Модель определения размеров компенсации хозяйствующему субъекту за хранение дополнительных запасов для целей РСЧС

Model for determining the amount of compensation to an economic entity for storing additional reserves for the purposes of the emergency response

Аннотация: Предлагается модель функционирования хозяйствующего субъекта для оценки размера компенсации за хранение дополнительных товарных запасов, которые могут быть использованы для материального обеспечения мероприятий РСЧС. Модель может быть использована для оптимизации материального обеспечения при подготовке к реагированию на чрезвычайные ситуации.

Ключевые слова: резервылогистиказапасыоптимизацияустойчивость

Автор:Зельский Алексей Георгиевич | Копнышев Сергей Львович |

МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ КОМПЕНСАЦИИ

ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМУ СУБЪЕКТУ ЗА ХРАНЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАПАСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РСЧС

Важной составляющей своевременного и качественного выполнения задач системой реагирования на ЧС является ее материально-техническое и финансовое обеспечение. В соответствии с [1] первостепенная роль при этом отводится заблаговременному созданию резервов материально-технических и финансовых средств, поступающих в распоряжение органов управления для обеспечения действий сил ликвидации ЧС и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, а порядок создания и использования резервов определен в [2].

Вместе с тем, анализ опыта работы по созданию и использованию резервов на местах показывает, что значительные финансовые расходы связаны не только непосредственно с созданием резервов материальных и технических ресурсов, но и со строительством, оборудованием и содержанием складов для их размещения, хранением и освежением материально-технических средств, а также часто с необходимостью их доставки на значительные расстояния в случае возникновения ЧС ввиду достаточной удаленности складов от зоны ЧС. В результате таких дополнительных затрат общая стоимость доведения созданных резервов до конечного потребителя может возрастать в несколько раз.

Кроме того, номенклатура и объём материальных и технических резервов на местах, определяемые для всех наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, как правило, являются значительными, требуют для их создания существенных финансовых средств, выделяемых из бюджетов разного уровня и резко ограничивают «гибкость» использования данных финансовых ресурсов, т.е. возможность их привлечения для закупки конкретных видов средств, недостаток которых проявляется в условиях уже сложившейся конкретной чрезвычайной ситуации.

Следует также отметить, что в связи с переходом от плановой экономики к рыночной в России частный сектор является основой экономической деятельности в стране и владеет основными запасами материальных ресурсов, которые являются основой формирования резервов для системы реагирования на ЧС и могут стать жизненно необходимыми при ликвидации последствий ЧС. В настоящее время взаимодействие государства и частного сектора экономики в вопросах ликвидации последствий ЧС сводится, как правило, только к закупке определенной номенклатуры товаров целью создания резервов материальных и технических средств на случай ЧС, а также освежения резервов с истекающим сроком годности.

Вместе с тем, [3] устанавливает формы сотрудничества государства с торговыми организациями и определяет возможность их взаимодействия, в том числе, и при реагировании на чрезвычайные ситуации. Вопросы совершенствования механизма материально-технического и финансового обеспечения системы реагирования на чрезвычайные ситуации на основе взаимовыгодного сотрудничества с торговыми организациями требуют серьезного изучения и являются весьма актуальными.

Сотрудничество с коммерческими организациями в целях материального обеспечения мероприятий РСЧС имеет ряд преимуществ [4]:

- близость расположения складов коммерческих организаций к месту проведения мероприятий РСЧС за счёт их размещения в каждом крупном населённом пункте обеспечит оперативность получения нужных товаров и уменьшит расходы по доставке;

- наличие широкой номенклатуры товаров обеспечивается рыночным спросом на разнообразные виды товаров и услуг;

- наличие больших объёмов запасов определяется тем, что в современных экономических условиях именно в частном секторе экономики сосредоточены основные средства производства товаров;

- экономия бюджетных средств за счёт использования готовой производственной и складской инфраструктуры, обученных трудовых ресурсов.

В связи с этим возникает потребность в оценке размеров компенсации хозяйствующему субъекту в случае, когда им осуществляется хранение дополнительных запасов материальных средств, что позволяет сделать предлагаемая ниже модель.

При разработке такой модели предполагается, что в договоре, заключаемом с хозяйствующим субъектом, фиксируется неснижаемый объем Q материальных средств, который должен находиться на хранении у этого субъекта и использоваться при возникновении ЧС.

Использовались следующие обозначения:

Тхр – общее время хранения материальных средств на складах производителя;

Sобъем разового заказа у производителя товара;

Тгаргарантийный срок годности материальных средств;

ωпроизводственные мощности по выпуску продукции;

λ – возможности по доставке товара со склада производителя на склад хозяйствующего субъекта в единицу времени;

q возможности реализации продукции в единицу времени.

Пусть в начальный момент времени производственные цехи начинают выпускать новую партию материальных средств. Она с интенсивностью λ начинает поступать на склад хозяйствующего субъекта. Розничная сеть реализует товарную продукцию с интенсивностью q.

В единицу времени на складе хозяйствующего субъекта начинает накапливаться товар с интенсивностью λ-q , и за полное время доставки единичной партии товара Sλ на складе будет находиться Sλ(λ-q) единиц товара. Последующая реализация этой партии потребует времени Sλq(λ-q) .

Таким образом, продолжительность временного отрезка от момента производства закупаемых хозяйствующим субъектом материальных средств до момента реализации составит

Тхр+Sλ+Sλqλ-q=Тхр+Sq ,

которое не должно превосходить гарантийный срок годности товара, т.е.

Tхр+SqТгарТгар . (1)

Производственные мощности по выпуску требуемых материальных средств не должны быть меньше интенсивности их поставки на склад хозяйствующего субъекта, которая, в свою очередь, не должна оказаться меньше интенсивности их реализации в розничной сети, т.е.

ω λ q . (2)

Соотношения (1) и (2) определяют условия, при которых будет возможно привлечение хозяйствующего субъекта к решению задач первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС.

Общие затраты хозяйствующего субъекта   за некоторый период времени Т составят

C=CЗ+CХ=CоSAS+E2CхрT , (3)

где А общая потребность в материальном ресурсе за период Т;

CЗзатраты на пополнение запасов за время Т;

CХзатраты на хранение запасов за время Т;

Cо(S) – затраты на разовое пополнение запасов объеме S, руб.;

Схр цена хранения единицы продукции за единицу времени, руб.;

Е – максимальный объем товара, хранящегося на складе, шт.;

Е/2 – среднее количество товара на складе за период времени Т, шт.

Анализ функционирования хозяйствующего субъекта (рисунок 1) показывает, что максимальный объем товара на складе может быть определен соотношением

E=Sλ(λ-q) ,

а общая потребность в материальных средствах за период Т совпадает с объемом реализованной продукции за этот же период, т.е.

A=qT ,

и, таким образом, окончательно соотношение (3) примет вид

C=CоSqTS+S2λ(λ-q)CхрT . (4)

 

Рисунок 1 – Пополнение и реализация товара хозяйствующего субъекта.

Соотношение (4) позволяет определить оптимальный объем одной поставки хозяйствующего субъекта Sопт, исходя из условия минимизации величины C:

Cmin .

Для нахождения оптимального значения Sопт производная выражения (4) должна быть приравнена к нулю:

dCdS=TC'oSSq-Co(S)qS2+(λ-q)2λCхр =0.

Учитывая, что Т0, окончательно выражение для определения Sопт принимает вид:

Cо'SSq-Co(S)qS2+(λ-q)2λCхр=0 . (5)

Определенный из (5) оптимальный объем одной поставки товара Sопт позволяет найти общие затраты хозяйствующего субъекта за время Т:

C(Sопт)=CоSоптqTS+Sопт2λ(λ-q)CхрT . (6)

В том случае, если потребуется сохранять неснижаемый запас на складе в объеме

Sопт-Q

а затраты составят

C(Sопт-Q)=СоSопт-QqT(Sопт-Q)+(Sопт-Q)2λλ-q+QСхрT .

Тогда размер компенсаций хозяйствующему субъекту за хранение дополнительных запасов материальных средств за период времени Т может быть определен как разность

K=CSопт-Q-C(Sопт)

и составит

K=CоSоптQ-CоSопт-CоSопт-QSоптSоптSопт-QqT+λ+q2λQCхрT ,

а стоимость C хранения единицы товара у хозяйствующего субъекта за этот период составит

C=KQ .

Предложенная модель позволяет оценить достаточность размера компенсаций, планируемых для оплаты хозяйствующему субъекту с учетом гарантийного срока хранения товара, затрат на хранение материальных средств, интенсивность поступления материальных ресурсов на склад хозяйствующего субъекта в некоторую условную единицу времени, интенсивность реализации этих товаров, затраты на хранение и пополнение запасов и др.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  2. Постановление Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 г. "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
  3. Федеральный закон № 224-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Зельский А.Г., Копнышев С.Л. Повышение устойчивости функционирования системы материального обеспечения РСЧС на основе частно-государственного партнёрства // Пожары и чрезвычайные ситуации. – 2017. – № 1. – С. 7-10.