Модель анализа информационной потребности должностных лиц антикризисного управления МЧС России при реагировании на ЧС

Model for analyzing the information needs of crisis management in responding to emergencies

Аннотация: Приводится анализ информации, поступающей в центры управления в кризисных ситуациях при реагировании на чрезвычайные ситуации. По результатам анализа сформирована модель анализа информационной потребности. Предлагается некоторые задачи и функции должностных лиц отнести к автоматизированному решению для сокращения времени реагирования и рационального использования служебного времени.

Ключевые слова: поддержка принятия решенийанализ информационной потребностичрезвычайная ситуацияаварийно-спасательные работыматематические модели

Автор:Кадиев Шамиль Кудрудинович | Хабибулин Ренат Шамильевич |

В оперативно-дежурной смене центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ежесуточно циркулируют большое количество документов, содержащих огромное количество информации. Специалисты оперативно-дежурной смены ЦУКС помимо ежесуточных документов отрабатывают и документы по результатам реагирования на пожары, происшествия и чрезвычайные ситуации. В результате этого одна и та же информация повторяется в разных документах, что, в свою очередь, ведет к нерациональному расходованию служебного времени. Эту проблему предлагается решить при помощи использования модели анализа информационной потребности должностных лиц ЦУКС при ликвидации ЧС.

Анализ информационной потребности представляет собой качественный и количественный анализ поступающей информации, необходимой для принятия решения, выявление перечня задач, подлежащих автоматизированному решению [2].

Среднее количество сотрудников ЦУКС варьируется в пределах от 20 до 120 человек, в зависимости от региона [1]. Использование модели анализа будет представлено применительно к сотруднику, отвечающему за контроль за отправкой сил и средств к месту вызова, отработку документов по результатам реагирования, контроль за ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В таблице 1 отображена основная информация, получаемая диспетчером с места происшествия. Проблема реагирования на происшествия выражается в том, что информация поступает постепенно, возможны варианты, когда информация с места происшествия, получаемая впоследствии, отличается от исходной. В этом случае рациональным будет некоторые задачи отнести к автоматизированному решению.

Справочная информация

Вид информации

Время, дата сообщения (мск)

числовая

Время, дата сообщения (местное)

числовая

Федеральный округ

текстовая

Субъект Российской Федерации

текстовая

Адрес местонахождения объекта (район, населенный пункт, улица, дом, квартира)

текстовая

Наименование объекта

текстовая

Ведомственная принадлежность, форма собственности, собственник

текстовая

Характеристика объекта (этажность, размеры в плане, стены, перекрытия, кровля, вид отопления, газификация и т.д.)

текстовая

Дата последней проверки объекта сотрудниками ГПН (контрольной, плановой), Ф.И.О. проверяющего, выявленные недостатки и сроки их устранения, наличие протоколов об административных правонарушениях

числовая, текстовая

Наличие пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, сведения о исправности

текстовая

Наличие плана (карточки) тушения пожара

текстовая

Дата проведения пожарно-тактических учений (занятий) на объекте

текстовая

Куда поступило сообщение о происшествии

текстовая

От кого поступило сообщение, телефон

текстовая, числовая

Расстояние до ближайшего пожарно-спасательного подразделения, его полное наименование

числовая, текстовая

Дополнительная информация

текстовая

Таблица 1 – Информация с места происшествия

Исходя из данных таблицы видно, что при получении информации с места вызова диспетчер территориального пожарно-спасательного гарнизона или начальник дежурной смены ЦУКС имеет дело с большими объемами информации как текстового характера, так и числового. Впоследствии информация одного и тоже характера дублируется в документах различной формы. Для рационального сокращения расходования служебного времени предлагается использовать модель анализа информационной потребности должностных лиц ЦУКС на примере специалиста оперативно-дежурной смены (ОДС) ЦУКС - начальника дежурной смены ОДС.

Модель представляет собой пошаговое принятие решений, основанное на выводах, сделанных из поступающей информации с места реагирования. Всего модель анализа информационной потребности состоит из 6 этапов. Содержание модели анализа информационной потребности представлено на рисунке 1. Модель включает в себя три основные составляющие:

  •   определение роли и места лица принимающего решения по имеющейся информации с места вызова;
  •   сбор и обработка информации с места, контроль за отправкой сил и средств, определение задач, подлежащих автоматизированному решению;
  •   контроль за выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР), отработка документов по результатам реагирования.

 

Рисунок 1Модель анализа информационной потребности

Разберем методы анализа поступающей информации при реагировании на ЧС в ЦУКС. Рассмотрим анализ информации с помощью метода сравнения.

Метод сравнения предусматривает сопоставление необходимой информации для успешного и оперативного реагирования с фактически имеющейся информацией у должностного лица, отвечающего за прием и обработку сообщений с места.

Из таблицы 1 видно, что для успешного и оперативного реагирования на ЧС должностному лицу необходимо располагать 16 видами данных с места реагирования. Проблема поступления информации заключается в том, что должностное лицо ЦУКС не располагает информацией в полном объеме. Информация с места происшествия поступает в ЦУКС от подразделений, непосредственно находящихся на месте ЧС, так и от едино-диспетчерских служб муниципального образования. По некоторым видам информации специалисты ЦУКС ведут поиск в ручном режиме. С помощью анализа информации методом сравнения можно определить коэффициент наличия данных с места реагирования. Коэффициент будет определяться соотношением показателей имеющейся информации к показателю необходимой информации.

Кнд= ПииПни

Кнд – коэффициент наличия информации;

Пии – показатель имеющейся информации (от 1 до 16);

Пни – показатель необходимой информации, Пни=16 .

Чем ближе коэффициент наличия информации к единице, тем выше вероятность успешного реагирования на ЧС должностным лицом ЦУКС, отвечающим за прием и обработку информации, отправки сил и средств к месту ЧС.

Таким образом, по результатам анализа поступающей информации с места реагирования в ЦУКС МЧС России предложена модель анализа информационной потребности должностного лица МЧС России. В результате использования данной модели определяются задачи, подлежащие автоматизированному решению и решению при помощи использования систем поддержки принятия решений [3], что, в свою очередь, значительно сократит время как реагирования на происшествия, так и время на отработку документации по результатам реагирования на ЧС. Вместе с тем, предложено проанализировать модель с помощью метода сравнения информации, определен коэффициент наличия данных с места реагирования.

Список литературы

1. Остудин, Н.В. Информационная потребность должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России / А.К. Черных, А.Ю. Ярошенко, Н.В. Остудин // VII Международной научно-практической конференция «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях». – Санкт-Петербург, 2015 – С. 70 – 71.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Кадиев Ш. К., Хабибулин Р. Ш., Годлевский П. П., Семиков В. Л. Обзор исследований в области классификации для машинного обучения при разработке интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений // Технологии техносферной безопасности. – 2020. – Вып. 3 (89). – С. 20-29. DOI: 10.25257/TTS.2020.3.89.20-29.