Анализ показателей обстановки с пожарами на грузовых автомобилях в 2015-2019 годах от различных причин

Analysis of indicators of the situation with fires on trucks in 2015-2019 from various causes

Аннотация: Приведены статистические данные по числу пожаров, погибших и травмированных, прямому материальному ущербу от пожаров, возникших в Российской Федерации в период с 2015 по 2019 годы на грузовых автомобилях. Проведён анализ распределений значений данных показателей по причинам возникновения пожаров. Описаны тенденции изменения значений показателей за рассмотренный временной период.

Ключевые слова: грузовой автомобильпричина пожарачисло пожаровчисло погибшихчисло травмированныхпрямой материальный ущерб

Автор:Путин Владимир Семенович | Сибирко Виталий Иванович | Загуменнова Марина Викторовна | Чечетина Татьяна Алексеевна |

B книгe [1] сдeлан вывод, чтo увеличение количества пожароопасных узлов и гoрючих материалов, усложнение условий эксплуатации и другие причины приводят к увеличению верoятности пожаров автомобилей.

В соответствии со статистическими данными, приведенными в статьях [2,4], число пожаров на транспортных средствах в Российской Федерации в течение 2015-2018 гг. постоянно снижалось, а в 2019 г. отмечен некоторый рост значений показателя.

Как следует из данных, приведенных в таблице 11  , за 2015-2019 гг. на грузовых автомобилях зарегистрировано 11 183 пожара, что составило 12,2 % от общего числа пожаров на транспортных средствах за данный временной период - 91 996 ед. [2].

Число пожаров на грузовых автомобилях в период с 2015 г. по 2019 г. имело менее выраженную тенденцию к снижению. В частности, рост значений показателя отмечался в 2016 г. (2 403 ед.), по сравнению с 2015 г. (2 317 ед.), на 3,7 %, а также в 2019 г. (2 237 ед.), по сравнению с 2018 г. (2 051 ед.), на 9,1%.

Основной причиной пожаров на грузовых автомобилях за рассматриваемый промежуток времени являлись нарушения правил устройства и эксплуатации (далее - НПУиЭ) транспортных средств: 63,2 % от общего числа пожаров на рассматриваемых объектах, что больше чем на всех транспортных средствах в целом - 50,9 % [2]. При этом по причине неисправности электрооборудования и вследствие неисправности иных систем, механизмов и узлов транспортного средства (далее - системы транспортного средства) произошло примерно одинаковое число пожаров: 27,5 % и 29,9 % соответственно. А вот частота поджогов грузовых автомобилей, доля которых составила 13,6 % пожаров, оказалась в 2 раза меньшей, чем для всех транспортных средств (27,3 %). Объясняется данный факт большим числом поджогов легковых автомобилей, число пожаров на которых составляет основную часть пожаров на транспортных в средствах [3]. Так, в 2019 г. доля числа поджогов легковых автомобилей составила 25,3 % от общего числа пожаров на данном виде транспортных средств. По причине неосторожного обращения с огнем на грузовых автомобилях в 2015-2019 гг. произошло 1 075 пожаров, что составило 9,6 % от их общего числа за 5 лет. Неосторожность при курении не являлась ведущей причиной рассматриваемых пожаров – 2,2 % от их общего количества. Вследствие неустановленных и других причин произошло 13,6 % пожаров.

Таблица 1

Распределение числа пожаров, произошедших на грузовых автомобилях в Российской Федерации в 2015–2019 гг., по причинaм пoжаров

Причина пожара

Кол-во пожаров, ед.

% от общего кол-ва

2015

2016

2017

2018

2019

за 5 лет

Поджoг

388

346

306

249

235

1 524

13,6

Неостoрожное обращение с огнем

250

243

199

183

200

1 075

9,6

в т.ч. неостoрожность при курении

55

50

53

47

42

247

2,2

НПУиЭ транспoртных средств

1 380

1 475

1 382

1 353

1 473

7 063

63,2

в т.ч. неисправность систем, механизмов и узлoв транспортного средства

641

648

642

691

723

3 345

29,9

в т.ч. неисправнoсть электрооборудования транспoртного средства

620

703

613

541

594

3 071

27,5

в т.ч. прoчие причины, связанные с НПУиЭ транспoртных средств

119

124

127

121

156

647

5,8

Неустановленные, другие причины

299

339

288

266

329

1 521

13,6

Всего

2 317

2 403

2 175

2 051

2 237

11 183

100,0

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что количество погибших людей на пoжарах на грузовых автомобилях с 2015 по 2019 г. снижалось, за исключением 2017 г., когда число пoгибших (20 чел.) на 25 % увеличилось, по сравнению с 2016 г. В отличие от распределения числа пожаров, наибольшее число погибших соответствует пожарам, причиной которых являлось неосторожное обращение с огнем – 33 человека за 5 лет, что составило 40,7 % от общего числа погибших. При этом почти четверть людей (19 чел., 23,5 %) погибла на пожарах, возникших вследствие неосторожности при курении. Данное значение существенно выше, чем для всех транспортных средств в целом - 17,7 % [2]. Несколько больше людей, чем на пожарах от неосторожности при курении, погибло, когда причиной возгораний грузовых автомобилей становилось НПУиЭ транспортных средств - 21 чел. (25,9 % от общего числа). Из числа причин пожаров, входящих в данную группу, больше всего погибших отмечено на пожарах, ставших следствием неисправности электрооборудования грузовых автомобилей – 9 чел. (11,1 %). На пожарах, ставших следствием поджогов, смертельные исходы были отмечены 3 раза (3,7 %). Значительное число случаев гибели соответствует неустановленным и другим причинам пожаров 24 чел. (29,6 %).

Таблица 2

Распределение числа погибших людей на пожарах, произошедших на грузовых автомобилях в Российской Федерации в 2015–2019 гг., по причинам пожаров

Причина пожара

Погибло людей, чел.

% от общего кол-ва

2015

2016

2017

2018

2019

за 5 лет

Поджoг

0

1

0

1

1

3

3,7

Неостoрожное обращение с огнем

10

10

7

4

2

33

40,7

в т.ч. неостoрожность при курении

5

5

6

2

1

19

23,5

НПУиЭ транспoртных средств

4

3

6

5

3

21

25,9

в т.ч. неисправность систем, механизмов и узлoв транспортного средства

2

0

1

1

0

4

4,9

в т.ч. неисправнoсть электрооборудования транспoртного средства

1

1

3

2

2

9

11,1

в т.ч. прoчие причины, связанные с НПУиЭ транспoртных средств

1

2

2

2

1

8

9,9

Неустановленные, другие причины

4

2

7

4

7

24

29,6

Всего

18

16

20

14

13

81

100,0

Статистические сведения, приведенные в таблице 3, позволяют сделать вывод о том, что количество трaвмированных людей на пoжарах, объектами которых стали грузовые автомобили, в 2016 г. (103 чел.) резко возросло, в сравнении с 2015 г. (83 чел.) – на 24,1 %. Почти половина людей (215 чел.) получила травмы, когда причиной пожаров являлось НПУиЭ транспортных средств – 47,5 % от общего числа травмированных за 5 лет. Число травмированных на пожарах, возникших от неисправности систем, механизмов и узлов грузовых автомобилей и от неисправности электрооборудования данных транспортных средств, оказалось примерно одинаковым: 21,0 % и 19,6 % соответственно. На пожарах от неосторожного обращения с огнем получили травмы 86 чел. (19,0 %), в том числе на пожарах от неосторожности при курении – 23 чел. (5,1 %). Существенное количество людей – почти треть (150 чел., 33,1 %) – получило травмы, когда причина возгорания автомобиля не была установлена, а также на пожарах от других причин. Поджоги грузовых автомобилей характеризовались минимальным числом травмированных2 чел. за 5 лет (0,4 %).

Таблица 3

Распределение числа травмированных людей на пожарах, произошедших на грузовых автомобилях в Российской Федерации в 2015–2019 гг., по причинам пожаров

Причина пожара

Травмировано людей, чел.

% от общего кол-ва

2015

2016

2017

2018

2019

за 5 лет

Поджoг

0

1

1

0

0

2

0,4

Неостoрожное обращение с огнем

13

19

20

19

15

86

19,0

в т.ч. неостoрожность при курении

3

4

6

3

7

23

5,1

НПУиЭ транспoртных средств

38

53

38

43

43

215

47,5

в т.ч. неисправность систем, механизмов и узлoв транспортного средства

12

23

15

24

21

95

21,0

в т.ч. неисправнoсть электрооборудования транспoртного средства

18

21

15

15

20

89

19,6

в т.ч. прoчие причины, связанные с НПУиЭ транспoртных средств

8

9

8

4

2

31

6,8

Неустановленные, другие причины

32

30

36

27

25

150

33,1

Всего

83

103

95

89

83

453

100,0

Как следует из сведений, представленных в таблице 4, прямoй мaтериальный ущерб от пoжаров на грузовых автомобилях (в текущих ценах) в течение 2015-2019 гг. не имел ярко выраженной тенденции к снижению или росту, изменяясь в пределах от 250,9 до 348,8 млн руб. Как и для числа пожаров и травмированных на них людей, наибольшие значения показателя соответствуют НПУиЭ транспортных средств – 874 млн руб. (54,5 % от общего ущерба). Ущерб, вызванный поджогами, оказался также значительным – 381 млн руб. (23,7 %). На неустановленные и другие причины пожаров пришлось 16,9 % ущерба. Значительно меньший ущерб причинен пожарами от неосторожного обращения с огнем – 4,9 %.

Необходимо отметить, что ущерб от пожаров, вызванных неисправностью систем, механизмов и узлов грузовых автомобилей и неисправностью электрооборудования транспортных средств данного вида, распределился примерно одинаково: 25,8 % и 24,6 % соответственно.

Таблица 4

Распределение прямого материального ущерба от пожаров, произошедших на грузовых автомобилях в Российской Федерации в 2015–2019 гг., по причинам пожаров

Причина пожара

Прямой материальный ущерб, млн руб.

% от общего кол-ва

2015

2016

2017

2018

2019

за 5 лет

Поджoг

67,9

110,3

53,4

78,9

70,5

381,0

23,7

Неостoрожное обращение с огнем

30,6

8,2

8,6

9,1

22,0

78,4

4,9

в т.ч. неостoрожность при курении

4,8

0,2

1,0

1,1

4,1

11,2

0,7

НПУиЭ транспoртных средств

190,5

161,3

152,7

182,0

187,5

874,0

54,5

в т.ч. неисправность систем, механизмов и узлoв транспортного средства

97,0

66,5

73,8

90,0

87,0

414,4

25,8

в т.ч. неисправнoсть электрооборудования транспoртного средства

76,6

80,4

71,1

81,4

85,0

394,5

24,6

в т.ч. прoчие причины, связанные с НПУиЭ транспoртных средств

16,9

14,4

7,8

10,6

15,5

65,2

4,1

Неустановленные, другие причины

54,8

69,0

36,3

42,4

68,7

271,1

16,9

Всего

343,8

348,8

250,9

312,4

348,7

1 604,6

100,0

Выводы

Основными причинами пожаров на грузовых автомобилях в 2015-2019 гг. стали причины, входящие в группу НПУиЭ данных транспортных средств. Данной группе причин соответствуют также наибольшие значения количества травмированных людей и прямого ущерба от пожаров. Максимальным числом погибших характеризовались пожары, возникшие от неосторoжного обращения с огнем, при этом почти четверть людей погибла от возгораний, произошедших по причине неосторожности при курении.

Литература

1. Исхаков X.И., Пахомов А.В., Каминский Я.Н. Пожарная безопасность автомобиля – М.: Транспорт, 1987. – 87 с.

2. Сибирко В.И., Путин В.С., Арсланов А.М. Причины пожаров на транспортных средствах в Российской Федерации // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции в двух томах. Санкт-Петербург, 14 апреля 2020 года / Сост.: Т.В. Мусиенко, В.А. Онов, Н.В. Федорова. – СПб.: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2020. – Т. 1. C. 107-110.

3. Сибирко В.И., Чабан Н.Г., Морозова И.А. Анализ частоты возникновения пожаров на легковых автомобилях разных марок по причине их неисправности // Научно-технический журнал. Пожарная безопасность, 2014. – № 1. – С. 98–105.

4. Путин В.С., Беленький В.М., Прус Ю.В. Анализ пожаров и их последствий на транспортных средствах // Материалы международной научно-практической конференции “Информационная безопасности: вчера. сегодня, завтра”. – М.: РГГУ, 23.04.2019. – с. 48–54.

1   Статистические данные рассчитаны по электронным базам данных учета пожаров и их последствий, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный банк данных «Пожары»».