Расширение возможностей лабораторной базы кафедры пожарной автоматики для повышения качества учебного процесса

Expanding the capabilities of the laboratory base of the Department of Fire Automation to improve the quality of the educational process

Аннотация: Рассмотрено использование программно-технического комплекса "Торнадо" в учебном процессе подготовки специалистов пожарной безопасности. Представлены результаты разработки новой лабораторной работы по теме "Основы теории автоматического регулирования".

Ключевые слова: пожарная безопасностьпрограммно-технический комплекс

Автор:Членов Анатолий Николаевич |

В

Применение новых информационных технологий является одним
 
из эффективных методов повышения качества подготовки специалистов пожарной безопасности. Повышение эффективности обучения целесообразно проводить на основе применения компьютеризованных программно-технических комплексов (ПТК) и разработки необходимого для этого программного, информационного и аналитического обеспечений [1-3].

В настоящее время кафедра пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России обладает современным лабораторно-исследовательским оборудованием, в частности, ПТК "Торнадо", на котором проводятся лабораторные работы по разделу "Производственная автоматика предотвращения пожаров и взрывов". С целью расширения дидактических возможностей ПТК проведена подготовка новой лабораторной работы по теме "Основы теории автоматического регулирования".

Разработанная методика лабораторной работы позволяет решить
 
задачу по исследованию подсистемы контроля и стабилизации температуры АСУ технологическим процессом взрывоопасного промышленного объекта с применением позиционного и широтно-импульсного регуляторов. В работе использовано оригинальное программное обеспечение ПТК.

Алгоритм выполнения лабораторной работы представлен на рис. 1.

В процессе работы была разработана схема и смонтирована лабораторная установка, элементами которой являются: учебный стенд "Торнадо MIRage-N", тепловой фен с датчиком, подключённым к модулю MIRage-NDIO32 и модулю MIRage-NTHERM соответственно, установленные
 
на штативе, блок управления в виде силового реле подключенный к модулю MIRage-NDIO32.

Проведена апробация лабораторной работы с целью экспериментального подтверждения технической и организационной возможности её качественного проведения в установленные учебной программой сроки2 академических часа.


 

Связь установлена?

ОПРЕДЕЛЕН?

Контроль готовности к выполнению работы

Конец

Объявление темы работы

Повторение материала и восстановление знаний

Включение и подготовка оборудования

Установка связи и подключение к контроллеру

К работе готов?

ОПРЕДЕЛЕН?

Загрузка работы в контроллер

Запуск работы

Выбор регулятора. Анализ реакции системы на изменение порогов

Отображение результатов на групповом мониторе

Подведение итогов. Оформление. Сдача

Начало

Да

Нет

Нет

Да

Рис. 1. Алгоритм выполнения лабораторной работы

Испытания проводились в лаборатории производственной автоматики с участием трёх обучаемых (слушателей учебной группы) под руководством профессора кафедры пожарной автоматики Членова А.Н. Контроль уровня готовности к проведению работы проводился с помощью специальной компьютерной программы [4, 5].

С методическими указаниями по выполнению лабораторной работы справились все обучаемые. Время выполнения лабораторной работы каждым обучаемым приведено в табл. 1.

Таблица 1

Результаты выполнения лабораторной работы

Обучаемый

Время ответов
на тест,
мин

Время выполнения работы, мин

Общее время выполнения работы, мин

1

17

63

80

2

20

67

87

3

15

63

78

Выводы

1. Разработанный алгоритм лабораторной работы позволяет решить задачу по исследованию подсистемы контроля и стабилизации температуры АСУ технологическим процессом взрывоопасного промышленного объекта с применением позиционного и широтно-импульсного регуляторов в составе программно-технического комплекса "Торнадо" оптимально с методической точки зрения и соответствует рабочей программе дисциплины "Производственная и пожарная автоматика".

2. Проведённая апробация лабораторной работы экспериментально подтвердила техническую и организационную возможность её проведения в установленные учебной программой сроки.

Литература

1. Членов А.Н. Применение современных информационных технологий в автоматизированных системах противопожарной защиты // Технологии техносферной безопасности. 2014. № 1 (53). С. 2.

2. Антоненко А.А., Буцынская Т.А., Членов А.Н. Нормативное обеспечение систем комплексной безопасности объектов // Технологии техносферной безопасности. 2010. № 2 (30). С. 11.

3. Членов А.Н., Климов А.В. Методика оценки эффективности системы безопасности объектов дистанционного банковского обслуживания // Технологии техносферной безопасности. 2015. № 2 (60). С. 205-211.

4. Членов А.Н., Дровникова И.Г., Буцынская Т.А., Орлов П.А. Автоматизация контроля обученности в процессе подготовки специалистов для систем безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2009. № 4. С. 107-116.

5. Буцынская Т.А., Орлов П.А. Разработка компьютерной контрольно-обучающей программы по производственной и пожарной автоматике // Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности". – 2009. – Вып. № 2 (апрель). – http:// ipb.mos. ru/ttb.

К О Н ЕЦ

К О Н ЕЦ

К О Н ЕЦ

Не дождался, оставил документы и ушёл