Improvement of legal regulation in the field of fire safety
Аннотация: Рассмотрены вопросы совершенствования нормативной правовой базы в области пожарной безопасности. Проведен анализ нововведений, направленных на решение проблемных вопросов и повышение эффективности мер в обозначенной области. Выявлены проблемы в правовой базе и направления ее совершенствования.
Ключевые слова: пожарная безопасностьправиланормативная правовая базагосударственная политика
В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года [1, 2] в МЧС России продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в обозначенной области.
Несмотря на большое количество нормативных документов в сфере обеспечения пожарной безопасности, некоторые ее области остаются не достаточно урегулированными. В этом отношении уполномоченными органами ведется активная работа.
Так, 16 сентября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила) [3]. Этот документ направлен на решение одной из острых проблем – нарушений требований пожарной безопасности.
Новые Правила разработаны в целях повышения эффективности мер пожарной безопасности и содержат основные требования к ее обеспечению.
Правила противопожарного режима включают в себя нормы поведения людей в обозначенной сфере; специальные требования к организации ведения производства, а также к содержанию территорий, зданий, сооружений, помещений и иных объектов защиты.
Уточним, в связи с чем актуализированы данные Правила.
В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» [4] в новых Правилах упразднены требования, являющиеся устаревшими и дублирующими в обозначенной сфере деятельности.
Отметим некоторые из нововведений.
Это - новые разделы документа, касающиеся порядка применения в зданиях и сооружениях бытовой пиротехники, а также пиротехники и огневых эффектов, используемых при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей. Кроме этого, данными правилами установлен порядок в отношении разведения костров и открытого огня на разных территориях.
Нововведения коснулись и соответствующих «пожарных» инструкций. А именно, в данном документе дополнительно включены нормы, касающиеся вопросов обеспечения путей доступа на объекты подразделений пожарной охраны, их надлежащего порядка.
В правилах также указывается необходимость сбора информации об ответственных за отключение устройств с использованием открытого пламени, а также других тепловыделяющих устройств с температурой на внешней поверхности, которая может превышать 90 градусов.
Следует отметить - ведение журнала работы систем противопожарной защиты, в котором должны дополнительно фиксироваться действия по проверке.
Другим направлением работ, которое может решить многие проблемы в области пожарной безопасности является внедрение риск-ориентированного подхода. Этот механизм позволит повысить эффективность проверок, акцентируя внимание на организациях повышенного риска возникновения пожара.
19 октября 2019 года подписано постановление Правительства Российской Федерации № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок пожарного надзора. Основные изменения коснулись категорий пожарной безопасности и критериев отнесения к определенной категории. Все изменения направлены на совершенствование государственной функции, связанной с осуществлением федерального госпожнадзора, а проверки по новым правилам начнутся с 2021 года.
В соответствии с нововведениями установлено 6 категорий риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Распределение по категориям зависит от возможного количества людей, одновременно находящихся на объекте. Каждая категория имеет свои временные рамки для проведения проверок.
В риск-ориентированную модель введена новая категория «чрезвычайно высокого риска». В него входят объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий граждан с ограниченными возможностями с одновременным пребыванием на них более 10 человек. Исключение составляют многоквартирные дома. Также в данную категорию переведены объекты предоставления социальных услуг, дошкольного образования и детские лагеря. Ранее они считались объектами «высокого риска» [4].
Следует отметить, что торгово-развлекательные центры ранее относились к категории среднего риска и проверялись каждые четыре года. Сейчас объекты, где одновременно находятся более 5 тысяч человек, относятся к категории «высокого риска». Периодичность их проверок составляет один раз в 2 года.
Объекты меньшей вместимости также делятся на соответствующие категории, поэтому они проверяются реже. Ежегодная проверка коснется только объектов «чрезвычайно высокого риска».
Риск-ориентированный подход включает дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации, представительства нашего государства за рубежом, а также объекты метрополитенов, автомобильные и железнодорожные тоннели. Ранее эти объекты не учитывались.
Многоквартирные жилые дома высотой более 75 метров классифицируются как значительный риск, а от 28 до 75 метров - как средний риск.
Такой подход обоснован трудностями эвакуации людей из жилых домов повышенной этажности и трудностями тушения пожаров, связанными с обеспечением необходимыми средствами пожаротушения и подъездом пожарно-спасательных подразделений. Кроме того, при их строительстве используются наружные фасадные системы утепления. Это создает потенциальную пожароопасность.
Таким образом, в целях актуализации и совершенствования нормативной правовой базы разработаны новые нормативные правовые акты - постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», направленные на повышение эффективности в области пожарной безопасности.
Литература