Некоторые проблемы оценки пожарной безопасности общественных зданий с учётом расчёта пожарного риска

Certain problems of assessing the fire safety of public buildings while taking into account calculation of fire risk

Аннотация: Рассмотрены актуальные проблемы проведения расчетных обоснований при разработке специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Предложены мероприятия, направленные на повышение уровня защищенности человека и среды обитания с учетом разработки специальных технических условий и оценки пожарных рисков.

Ключевые слова: специальные технические условияпути эвакуациипожарный рискпожарная безопасность объекта защитытребования пожарной безопасности

Автор:Ларченко Валерий Александрович |

Борьба с пожарами во всем мире, как и в России, является одной из социальных и экономических проблем, поэтому охрана национального богатства и общественной безопасности от пожаров относится к числу важных задач, стоящих перед государством. Вопросам безопасности страны, населения, экологии уделено значительное внимание в законодательстве Российской Федерации. Разработана система обеспечения пожарной безопасности (далее - СОПБ) представляющая совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ1  .

Основные функций СОПБ включают в себя нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности (далее - ПБ) посредством принятия органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением ПБ, а также разработку и осуществление мер ПБ.

Данные функции стали основой обеспечения ПБ объекта защиты (ст. 6 [1]), согласно которой необходимо выполнить одно из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает установленных ([1]) допустимых значений;

2) в полном объеме выполнены требования ПБ, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по ПБ».

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются ст. 5.1 [2].

В соответствии с ч. 6 ст. 15 [2] проектные значения параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования [2] и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 [2] перечни или на требования специальных технических условий (далее - СТУ).

Таким образом, проектировщикам предоставлен выбор по обоснованию проектных решений посредством ссылок на требования федерального законодательства и нормативно-технических документов или разработки и согласовании СТУ, с обоснованием принятых решений, которые как правило включает в себя проведение соответствующих расчетов.

Современные градостроительные тенденции, направленные на использование инновационных методов, новых строительных материалов, разработку нестандартных проектных решений, в том числе по объединению в зданиях помещений (зон) различного предназначения, нежилых помещений с гибким функциональным назначением, обусловливают возникновение ситуаций, при которых либо отсутствуют унифицированные требования ПБ, либо «прямое» однозначное выполнение существующих типовых требований невозможно. В этих случаях при создании зданий требуется разработка СТУ, отражающих их специфику обеспечения ПБ и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению ПБ. Подтверждения обеспечения ПБ на таких объектах следует производить согласно алгоритму (см. рис. 1), представленному в приложении № 2 [3] (далее - Блок - схема).

Расчет пожарного риска. Пожарный риск не должен превышать допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ

Выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами о технических регламентах

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной

Выполнение в полном объеме требований нормативных документов по пожарной безопасности

Разработка СТУ:

1. Содержащих комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, для подтверждения соответствия Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ

2. Содержащих, при наличии отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, используемых в качестве исходных данных для определения расчетных величин пожарного риска, подтвержденный расчетом пожарного риска

Рисунок 1 - Блок-схема вариантов подтверждения обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты.

Таким образом, СТУ и расчетная оценка пожарного риска (далее - расчет) становятся частью обоснования СОПБ объекта защиты общественного назначения являются обязательными для исполнения.

Одним из интенсивно развивающихся субъектов Российской Федерации является Краснодарский край, в активной градостроительной деятельности которого часто возникает необходимость разработки «пожарных» СТУ для новых или реконструируемых объектов защиты. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, участвующим в создании безопасной среды обитания человека - Главным управлением МЧС России (далее - ГУ МЧС России) по Краснодарскому краю - организована работа по рассмотрению и согласованию СТУ.

Изучение более 370 СТУ, рассмотренных за последние 2 года на нормативно-техническом совете Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю (далее - нормативно - технический совет), в том числе входящих в их состав расчетов, показал наличие индивидуальных (адресных) требований ПБ, которые фактически являются «отступлениями» от требований нормативных документов по ПБ, в 70 % случаев.

Анализ представленных СТУ, позволил установить наиболее часто встречающиеся отступления. В данной работе рассматриваются некоторые из них, в первую очередь, связанные с вопросом обеспечения безопасной эвакуации людей и устройством путей эвакуации и эвакуационных выходов:

1) в отступление от требований п. 4.3.4 [5] в полу на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 см и выступы;

2) в отступление от требований п. 4.3.4 [5] на путях эвакуации допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки;

3) в отступление от требований п. 4.4.2 [5] уклон лестниц на путях эвакуации более 1:1; ширина проступи - менее 25 см, высота ступени - более 22 см.

Из блок-схемы следует, что при наличии отступлений от требований нормативных документов по ПБ комплекс принятых инженерно-технических и организационных мероприятий должен подтверждаться расчетом. Для зданий общественного назначения такой расчет проводится на основании методики [4].

Однако, положения методики [4] не охватывают весь спектр необходимых отступлений, в том числе и те, которые показаны выше. Некоторые «недобросовестные разработчики» СТУ, обосновывая принимаемые решения расчетом, не учитывают данное обстоятельство и «снимают» в рамках СТУ необходимость реализации ряда требований нормативных документов по ПБ. В обоснование принятого решения в СТУ делают ссылку на расчет, который якобы учитывает все имеющиеся отступления от нормативных документов по ПБ, тем самым разработчик пытается доказать, что согласно блок-схеме, ПБ объекта защиты считается реализованной.

Отсутствие в методике [4] данных по параметрам движения людей при наличии вышеуказанных отступлений от нормативного документа по ПБ [5], свидетельствуют о необходимости ее совершенствования.

Также согласно разъяснениям ВНИИПО МЧС России2   расчеты рекомендуется проводить для обоснования только тех отступлений от требований нормативных документов по ПБ, которые могут быть учтены при проведении указанных расчетов.

Учитывая изложенное, для решения проблемы необходимо внесение изменений в методику [4], которые могут быть разработаны по следующим направлениям:

- учитывать несоответствие путей эвакуации требованиям нормативных документов по ПБ посредством специального коэффициента, применение которого привет к увеличению расчетного времени эвакуации людей, используемого для расчета вероятности эвакуации людей;

- учитывать результаты дополнительных исследований (натурных испытаний) по скорости движения людей на путях эвакуации при наличии в полу перепада высот, выступов, изменений уклона эвакуационных лестниц, а также устройства на путях эвакуации винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, наличие забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Здесь следует отметить, что в новом своде правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», вступившем в силу в сентябре 2020 года вышеприведенные требования ПБ сохранились практически без изменений (соответственно п. п. 4.3.5, 4.3.6 и 4.4.2). Значит вопрос, связанный с невозможностью их исполнения, а значит использования расчетного обоснования отступления от них, сохранится и в перспективе. Предлагаемые решения позволят оптимально решать сложившуюся проблему и снизить социальную напряженность, вызванную необходимостью выполнять требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами добровольного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  3. Приказ МЧС РФ от 28.11.2011 № 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями). – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  4. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  5. СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
PAGE \* MERGEFORMAT2

1   Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).

2   Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 17.10.2016 № 6224эп-13-5-3 «О применении методики определения расчетных величин пожарного риска». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).