Model for analyzing the information needs of crisis management in responding to emergencies
Аннотация: Приводится анализ информации, поступающей в центры управления в кризисных ситуациях при реагировании на чрезвычайные ситуации. По результатам анализа сформирована модель анализа информационной потребности. Предлагается некоторые задачи и функции должностных лиц отнести к автоматизированному решению для сокращения времени реагирования и рационального использования служебного времени.
Ключевые слова: поддержка принятия решенийанализ информационной потребностичрезвычайная ситуацияаварийно-спасательные работыматематические модели
Автор:Кадиев Шамиль Кудрудинович | Хабибулин Ренат Шамильевич |
В оперативно-дежурной смене центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ежесуточно циркулируют большое количество документов, содержащих огромное количество информации. Специалисты оперативно-дежурной смены ЦУКС помимо ежесуточных документов отрабатывают и документы по результатам реагирования на пожары, происшествия и чрезвычайные ситуации. В результате этого одна и та же информация повторяется в разных документах, что, в свою очередь, ведет к нерациональному расходованию служебного времени. Эту проблему предлагается решить при помощи использования модели анализа информационной потребности должностных лиц ЦУКС при ликвидации ЧС.
Анализ информационной потребности представляет собой качественный и количественный анализ поступающей информации, необходимой для принятия решения, выявление перечня задач, подлежащих автоматизированному решению [2].
Среднее количество сотрудников ЦУКС варьируется в пределах от 20 до 120 человек, в зависимости от региона [1]. Использование модели анализа будет представлено применительно к сотруднику, отвечающему за контроль за отправкой сил и средств к месту вызова, отработку документов по результатам реагирования, контроль за ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В таблице 1 отображена основная информация, получаемая диспетчером с места происшествия. Проблема реагирования на происшествия выражается в том, что информация поступает постепенно, возможны варианты, когда информация с места происшествия, получаемая впоследствии, отличается от исходной. В этом случае рациональным будет некоторые задачи отнести к автоматизированному решению.
Справочная информация | Вид информации |
Время, дата сообщения (мск) | числовая |
Время, дата сообщения (местное) | числовая |
Федеральный округ | текстовая |
Субъект Российской Федерации | текстовая |
Адрес местонахождения объекта (район, населенный пункт, улица, дом, квартира) | текстовая |
Наименование объекта | текстовая |
Ведомственная принадлежность, форма собственности, собственник | текстовая |
Характеристика объекта (этажность, размеры в плане, стены, перекрытия, кровля, вид отопления, газификация и т.д.) | текстовая |
Дата последней проверки объекта сотрудниками ГПН (контрольной, плановой), Ф.И.О. проверяющего, выявленные недостатки и сроки их устранения, наличие протоколов об административных правонарушениях | числовая, текстовая |
Наличие пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, сведения о исправности | текстовая |
Наличие плана (карточки) тушения пожара | текстовая |
Дата проведения пожарно-тактических учений (занятий) на объекте | текстовая |
Куда поступило сообщение о происшествии | текстовая |
От кого поступило сообщение, телефон | текстовая, числовая |
Расстояние до ближайшего пожарно-спасательного подразделения, его полное наименование | числовая, текстовая |
Дополнительная информация | текстовая |
Таблица 1 – Информация с места происшествия
Исходя из данных таблицы видно, что при получении информации с места вызова диспетчер территориального пожарно-спасательного гарнизона или начальник дежурной смены ЦУКС имеет дело с большими объемами информации как текстового характера, так и числового. Впоследствии информация одного и тоже характера дублируется в документах различной формы. Для рационального сокращения расходования служебного времени предлагается использовать модель анализа информационной потребности должностных лиц ЦУКС на примере специалиста оперативно-дежурной смены (ОДС) ЦУКС - начальника дежурной смены ОДС.
Модель представляет собой пошаговое принятие решений, основанное на выводах, сделанных из поступающей информации с места реагирования. Всего модель анализа информационной потребности состоит из 6 этапов. Содержание модели анализа информационной потребности представлено на рисунке 1. Модель включает в себя три основные составляющие:
Рисунок 1 – Модель анализа информационной потребности
Разберем методы анализа поступающей информации при реагировании на ЧС в ЦУКС. Рассмотрим анализ информации с помощью метода сравнения.
Метод сравнения предусматривает сопоставление необходимой информации для успешного и оперативного реагирования с фактически имеющейся информацией у должностного лица, отвечающего за прием и обработку сообщений с места.
Из таблицы 1 видно, что для успешного и оперативного реагирования на ЧС должностному лицу необходимо располагать 16 видами данных с места реагирования. Проблема поступления информации заключается в том, что должностное лицо ЦУКС не располагает информацией в полном объеме. Информация с места происшествия поступает в ЦУКС от подразделений, непосредственно находящихся на месте ЧС, так и от едино-диспетчерских служб муниципального образования. По некоторым видам информации специалисты ЦУКС ведут поиск в ручном режиме. С помощью анализа информации методом сравнения можно определить коэффициент наличия данных с места реагирования. Коэффициент будет определяться соотношением показателей имеющейся информации к показателю необходимой информации.
– коэффициент наличия информации;
– показатель имеющейся информации (от 1 до 16);
– показатель необходимой информации, .
Чем ближе коэффициент наличия информации к единице, тем выше вероятность успешного реагирования на ЧС должностным лицом ЦУКС, отвечающим за прием и обработку информации, отправки сил и средств к месту ЧС.
Таким образом, по результатам анализа поступающей информации с места реагирования в ЦУКС МЧС России предложена модель анализа информационной потребности должностного лица МЧС России. В результате использования данной модели определяются задачи, подлежащие автоматизированному решению и решению при помощи использования систем поддержки принятия решений [3], что, в свою очередь, значительно сократит время как реагирования на происшествия, так и время на отработку документации по результатам реагирования на ЧС. Вместе с тем, предложено проанализировать модель с помощью метода сравнения информации, определен коэффициент наличия данных с места реагирования.
Список литературы
1. Остудин, Н.В. Информационная потребность должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России / А.К. Черных, А.Ю. Ярошенко, Н.В. Остудин // VII Международной научно-практической конференция «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях». – Санкт-Петербург, 2015 – С. 70 – 71.
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Кадиев Ш. К., Хабибулин Р. Ш., Годлевский П. П., Семиков В. Л. Обзор исследований в области классификации для машинного обучения при разработке интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений // Технологии техносферной безопасности. – 2020. – Вып. 3 (89). – С. 20-29. DOI: 10.25257/TTS.2020.3.89.20-29.