Особенности подготовки специалистов в области пожарной и техносферной безопасности на примере специальных дисциплин

Features of training specialists in fire and technosphere safety on the example of special disciplines

Аннотация: Рассмотрены особенности подготовки специалистов в области пожарной и техносферной безопасности. Изложены цели и значимость практического обучения в подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности на примере специальных дисциплин.

Ключевые слова: факторы пожарафакторы взрываобучениелабораторные занятияприобретение навыков

Автор:Диалектова Татьяна Павловна | Комраков Петр Владимирович |

Дисциплины «Теория горения и взрыва» (ТГиВ) и «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» (ФХОРиТП) служат составляющими научного фундамента для специальных дисциплин в ходе подготовки специалистов в области пожарной и техносферной безопасности. Осваивая дисциплины, обучающиеся теоретически и практически узнают физико-химическую природу горения, пожара, взрыва, причины их возникновения, механизмы распространения пламени и ударной волны. Учатся определять расчётным методом параметры пожара и взрыва (такие как температура пожара, теплота пожара, линейная скорость выгорания, температура вспышки и самовоспламенения и многое другое), знакомятся с методами и средствами тушения, физико-химическими свойствами огнетушащих веществ и особенностями их применения.

Полученные знания не только помогают обучающимся осваивать специальные дисциплины, изучаемые на старших курсах, но и могут быть использованы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Например, для работы в испытательной пожарной лаборатории пригодятся навыки работы с измерительными приборами и лабораторными стендами; сотрудникам ГПН для анализа возможных причин возникновения пожаров хорошей базой будут служить методики количественного расчёта параметров потенциального пожара; для начальников караулов будут полезны знания о выборе огнетушащих средств в зависимости от вида пожара и его динамики; знания о теориях теплового и цепного взрыва пригодятся специалистам в области судебной экспертизы.

Помимо вышесказанного дисциплины ТГиВ, ФХОРиТП вносят ощутимый вклад в развитие инженерного типа мышления будущих специалистов в области пожарной и техносферной безопасности, проявляющийся в способности анализа, исследования поставленных целей и задач, поиска их решения, способности ориентироваться в методах и средствах их решений, рационализации, модернизации, выдвижению научных идей в целях их совершенствования.

Освоение дисциплины проводится в ходе лекционных, практических и лабораторных занятий. Лабораторные занятия (практикум) является средним звеном между теоретической работой обучающихся на лекциях и применением знаний на практике. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы. Обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в области пожарной и техносферной безопасности. Именно поэтому лабораторные практические занятия являются существенным элементом учебного процесса.

Проведением лабораторного практикума с обучающимися достигаются следующие цели:

  • углубление и закрепление знаний теоретического курса путём получения наглядного представления о процессах горения и взрыва, и их динамики.
  • Формирование представлений о факторах пожара и взрыва. Обучающиеся знакомятся со свойствами пламени, его видами, динамикой распространения горения, физическими параметрами явления взрыва и ударной волны и многое другое.
  • формирование навыков, имеющих непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности - наглядных представлений о процессах развития пожаров и о способах и средствах их тушения.
  • приобретение навыков научного эксперимента, расчётов параметров процессов, анализ полученных результатов, формирование выводов и предложений, освоение первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Являясь одним из структурных элементов обучающего процесса, можно выделить некоторую значимость лабораторного практикума в нем:

  • При выполнении лабораторных работ обучающиеся лучше усваивают программный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными - происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов науки и становлению обучающихся как будущих специалистов.
  • Проведение лабораторно-практических работ позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
  • Построение графика прохождения лабораторного практикума дисциплин способствует установлению логических связей профилирующего курса с другими учебными дисциплинами для того, чтобы обучающиеся усвоили его как целостную систему со всей структурой, отражающей данную науку.
  • Лабораторный практикум как метод обучения во многом носит исследовательский характер, и в этом смысле высоко оценивается в дидактике. Он пробуждает у обучающихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять полученные знания к решению практических и теоретических проблем.
  • Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению обучающихся с научными основами работы на современном этапе развития профессии, техническими методами и средствами тушения, выработке навыков обращения с процессами, оборудовании, создавая предпосылки для технического обучения.

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, а его укрощение стал длительный процесс, который формировался на его добыче с целью удовлетворения личных потребностей. В наше же время задачей по укрощению огня современным обществом (помимо использования во благо) становится предотвращение негативного воздействия на окружающий нас мир и техносферу.

Несмотря на пройденные тысячелетия неподготовленный или подготовленный только в области теоретических знаний человек ввиду стрессовых ситуаций подсознательно, с большой долей вероятности, будет предпринимать неправильные действия, которые могут нести колоссальную опасность не только для него самого, но и для окружающего мира, людей, объектов.

  Поэтому для обучающихся, планирующих связать свою профессиональную деятельность с работой в ЧС природного и техногенного характера, ключевым элементом для успешного выполнения рабочих задач является база, полученная во время лабораторных практикумов, способствующая в кратчайшие сроки принимать обдуманные и верные решения. Лабораторный практикум в ходе освоения дисциплин ТГиВ и ФХОРиТП вносит существенный вклад в формирование будущего кадрового потенциала квалифицированных и компетентных специалистов в области пожарной и техносферной безопасности.

Литература:

Андросов А. С., Бегишев И. Р., Салеев Е. П. Теория горения и взрыва : учеб. пособие. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2007. – 240 с.

Лабораторный практикум по дисциплине «Физико-химические основы развития и тушения пожаров»: Учебно-методическое пособие/ С. А. Бобков, А. В. Бабурин, П. В. Комраков, А. В. Смирнов: – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013. – 60 с.

Физико-химические основы развития и тушения пожаров : учеб. пособие / С. А. Бобков, А. В. Бабурин, П. В. Комраков. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014. – 210 с.