Анализ опыта ликвидации аварий при транспортировке опасных веществ водным транспортом в Венгрии

Evaluation of the experiences of the authorities of accidents related to the transport of dangerous goods by inland waterways in Hungary

Аннотация: После реформы системы защиты от катастроф, которая была проведена в Венгрии в 2012-м году, административный надзор за транспортировкой опасных веществ по внутренним водам осуществляют органы защиты от катастроф. Систематические проверки транспортных средств и базовых объектов, расследование аварий и применение санкций при выявлении нарушений стали основными направлениями профилактики аварий.

Ключевые слова: защита от катастрофпромышленная безопасностьтранспортировка опасных веществ по внутренним водамаварии на водном транспорте

Автор:Оргкомитет С Б | Балог Р. | Хорват Г. В. | Катаи-Урбан Л. | Вашш Д. |

Введение

Перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом осуществляются в Венгрии по Дунаю, главным образом, - танкерами, и в меньшей мере – транспортными судами. Танкеры перевозят, в основном, нефтепродукты и реже – сырую нефть. На корабли чаще всего загружают минеральные удобрения. Из-за больших объёмов перевозимых водными путями грузов нарушение правил транспортировки представляет собой серьёзную опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей среды и материальных ценностей, поскольку может привести к аварии.

Систематические проверки танкеров, судов и портовых сооружений, а также перевозимых грузов, тщательное расследование аварий, выявление нарушений и недостатков и применение санкций являются одним из главных направлением профилактической деятельности государственных органов защиты от катастроф.

Целью данного доклада является анализ аварий и чрезвычайных ситуаций, которые произошли в Венгрии в ходе транспортировки опасных грузов по внутренним водным путям, начиная с 2012-го года. Фактические данные о проверках, авариях и ЧС предоставлены Главной инспекцией по промышленной безопасности Государственной главной дирекции защиты от катастроф Министерства Внутренних дел Венгрии.

Нормативно-правовое регулирование транспортировки опасных грузов по внутренним водам в Венгрии

Одновременно с вступлением в 2012-м году в силу Закона о защите от катастроф [1] были внесены поправки в Закон о речном судоходстве [2]. Это позволяет осуществлять административный контроль за транспортировкой опасных грузов по водным артериям не только органам водного надзора полиции, но и государственным органам защиты от катастроф. На основании постановления правительства последние не только участвуют в проверках, но и уполномочены накладывать санкции в случае выявления нарушений [3].

Специальное постановление [4] посвящено применению в Венгрии Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (Далее: ADN). В случае внесения поправок в международные правила транспортировки соответствующие изменения в короткие сроки вносятся и во внутренние правила ADN в Венгрии.

Надзор за перевозкой опасных грузов внутренним водным транспортом и анализ аварий и ЧС в Венгрии

В Венгрии органы защиты от катастроф осуществляют административный надзор за речной транспортировкой опасных грузов только в тех провинциях, которые располагаются по берегам Дуная [5].

В целях более эффективного надзора за транспортировкой водным путём в 2012-м году была создана специальная служба речного контроля. Её сотрудники несут службу в режиме дежурства с графиком 24/48 часов. Они осуществляют постоянный надзор за речным транспортом, который перевозит опасные грузы внутри страны и/или пересекает границу Венгрии в обоих направлениях через Международный речной пункт пропуска в городе Мохаче [5]. Столичная дирекция защиты от катастроф проверяет порядок перевозки опасных грузов с использованием пожарного корабля «Святой Флориан». По прибытию опасных грузов, на которые распространяется действие ADN, на промышленные объекты Будапешта, проверки могут проходить как на причалах производственных цехов, так и на суше.

Надзорные мероприятия за транспортировкой опасных грузов проводятся не только по предварительной заявке организаторов трансфера или электронной заявке, поступившей в информационную систему RIS (River Information System). Ведь одна из целей органов надзора – выявление нелегальных, тайных, незаявленных владельцами опасных грузов. Поэтому проверяются и те партии товаров, которые по предварительной информации не являются опасными.

Наименьшее число проверок грузовых судов было проведено в 2012-м году, непосредственно после получения органами защиты от катастроф соответствующих полномочий. Тогда проинспектировали 1200 транспортных средств, 365 из которых подпадали под действие ADN. Однако именно в этом году было выявлено наибольшее количество нарушений: 56 судов не соответствовали требованиям перевозки опасных грузов. В последующие годы число проверок возросло и колебалось от 1971 до 2488 в год. Начиная с 2013-го и по 2019-й год число судов, перевозивших опасные грузы, колебалось между 734 и 1030 единицами. Количество выявленных нарушений с 2013-го года резко сократилось и находилось в пределах между 14 и 27.

Правила, связанные с ЧС и авариями, которые произошли в процессе перевозки опасных грузов речным транспортом, зафиксированы в разделе 1.8.5 ADN. В соответствии с ними, участники ЧС или аварии обязаны представить доклад в соответствующие компетентные органы защиты от катастроф. Максимальный срок подачи документа – месяц с момента присшествия. Доклад необходим в случае, если произошёл выброс (вылив) опасного вещества или возникла непосредственная опасность этого, последовала гибель или нанесён ущерб здоровью людей, материальный ущерб или вред экологии, а также если потребовалось вмешательство компетентных органов [4].

В 2012-м, 2013-м, 2015-м, 2016-м и в 2018-м г.г. в Венгрии в ходе пранспортировки опасных грузов речным транспортом происходило по одной аварии. В 2014-м году не было ни одной ЧС, связанной с транспортировкой опасных грузов судами или танкерами. В 2017-м году случилось две аварии, а в 2019-м - три.

Потерпевшие аварию суда находились в загруженном состоянии и в большинстве случаев перевозили газойль (UN 1202) или моторный бензин (UN 1203) и один раз – опасное для окружающей среды вещество (базовае масло UN 9006).

На основании анализа чрезвычайных ситуаций и аварий, которые приозошли в процессе речной транспортировки, было установлено, что эти аварийные ситуации не были связаны с нарушением правил перевозки опасных грузов по воде. Главной их причиной стал человеческий фактор, а также своеобразная транспортная среда: уровень воды в Дунае, состояние русла реки, внешние условия транспортировки. В ходе ЧС не было пострадавших, опасные вещества не попали в окружающую среду, экология не пострадала. Для благополучного разрешения ситуации во всех случаях потребовалась слаженная, скоординированная совместная деятельность органов защиты от катастроф, судоводства, водного отделения полиции, национального налогового и таможенного управления, а также самих участников трансфера.

Выводы

Систематические проверки органами защиты от катастроф являются для участников речной транспортировки опасных грузов серьёзным стимулом для выполнения действующих норм в целях профилактики чрезвычайных и аварийных ситуаций. Постоянный контроль позволяет стабильно поддерживать количеситво аварий и ЧС на низком уровне.

Однако, невзирая на выполнение участниками соответствующих норм и предписаний, а также на постоянный рост профессиональной культуры в сфере безопасности, в рассматриваемый период – за исключением 2014-го года – ежегодно происходили чрезвычайные ситуации, которые были связаны с речными грузоперевозками опасных веществ.

При этом анализ происшествий позволяет сделать обоснованный вывод о том, что все они произошли не из-за нарушения правил перевозки, а в связи с такими факторами, как своеобразие транспортной среды или по недосмотру персонала.

Литература

[1] 2011. évi CXXVIII. törvény a katasztrófavédelemről és a hozzá kapcsolódó egyes törvények módosításáról; URL.: http://njt.hu/cgi_bin/njt_doc.cgi?docid=139408.367079

[2] 2000. évi XLII. törvény a víziközlekedésről; URL.: http://njt.hu/cgi_bin/njt_doc.cgi?docid=48915.370192

[3] 312/2011. (XII. 23.) Korm. rendelet a hivatásos katasztrófavédelmi szerv eljárásai során a veszélyes áruk vasúti és belvízi szállításának ellenőrzésére és a bírság kivetésére vonatkozó egységes eljárás szabályairól, továbbá az egyes szabálytalanságokért kiszabható bírságok összegéről, valamint a bírságolással összefüggő hatósági feladatok általános szabályairól; URL.: http://njt.hu/cgi_bin/njt_doc.cgi?docid=140282.349982

[4] 177/2017. (VII. 5.) Korm. rendelet a Veszélyes Áruk Nemzetközi Belvízi Szállításáról szóló Európai Megállapodáshoz (ADN) csatolt Szabályzat kihirdetéséről, valamint a belföldi alkalmazásának egyes kérdéseiről; URL.: http://njt.hu/cgi_bin/njt_doc.cgi?docid=202924.373553

[5] Kátai-Urbán Lajos – Kozma Sándor – Vass Gyula (2015): Veszélyes szállítmányok felügyeletével kapcsolatos hatósági tapasztalatok értékelése. Hadmérnök, 10. évf. 4. sz. URL.: www.hadmernok.hu/154_10_kataiul_ks_vgy.pdf