так, как учили пожарного во время занятий на учебной башне, увы, не получится из-за целого ряда существующих нюансов.

В этой статье пойдёт речь об особенностях организации учебного процесса при отработке упражнений с ручными пожарными лестницами в условиях, максимально приближённых к настоящим, что и является целью этой работы.

Какие факторы влияют на скорость подъёма пожарного, например, в окно на третьем этаже здания с помощью ЛШ или ВПЛ:

1. геометрия рамы в окне и свойства остекления;

2. способ, скорость и вид инструмента, с помощью которых будет разбито (вскрыто) остекление;

3. количество, форма и расположение осколков стекла в раме и на подоконнике.

Разберём эти факторы несколько подробнее.

  

 

       а)    б)    в)

Рисунок 1 – виды типичных оконных рам

а) – с горизонтальным переплётом; б) – с вертикальным переплётом;

в) – с переплётом «Т-образной» формы

Геометрия рамы. В жизни оконные рамы встречаются самых разных форм и размеров, которые играют немаловажную роль в возможности использования этой рамы для подъёма на высоту с помощью лестниц. Если не брать во внимание специфические конструкции оконных рам, то среди них можно выделить несколько стандартных видов, которые представлены на рисунке 1.

Очевидно, что удобной для подъёма по лестнице будет та рама, ширина которой позволит беспрепятственно сесть на подоконник пожарному и разместить на нём же надлежащим способом лестницу. Следовательно, наихудшим вариантом оконной рамы для пожарного будет рама в) (см. рис. 1). Также здесь же необходимо сказать несколько слов о подоконнике. Ключевым размером подоконника является его ширина (глубина). Например, ширина подоконника в окне учебной башни 38-40 см [2] – это та, так называемая, комфортная ширина, которая позволяет пожарному сесть на него должным образом, зацепиться голенью левой ноги за подоконник и более равномерно распределить центр тяжести своего тела для дальнейшего выброса на вышележащий этаж штурмовую пожарную лестницу. Нетрудно понять то, что если ширина подоконника окажется шире или уже, чем указано выше, то пожарному будет значительно труднее принять удобное положение сидя на подоконнике.

Остекление. Остекление также бывает весьма разнообразным. Во-первых, это обычные деревянные рамы с одинарным остеклением, отличающееся только толщиной стекла, но, как правило, это стёкла толщиной 3-4 мм. Во-вторых, это стеклопакеты в ПВХ окнах, которые уже могут быть двух или трёх камерными с той же толщиной каждого стекла.

Вскрытие остекления. Способам разбивания стекол с помощью ЛШ посвящено несколько работ [3, 4]. Также разбить стекло пожарный может с помощью различного инструмента. Очевидно, что разбить стекло в деревянной раме легче, нежели стеклопакет ПВХ рамы. Более того, пожарному может понадобиться несколько ударов для разрушения стекла. Также важную роль играет момент разрушения стекла, а именно: понять, как (траектория падения) и куда (внутрь или наружу здания) оно упадёт очень трудно и, главное, небезопасно.

Остатки остекления в раме. Если рама деревянная, то освободить её от осколков стекла достаточно просто. Но если это стеклопакет, то на удаление осколков может понадобиться время и усилия.

 

Рисунок 2 – Виды и способ размещения оконных рам в учебной башне.

С целью изучения проблем применения ручных пожарных лестниц на практике профессорско-преподавательским составом кафедры пожарно-строевой и газодымозащитной подготовки (в составе учебно-научного комплекса пожаротушения) Академии ГПС МЧС России были изготовлены две оконные рамы из ПВХ профиля с различным размещением переплётов. Виды изготовленных рам и способ их размещения показан на рисунке 2.

Важно отметить, что изготовленные рамы в окнах учебной башни размещены с определённым замыслом. Рама, стоящая в окне третьего этажа учебной башни (вертикальный переплёт, см. рис. 1 б)), больше предназначена для отработки способов подъёма и спуска по ВПЛ, а рама, установленная в окне второго этажа учебной башни (горизонтальный переплёт, см. рис. 1 а)) – для отработки упражнений с ЛШ.

Результаты выполнения упражнений по подъёму и спуску с помощью ВПЛ в третий этаж учебной башни, в окне которой установлена ПВХ рама (вертикальный переплёт, см. рис. 1 б)).

При подъёме или спуске из третьего этажа учебной башни основной трудностью для пожарного является момент перехода через раму. Чтобы попасть на ВПЛ при спуске или перейти с ВПЛ на подоконник при подъёме, пожарный вынужден частично выносить корпус своего тела наружу от башни. Всё это говорит о том, что центр тяжести человека выходит за габариты башни и при определённых обстоятельствах увеличивается риск травматизма пожарного. Время выполнения упражнения по подъёму и спуску с помощью ВПЛ в таких условиях увеличивается.

Результаты выполнения упражнений по подъёму (и спуску) с помощью ЛШ в четвёртый этаж учебной башни, в окнах которой установлены ПВХ рамы.

   

Рисунок – 3 – Этапы работы с штурмовой пожарной лестницей в окне

второго этажа учебной башни

Ключевыми проблемами для пожарного при выполнении такого упражнения в обозначенных выше условиях являются: сед на подоконник, выброс ЛШ и её подвеска на вышележащий этаж.

При усаживании на подоконник учебной башни, в окне которой установлена рама (профиль Г-образного сечения), пожарные во всех случаях испытывали дискомфорт и тратили время на поиск приемлемого комфортного положения для дальнейшего выполнения упражнения. Сделать выброс лестницы на вышележащий этаж из положения стоя на подоконнике невозможно, т.к. пожарному не видно проёма вышележащего окна. Попытка выброса и подвешивания лестницы из положения стоя на подоконнике с высокой вероятностью ведёт к падению пожарного с высоты.

Выброс ЛШ сидя на подоконнике второго этажа учебной башни. Выполнить этот фрагмент упражнения так, как обычно обучают на занятиях невозможно из-за мешающего горизонтального переплёта рамы: крюк лестницы ударяется о горизонтальный переплёт и пожарный вынужден разворачивать крюк лестницы не над головой, а перед своим лицом: амплитуда вращения и центр тяжести лестницы значительно изменяются. Время выполнения этого фрагмента упражнения увеличивается.

Подвеска ЛШ в окно третьего этажа учебной башни, сидя на подоконнике второго этажа. Выполнить этот фрагмент упражнения обычным общепринятым способом также не получится из-за мешающего вертикального переплёта оконной рамы. Более того, пожарный также вынужден изменять амплитуду вращения и смещать центр тяжести лестницы наружу с целью проноса крюка лестницы мимо переплёта. Чтобы хоть как-то подвесить лестницу пожарные действовали на грани своих возможностей, а вероятность потери равновесия ЛШ очень высока, что может привести к травматизму пожарного и падению лестницы.

Выброс ЛШ сидя на подоконнике третьего этажа учебной башни.

     

Рисунок – 4 – Этапы работы с штурмовой пожарной лестницей

в окне третьего этажа учебной башни

Выполняя это фрагмент упражнения, пожарные испытывали огромные трудности из-за наличия вертикального переплёта рамы, который мешал развернуть лестницу, как необходимо, на 900. В этом случае также приходилось смещать центр тяжести ЛШ наружу, что в ряде ситуаций травмоопасно и может приводить к падению лестницы.

Подводя итог проделанной работы, необходимо признать, что описанная в этой статье специальная подготовка необходима и оправдана. Упражнения с ручными пожарными лестницами, отрабатываемые в рамках занятий по пожарно-строевой подготовке, редко применяются на практике в том виде, в каком это принято преподавать на занятиях. Принимающие в экспериментах пожарные испытывали огромный интерес к выполняемой работе и удовлетворение по её завершению. Внедрение подобной практики в учебный процесс позволяет обучаемому научиться использовать ручные пожарные лестницы в условиях, максимально приближённых к настоящим, появляется смысл, а в месте с этим, интерес, уважение и понимание значимости имеющегося на вооружении оборудования.

Литература:

1. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы.

  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 г. N 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

3. Темнов А. Без права на ошибку / Пожарное дело, № 1, 2016 г. с. 40-42.

4. Варушкин Е.В. Освобождение оконных проёмов от стеклопакетов при помощи лестницы штурмовки / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы профессиональной подготовки пожарных и спасателей». – Иваново, ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2017. С. 94-95.