Проблемы принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей при пожарах в торгово-развлекательных центрах

Problems of management decision making in organization and management of evacuation of people in the fire in shopping and entertainment centers

Аннотация: Приводится обзор исследований в области эвакуации при пожарах в зданиях. Отобраны статьи, содержащие математические модели и эксперименты по проведению эвакуации из зданий различного функционального назначения. По результатам анализа выявлены числовые значения работ с математической постановкой и наличием программных разработок.

Ключевые слова: поведение человека при пожаре, эвакуация, эксперимент, моделирование, анкетирование.

Автор:Ефимов Андрей Александрович |

Введение

Изучению процесса эвакуации из зданий посвящено значительное число исследований, количество которых постоянно растет. Под эвакуацией понимается процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара. Актуальной задачей является разработка системы поддержки принятия управленческих решений для лиц, организующих процесс эвакуации с целью обеспечения безопасности посетителей объектов.

Обзор публикаций

Ввиду ряда психологических особенностей, человек, малознакомый со зданием и не имеющий знаний и опыта поведения при эвакуации во время пожара, будет избегать принятия решений и станет следовать указаниям персонала здания, осуществляющего эвакуационные мероприятия. В связи с этим в работе будет рассматриваться поведение человека при пожаре для двух разных категорий (персонала и посетителей). Рассмотрены исследования поведения человека при пожаре отечественных и зарубежных ученых.

В статье [1] авторами проанализированы и обобщены данные о действиях людей при пожаре. Проведен эксперимент по эвакуации из офиса и анкетный опрос. Из видеозаписи эксперимента видно множество индивидуальных особенностей эвакуационного поведения: 1) маршрут эвакуации большинства людей определяется их расстоянием до выхода; 2) «стадное» поведение повсеместно встречается в процессе эвакуации; 3) некоторые люди предпочитают выбирать маршрут эвакуации в соответствии со своими жизненными привычками. Время реакции является существенным фактором, влияющим на общее время эвакуации. Установлено, что у определенного количества посетителей, а также персонала возникает задержка перед началом эвакуации после получения сигнала тревоги.

В исследовании [2] авторы установили, что поведенческие реакции людей на этапе распознавания могут зависеть от множества факторов, в том числе от таких характеристик, как уровень образования, характеристики здания и характер развития опасных факторов пожара. Люди принимают решения на основе своего индивидуального опыта и психологического состояния. Кроме того, их действия на этапе распознавания могут также влиять на их дальнейшие действия на этапе реагирования (т. е. до начала эвакуации). Промежуток времени между включением системы пожарной сигнализации и началом движения к выходу варьируется в зависимости от конкретного человека. Наиболее часто наблюдаемыми видами поведения людей после объявления пожарной тревоги, являются: завершение начатых действий; сбор и вынос личных вещей; поиск членов семьи; попытки потушить огонь; наблюдение за происходящим и так далее. Такое поведение продлевает время эвакуации и, таким образом, отрицательно влияет на уровень безопасности людей.

В работе [3] произведен обзор предметной области, а именно существующих моделей эвакуации. Отмечается, что построение реалистичных имитационных моделей эвакуации при пожаре имеет решающее значение для анализа безопасности. Применение агентного моделирования, а также интегрированных моделей в систему обнаружения пожара учитывает: распространение ОФП на путях эвакуации, реакцию людей в чрезвычайной ситуации и их поведение при выборе маршрута, действия персонала при эвакуации. Данное направление исследования является перспективным так как в большей степени отражает реальные ситуации, возникающие в условиях пожара.

В работе [4] представлены результаты экспериментов по исследованию эвакуации людей при пожаре с применением анкетирования. Отмечена ограниченность исследований факторов, влияющих на задержку начала оповещения, ввиду сложности постановки экспериментов и недостаточности их теоретической проработки. Приведены результаты исследований поведения посетителей и действий дежурного персонала при получении сигнала пожарной тревоги и выполнен их анализ. Подтверждены теоретические положения о том, что при возникновении пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей на ряду с инженерно-техническими мероприятиями, решающее значение при определении необходимости эвакуации имеет человеческий фактор. Проведенные в ходе исследования анкетирования позволили определить степень влияния тех или иных факторов на задержку начала эвакуации, а также на выбор маршрута по которому производилась эвакуация. Из анкетных опросов стало известно, что из узнавших о пожаре примерно 33 % опрошенных людей начинали обследовать помещение, 10 % готовились покинуть помещение, 20 % стремились предупредить других, 10 % выясняли, вызвана ли пожарная охрана, 6 % пытались сами вызвать пожарную охрану, 13 % пытались сами потушить пожар, 8 % ничего не предпринимали, наблюдая, что делают другие.

В статье [5] рассматривается эффективность применения учебно-тренировочного комплекса для оптимизации действий персонала при возникновении пожара. Рассматривается влияние фактора угрозы физическому состоянию человека, на психические процессы, в частности появление паники. В состоянии паники человек теряет способность думать, у него проявляется склонность к подражанию, он способен осуществлять действия, доведенные до автоматизма. Здесь решающую роль играют практические занятия и учебные тренировки, направленные на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых чрезвычайных ситуациях. Рассматривается противопожарная тренировка как комплексное мероприятие, проводимое с работниками организации и включающее отработку всех действий при пожаре. Тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные. Тренировки представляют собой комплекс мероприятий, на которых производится максимально приближенная к реальной ситуации имитация пожара. Рассматривается такой метод по оптимизации действий персонала в случае возникновения пожара как внедрение виртуальной системы, представляющей собой программу, запускаемую на персональном компьютере, где представлены различные варианты возникновения и развития пожара, управляемые тренирующимся с помощью компьютера. Также в этом комплексе возможна тренировка навыков по эвакуации из опасного помещения. Произведен расчет на примере условного пожара времени тушения без применения учебно-тренировочного комплекса и с его применением. Согласно расчетам, улучшение показателей (времени тушения пожара от возникновения до ликвидации) составляет 4.45%.

Распределив проанализированные статьи по предметным областям можно сделать вывод, что из общего числа работ 91% затрагивают вопросы поведения посетителей при пожаре, 30%   поведения персонала при пожаре и в 35%   это работы в которых применяется моделирование процесса эвакуации.

Результаты проведенного обзора обобщены с точки зрения наличия экспериментальной базы, теоретического анализа, специального программного обеспечения и представлены на рис. 1.

 Рис. 1. Наличие экспериментальной базы и теоретического анализа

Заключение

В статье были проанализированы работы, посвященные проблеме эвакуации при пожаре. В ходе анализа было выявлено, что поведение посетителей и персонала зависят от множества факторов. Их действия зачастую не соответствует рекомендациям и инструкциям по эвакуации. В ряде работ для моделирования процесса эвакуации используются агентно-ориентированные имитационные модели, которые в той или иной мере учитывают реакцию людей на возникновение пожара. Для исследования факторов влияющих на принятие решений в условиях эвакуации проводиться анкетирование. Из анкетных опросов стало известно, что из узнавших о пожаре примерно 33 % опрошенных людей начинали обследовать помещение, 10 % готовились покинуть помещение, 20 % стремились предупредить других, 10 % выясняли, вызвана ли пожарная команда, 6 % пытались сами вызвать пожарную команду, 13 % пытались сами потушить пожар, 8 % ничего не предпринимали, наблюдая, что делают другие.


 

Список литературы

  1. Меркушкина Т. Г., Самошин Д. А., Хасуева З. С., Зыкова М. Ю. Особенности эвакуации людей из современных офисных зданий при пожаре // Технологии техносферной безопасности. -2015. -Вып. 5(63). -C. 73-81.

2. Zhao C. M., Lo S. M., Zhang S. P., Liu M. A post-fire survey on the pre-evacuation human behavior // Fire Technology. — 2009. — Vol. 45, Issue 1. — P. 71–95.

3. Choi, Minji, and Seokho Chi. "Optimal route selection model for fire evacuations based on hazard prediction data." Simulation Modelling Practice and Theory 94 (2019): 321-333.

4. Cordeiro, Elisabete, António Leça Coelho, Rosaldo J F Rossetti, and João Emílio Almeida. 2011. "Human Behavior Under Fire Situations - Portuguese Population." In 2011 Fire and Evacuation Modeling Technical Conference. Baltimore, Maryland, August 15-16,2011.

5. Шарафутдинов А.А., Хасанова А.Ф. Применение учебно-тренировочного комплекса для оптимизации действий персонала при возникновении пожара // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Т. 2. № 1 (4). С. 319-323.