Специфика дистанционного обучения студентов в условиях пандемии

Specifics of distance learning for students in emergency situations

Аннотация: Рассмотрены проблемные вопросы перехода на дистанционное обучение в условиях самоизоляции. Представлены особенности дистанционной формы обучения в условиях чрезвычайных ситуаций на примере пандемии COVID-19. Проанализирована работа преподавателей в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучениецифровизациястудентыпреподаватели

Автор:Эльтемеров Аксар Альбертович | Федорова Светлана Николаевна | Эльтемерова Ольга Валериановна |

В

C развитием интернет-ресурсов появились новые возможности
 
и новые форматы общения в мировом сообществе. И оказалась абсолютно пророческой высказанная ещё в 1891 г. двадцатилетним Генрихом Манном мысль: придут не к тому, чтобы учить, а к тому, как этому учить [1].

Особенно актуальным в последние годы стал такой формат обучения, как дистанционное. Дистанционное обучение – это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют
 
на расстоянии с использованием информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи,
 
консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдаёт ему на проверку свои работы [2].

Вспышка коронавируса COVID-19, захватившая более 150 стран,
 
серьёзно повлияла на все сферы жизнедеятельности человека: закрываются предприятия, сотрудники переходят на удалённую работу, школы и вузы
 
– на дистанционное обучение.

Вопрос развития технологий дистанционной учебы находился в фокусе внимания государства ещё до начала пандемии коронавируса.
 
Согласно национальному проекту "Образование", такая форма обучения должна обеспечить качественным дополнительным образованием школьников на всей территории России, будь то село или большой город, а развитие дистанционных технологий позволит охватить к 2024 г., в соответствии с нацпроектом, не менее 70 % детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация дистанционного обучения – это не столько технические возможности, но, прежде всего, другая модель подачи и потребления
 
информации (рис. 1).

 

Рис. 1. Дистанционная модель подготовки


 

Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения было предложено около 20 платформ для проведения дистанционного обучения. Перед преподавателями и студентами встала задача максимально эффективного использования предложенных информационных ресурсов. Актуализировался и вопрос методического сопровождения данного процесса: рационального использования времени при дистанционном обучении, правильного выстраивания диалога педагога со студентами, организации занятий в форме вебинаров, которые позволяют педагогам творчески подходить к учебному взаимодействию с обучающимися, соблюдая правила, прописанные в методических рекомендациях
 
для проведения дистанционного обучения [3].

При объявленном карантине многие вузы страны в срочном порядке перешли на дистанционную форму обучения в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
 
от 14 марта 2020 г. № 397 [4]. Первая неделя была "пилотной" и выявила некоторые сложности как для педагогов, так и для студентов. В частности,
 
в первую неделю дистанционного обучения нами был проведён опрос среди профессорско-преподавательского состава вузов России. Было опрошено более 150 человек (рис. 2).

По результатам опроса к минусам внезапного перехода к дистанционному обучению были отнесены:

неготовность части преподавателей к работе в дистанционном
 
режиме, особенно педагогов старшего возраста, которые не умеют пользоваться цифровыми образовательными платформами (20 %);

незнание специфики работы онлайн в таких программах
 
как "Прометей", "Moodle", "Zoom" и др. (30 %);

нехватка компьютеров и специально оборудованных помещений для проведения вебинаров (30 %);

устаревшее программное обеспечение, отсутствие необходимых
 
аксессуаров (веб-камеры, микрофоны, колонки или наушники), слабые сервера организаций, недостаточная скорость интернета, что помешало
 
части студентов слушать полноценные лекции в онлайн-режиме (20 %),
 
которые в итоге вынуждены были ограничиться просмотром презентаций (слайдов) по теме.

Опрос показал, что при дистанционном обучении усвоение знаний проверяется поверхностно. Это обусловлено отсутствием реальных практических занятий и взаимодействия с педагогом.

 

Рис. 2. Результаты опроса среди преподавателей

В дистанционном формате актуализировались вопросы, связанные
 
с мотивацией обучения, восприятием содержания учебного материала, представленного на электронных носителях, развитием визуального мышления, контролем уровня усвоения информации. При организации обучения в дистанционном формате нельзя не учитывать возрастные и ментальные особенности зрительного восприятия обучающихся [1].

В новой виртуальной реальности наполняются новым содержанием классические принципы обучения: сознательности и активности, научности, доступности и наглядности, завершенности процесса обучения, взаимосвязи теории и практики и т.д. Реализация последнего принципа оказалась наиболее затруднительной в условиях дистанционного обучения.
 
Выработка профессиональных умений и навыков требует проведения практических занятий в лабораториях, на тренажёрах или на специализированном техническом оборудовании. Например: подъём по штурмовой лестнице в окно 4 этажа учебной башни (при подготовке пожарных).
 
В рамках дистанционного обучения возможно лишь выполнение базовых упражнений, направленных на совершенствование физических качеств,
 
но выработать необходимый двигательный навык в домашних условиях невозможно.

На практических занятиях преподаватель обеспечивает дисциплину и безопасность обучающихся. Наряду с объяснением, рассказом и показом контролирует и корректирует технику и тактику выполнения специальных упражнений. Регулирует психоэмоциональную среду группы, отслеживает моторную плотность, ведёт непрерывный контроль работоспособности и заинтересованности подопечных. Неотъемлемой частью практической подготовки являются контрольные нормативы, отражающие уровень развития физических качеств и специальных двигательных умений и навыков.

Дистанционное обучение по дисциплине "Физическая культура" даёт возможность ознакомиться лишь с теоретической частью освоения специальных двигательных навыков. Несмотря на большой интернет-контент обучающих аудио-видео уроков, обучающийся лишается, в первую
 
очередь, непосредственного квалифицированного контроля соблюдения правил безопасности.

Возникает проблема утраты специальных практических умений
 
и навыков в программе обучения специалистов узкого профиля. В период пандемии, охватившей целый квартал учебного года, проведение практических занятий по изучению и совершенствованию профессиональных двигательных и координационных навыков оказалось невозможным.

Кафедрам по физической культуре пришлось обратить особое внимание на теоретическую часть образовательной программы, которая была переработана в кратчайшие сроки, значительно расширена и усовершенствована. Преподавателями были разработаны презентации, видеоролики и методические пособия с многочисленными программами тренировок в домашних условиях по разным направлениям.

В помощь преподавателям сработала и национальная платформа "Открытое образование", предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.
 
Преподаватели могли бесплатно пользоваться наполнением этой платформы и использовать их при дистанционной работе со студентами.

Но опыт показывает, что дистанционное обучение все же не может закрыть полностью весь учебный процесс. Есть множество узконаправленных и специальных дисциплин, где необходимо живое общение с педагогом для развития практических навыков обучающихся.

Литература

1. Резник Н.А. Научность, доступность и наглядность учебного контента
 
в современном информационном пространстве // Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2012, 592 с.

2. Клевец А.А. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya

3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/

4. Приказ Минобрнауки РФ от 14 марта 2020 г. № 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные
 
программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной
 
инфекции на территории Российской Федерации". https://minobrnauki.gov.ru/ru/
 
documents/card/?id_4=1064