Modern aspects of informatization of supervisory activities
Аннотация: Рассмотрены некоторые информационные системы, используемые в повседневной деятельности органов государственного пожарного надзора. Проведен анализ эффективности действующих ресурсов. Выявлены некоторые проблемные вопросы в работе систем. Предложены пути их решения.
Ключевые слова: государственный пожарный надзоринформационные технологии.ресурсы
Автор:Бурлаченко Ксения Григорьевна | Репин Сергей Викторович |
В повседневной деятельности сотрудники надзорных органов МЧС России для выполнения возложенных на них государственных функций по надзору (контролю) и предоставления государственных услуг применяют целый ряд электронных информационных систем и реестров. Правовой основой внедрения программных продуктов явился Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1] и Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [2]. На ведомственном уровне приказом МЧС России [3] введена в эксплуатацию информационная система «Госуслуги», которая обеспечивает прием заявлений в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - ЕПГУ) в сети интернет по адресу: www.gosuslugi.ru [4].
Портал ЕПГУ обеспечивает непрерывный автоматизированный доступ к сведениям, содержащимся в реестрах в электронном виде. С использованием веб-сервисов, например, организовано оказание государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, по согласованию специальных технических условий, а также организовано межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Казначейством.
Пользователи имеют возможность в онлайн режиме подать обращение, оплатить государственную пошлину или штраф, получить справочную информацию о результатах исполнения государственных функций, получить документы в электронном виде, заверенные цифровой подписью.
Сервис предназначен для исключения необходимости сбора гражданами сведений и справок из различных ведомств, а также непосредственного обращения в подразделения МЧС России для получения государственной услуги или информации о результатах исполнения государственной функции.
Положительный результат внедрения электронных сервисов, программ и реестров очевиден, однако, имеют место недоработки и отсутствие необходимого уровня взаимодействия программ, которые оказывают негативное влияние на загрузку должностных лиц территориальных подразделений МЧС России, уменьшая и без того дефицитный фонд рабочего времени персонала.
Примером недостаточного уровня взаимодействия веб-сервисов может служить реестр заключений о соответствии объектов обязательным требованиям пожарной безопасности, выдаваемых в рамках лицензирования образовательной деятельности. Подготовленное надзорным органом заключение вносится в реестр и до марта 2018 года лицензирующий орган получал информацию о его наличии посредством запросов в Информационной системе «Госуслуги» (Полтава). Временные затраты при таком способе обмена информацией исчислялись минутами. Однако, в настоящее время, связь между территориальными органами МЧС России и лицензирующими органами в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации приостановлена. В настоящее время обмен информацией осуществляется на бумажном носителе, что влечет дополнительные временные (подготовка ответа, регистрационные действия, транспортировка) и финансовые затраты (почтовые расходы).
Еще более наглядным примером необходимости доработки веб-сервисов служит Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (далее - ФГИС ЕРП). Оператором системы выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации. В системе содержатся сведения о плановых и внеплановых проверках в отношении субъектов надзора, а также информация о результатах таких проверок и принятых мерах по пресечению нарушений требований законодательства. Реестр проверок обеспечивает открытость в деятельности надзорных органов.
По мнению авторов настоящей статьи, сервис не достаточно проработан, так как отсутствует сопряжение ГАС ЕРП с ведомственной системой МЧС России - Специальное программное обеспечение «Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению Государственного пожарного надзора на объектах надзора». В настоящее время сотрудники надзорных органов столкнулись с проблемой дублирования вносимой информации, а также ограниченного числа полей для внесении сведений о нарушениях требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки. Заполнение результатов проверки целесообразно автоматизировать при загрузке файла с актом по результатам мероприятия по надзору. Такой механизм реализован для плана плановых проверок, при загрузке в программу которого происходит автоматическое генерирование страниц контрольно-надзорных мероприятий. Данный подход позволил бы сэкономить порядка полутора часов рабочего времени инспектора, затрачиваемого на копирование информации из акта проверки в ЕРП по каждому мероприятию по надзору.
В случаях, когда по результатам проверки выявляется более тридцати нарушений, учитывая ограничение количества полей для их внесения на странице контрольно-надзорного мероприятия, в реестр загружается электронный образ акта и предписания, однако не авторизованные пользователи не имеют доступа к этим файлам и одна из целей создания реестра – информационное обеспечение субъектов надзора, не достигается.
С учетом проведения более 114 тысяч плановых и 150 тысяч внеплановых проверок в 2019 году [5] это могло сократить временные затраты более чем на 300 тысяч часов, что является годовым фондом рабочего времени более чем 150 должностных лиц. Это актуализирует проблему оптимизации рабочего времени сотрудников в современных экономических условиях, с учетом развития информационных систем и технологий.
Сэкономленное время также возможно потратить на увеличение количества часов специальной подготовки личного состава, что необходимо в условия серьезных изменений в нормативно-правовых документах, используемых личным составом в ходе проведения контроль-надзорных мероприятий. К примеру, с 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации. А специальная подготовка, проводимая в территориальных органах, проводится в соответствии с ранее утвержденным графиком, ввиду этого изучение личным составом новых нормативно-правовых документов приходится осуществлять в нерабочее время, что увеличивает нагрузку на личный состав и ухудшает условия труда и отдыха.
Широкомасштабное внедрение информационных технологий должно сопровождаться необходимым уровнем материальной и технической оснащённости подразделений надзорной деятельности, ответственных за их ведение. Веб-сервисы должны обеспечивать полный цикл выполнения решаемых задач, в том числе от лица электронного правительства. Автоматизация процессов не должна сопровождаться повышением трудозатрат, так как основное ее предназначение в обратном. Говоря об использовании информационных технологий на территориальном уровне хочется отметить загруженность личного состава ввиду ведения различных систем реестров и баз данных, которые необходимо оптимизировать. Оптимизация будет возможна только при целостном подходе и рассмотрении всех используемых программных комплексов на предмет надлежащего выполнения ими своих функций, а также с учетом обязанностей, выполняемых личным составом в территориальных подразделениях с целью недопущения увеличения нагрузки конкретного инспектора. Все эти проблемы и являются предметом дальнейших исследований авторов настоящей статьи.
Список использованной литературы