Некоторые особенности оценки готовности пожарных автомобилей

Some features of assessing the readiness of fire trucks

Аннотация: Актуализируется проблема минимизации сроков восстановления пожарной техники в зависимости от интенсивности ее эксплуатации на примере Чекмагушевского муниципального района Республики Башкирия. Описаны особенности оценки готовности пожарной техники в подразделениях с низкой интенсивностью выездов.

Ключевые слова: пожарная техникаготовностьинтенсивностьвосстановлениеэксплуатация техники

Автор:Сатин Алексей Петрович | Загидуллин Айгиз Хамитович | Дайнес Виталий Андреевич |

Существует множество подходов для оценки готовности пожарно-спасательных подразделений к выполнению возложенных функций и задач. Проблема повышения готовности пожарной техники Чекмагушевского муниципального района республики Башкирия актуальна, так как более 90% основных пожарных автомобилей подлежат списанию по сроку службы.

На готовность техники может влиять множество факторов. В публикации [1] авторами при помощи экспертного опроса, которые был проведен по методике Е.С. Кузнецова [2] проводилось априорное ранжирование факторов, негативно влияющих на изменение технического состояния транспортно-технологических машин. Было установлено, что основным фактором, влияющим на техническое состояние, является климатические условия, культура обслуживания и интенсивность эксплуатации.

Перечисленные факторы можно считать приемлемыми и для пожарной техники, которая используется для защиты Чекмагушевского муниципального района республики Башкирия. Пожарная техника эксплуатируется в достаточно тяжелых условиях, на дорогах, где преобладает грунтовое покрытие. Важным фактором является квалификация водителей и их отношение к технике.

При выполнении научно-исследовательской работы по переоснащению пожарной техники в АГПС МЧС России был проведен ряд исследований в данном направлении [3-5]. Авторами данных работ подробно описаны понятия критерия технической готовности, оперативной и техническая готовности. Сделан вывод о том, что при переоснащении подразделений следует выбирать пожарную технику с техническими характеристиками, обеспечивающими максимальный общий межремонтный пробег автомобиля между очередными техническими обслуживаниями и ремонтами, что позволяет увеличивать оперативную готовность подразделений. При этом под оперативной готовностью авторы понимают возможность подразделения МЧС выполнять задачи по предназначению за рассматриваемый период времени. Важным аспектом данных работ является то, что при распределении финансирования формулируются предпочтения руководителя с учетом критериев оперативной и технической готовности до и после переоснащения. Оперативная готовность определяется отношением времени использования пожарной техники подразделений по предназначению к максимально возможному времени ее использования. Данный критерий практически идентичен коэффициенту эксплуатации, рассматриваемому ниже. Под критерием технической готовности авторы понимают потенциальную возможность техники находиться в исправном состоянии с любого момента времени и до истечения времени, необходимого для решения задач по предназначению [3]. Предлагаемый в статье метод оценки технической готовности изначально разрабатывался для технического переоснащения подразделений Северо-Кавказского регионального центра МЧС России. Методика нацелена на выбор техники, обеспечивающей рост готовности подразделений. При этом минимизируются использование техники и время её обслуживания и ремонта. Максимизируются межремонтные сроки. Под технической готовностью авторами понималась произведение обратной зависимости количества отказов от суммарного количества выездов на обратную зависимость времени простоя при техническом обслуживании и ремонте от выбранного интервала времени.

Исследования, проводимые в рамках НИР «Замена» показали, что в подразделениях эксплуатируется большое количество пожарной техники со сверхнормативным сроком службы [5]. Затраты на эксплуатацию и ремонт, как правило, не учитываются. При подготовке отчета по НИР было установлено, что руководители подразделений представляли отчеты, в которых указаны нулевые затраты на обслуживание и ремонт для автомобилей, в том числе находящихся в эксплуатации 10 и более лет. Данный факт означает, что пожарные автомобили не выходят из строя, и обладают сверхнадежностью. Подтвердилось предположение о том, что не должным образом ведется учет затрат на эксплуатацию пожарной техники, может иметь место проведения обслуживания и ремонта за счет средств личного состава подразделений и «добровольных пожертвований» предприятий и организаций охраняемого района.

С учетом изложенного, достаточно сложно судить о технической готовности пожарных автомобилей и можно сделать вывод об актуальности оценки готовности пожарной техники.

Одним из способов оценки готовности пожарной техники может быть способ оценки, основанный на зависимости интенсивности использования техники от требуемой интенсивности восстановления в масштабе пожарной части (рис 1).

Рис. 1 Совмещенный график интенсивности эксплуатации пожарной техники и интенсивности поломки-восстановления


 

Данный показатель может характеризовать защищенность конкретного района населенного пункта или всего Чекмагушевского муниципального района республики Башкирия района города.

Пожарная техника в подразделениях Чекмагушевского муниципального района эксплуатируется неравномерно, в одних пожарных частях автомобили используются достаточно интенсивно, в других менее интенсивно. Предлагается оценивать уровень готовности пожарной техники в зависимости от интенсивности ее эксплуатации.

В масштабе гарнизона пожарной охраны показатель готовности пожарной техники должен отражать длительность цикла восстановления пожарного автомобиля после выхода его из строя. Данный параметр напрямую связан с количеством ремонтных бригад, привлекаемых для обслуживания и ремонта и очень сильно зависит от квалификации водителей (от этого зависит интенсивность выхода из строя), финансирования материальных статей, наличия ремонтных мастерских и постов обслуживания и ремонта, квалификации ремонтных рабочих и других параметров.

В общем виде, зависимость интенсивности эксплуатации техники от сроков ее восстановления может быть представлена в виде графика (рис.1).

На графике показаны различные кривые, например:

- линия 1 на графике – отражает восстановление пожарной техники, в части с максимальной интенсивностью выездов за минимальный срок (в часах).

-линия 2 отражает среднюю интенсивность эксплуатации пожарной техники в единицу времени (количество выездов в месяц, или это может быть приведенный показатель, отражающий расход межремонтного ресурса пожарной техники).

- линия 3 отражает наиболее вероятный случай восстановления пожарной техники, чем ниже интенсивность эксплуатации, тем меньше время восстановления техники (в часах).

- линия 4 отражает интенсивность восстановления пожарной техники (в часах).

Для построения зависимостей, представленных на рис. 1 необходимо выбрать период, за который проводится анализ (рисунке выбран 1 месяц) и совместить в одной системе координат графики зависимости длительности цикла восстановления пожарного автомобиля и интенсивности выездов.

В различных гарнизонах пожарной охраны могут иметь место различные виды кривых восстановления пожарной техники. Это зависит от вида требуемого обслуживания или ремонта, места проведения ремонтных работ, а также от финансовых возможностей подразделения.

По характеру полученных кривых можно сделать следующие предположения.

Так, линия 1 представляет макет идеальной зависимости срока восстановления пожарной техники от интенсивности выездов. Чем более автомобиль востребован в гарнизоне пожарной охраны, тем быстрее его следует восстанавливать. Скорость восстановления зависит от вида неисправности и количества ремонтных рабочих (водителей, свободных от дежурства, ремонтных бригад по договору аутсорсинга и т.д.).

В части с высокой интенсивностью выездов цикл восстановления пожарной техники должен быть минимальным, а в части с низкой интенсивностью выездов цикл восстановления может быть отличным от минимального (допускается время ожидания ремонта) и должен зависеть от наличия и исправности резервной техники.

Руководитель подразделений по охране Чекмагушевского муниципального района республики Башкирия должен постоянно стремиться поддерживать высокий уровень готовности пожарной техники, обеспечивать минимальное число отказов и минимальное время восстановления пожарных автомобилей.

Минимальное количество отказом можно обеспечить строгим выполнением регламентных работ по техническому обслуживанию и постоянным контролем над водительским составом по соблюдению правил эксплуатации пожарной техники, бережному отношению к технике, достаточном уровне знаний и умений в части касающейся эксплуатации пожарной техники.

Минимальное время восстановления пожарных автомобилей можно обеспечить путем привлечения дополнительных ремонтных бригад по обслуживанию и ремонту пожарной техники, а также применяя агрегатный метод обслуживания и ремонта. При этом следует учитывать, что: для привлечения дополнительных ремонтных бригад необходимо финансирование по соответствующей материальной статье; для использования агрегатного метода ремонта нужен склад оборотных агрегатов.

С учетом изложенного, в современных экономических условиях руководителю пожарной части для минимизации времени восстановления пожарной техники необходимо иметь склад наиболее востребованных запасных частей, пост технического обслуживания и привлекать максимальное количество водителей, свободных от дежурства для восстановления техники. Реализация такого сценария невозможна в условиях усиленного варианта несения службы, когда водители свободные от дежурства привлекаются для работы на резервной технике.

Литература

  1. С.П. Озорнин, И.Е. Бердников Ранжирование факторов условий эксплуатации, оказывающих негативное влияние на изменение технического состояния транспортно-технологических машин// Вестник ИрГТУ. 2017. № 3. С. 145-154.
  2. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: учеб. пособие. М.: МВДИ (ГТУ), 2003. 247 с.
  3. Роенко В.В., Тараканов Д.В., Шкунов С.А. Критерии оценки вариантов переоснащения подразделений МЧС России / Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности», выпуск №6 (58) 2014 год. – С. 1-7. Режим доступа: http://www.ipb.mos.ru/ttb, дата обращения 10.09.2017 года.
  4. Роенко В.В., Тараканов Д.В., Шкунов С.А. Методика оценки вариантов переоснащения подразделений МЧС России на примере субъектов СКРЦ МЧС России / «Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация», выпуск №3, 2015. – С.31-35.
  5. Отчет о научно-исследовательской работе «Проведение исследований повышения готовности пожарно-спасательной техники с использованием динамической оптимизационной модели (НИР «Замена») (п.2-2-5.4-1/Б2 НИР Плана научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ МЧС России на 2015 год и направлений перспективных научных исследований до 2020 года). Москва-2015