ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

HISTORICAL ANALYSIS OF CONDITIONS OF APPLICATION OF SPECIFIC FIRE SAFETY REQUIREMENTS

Аннотация: В работе рассмотрена проблема применения действующих требований пожарной безопасности, предъявляемых к автоматическим установкам пожаротушения, сигнализации и противодымной защиты, возникающая в связи с несоответствием условий применения требований, современному уровню научно-технического и экономического развития государства, а также возможной угрозе при пожаре. Проведен анализ динамики количества требований пожарной безопасности за тридцатилетний период.

Ключевые слова: Пожарный рискэффективность требованийоценка пожарных рисковриск-ориентированный подход

Автор:Добродицкий Никита Александрович | Ягодка Евгений Алексеевич |

Одним из приоритетных направлений деятельности в области пожарной безопасности является актуализации нормативных требований пожарной безопасности. Значимость данной проблемы настолько высока, что потребовалось ее включение в программу государственного развития в области пожарной безопасности до 2030 года [1].

Необходимость проведения работы по актуализации требований пожарной безопасности также закреплена в Концепции совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России [2] и Паспорте приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [3].

Повышение внимания к качеству нормативных требований пожарной безопасности обусловлено тем, что по итогам анализа применения действующих типовых требований, проведенного Министерством экономического развития РФ, затраты на обеспечение пожарной безопасности в 4-5 раз превышают вред от самого пожара, что препятствует развитию экономики [4]. А по результатам опроса представителей среднего и малого бизнеса, проведенного специалистами НИУ ВШЭ в 2014 году [5], необходимость соблюдения таких требований пожарной безопасности является основной проблемой на пути развития бизнеса.

Необходимо отметить, что проблема качества нормативных требований: не соответствие уровню научно-технического и экономического развития государства, законодательству, регулирующему общественные отношения, степени риска причинения вреда при пожаре, и необходимость ее решения были обозначены еще в 1990 году на всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов государственного пожарного надзора», проведенной на базе ВИПТШ МВД СССР (ныне Академия ГПС МЧС России) с участием ГУПО МВД СССР, ВНИИПО МВД СССР, ВИПТШ МВД СССР, начальников республиканских, краевых и областных управлений пожарной охраны и их заместителей по профилактической работе. Однако, несмотря на сформулированные по результатам конференции задачи, эта проблема до сих пор не решена [6].

Более того, применение типовых требований пожарной безопасности затрудняет реализацию риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности, предполагающую применение мер пожарной безопасности адекватных складывающимся рискам при пожаре.

Проблема заключается в том, что условия применения действующих требований пожарной безопасности не позволяют определить область их действия (защита людей, имущества, окружающей среды) и адекватность возможной угрозе при пожаре [6-8].

В целях исследования проблемы области эффективного применения требований пожарной безопасности возможной угрозе при пожаре проведен исторический (ретроспективный) анализ разработки и дальнейшего развития отдельных требований пожарной безопасности.

Объектом анализа является система нормативных документов в области пожарной безопасности за период с 1854 по н.в. Предметом анализа являются условия применения требований пожарной безопасности, предъявляемых к автоматическим установкам пожаротушения, сигнализации и противодымной вентиляции, и динамика количества таких требований. Интерес к этим установкам обусловлен тем, что они применяются в качестве средств обеспечения безопасности людей как при разработке типовых систем обеспечения пожарной безопасности, так и расчетно-обоснованных (ст. 6 [9]).

Анализ истории развития нормирования в области пожарной безопасности показывает, что впервые нормативные требования к автоматическим системам пожаротушения появились в 1959 году в СН 75-59 «Нормы и технические условия проектирования спринклерных и дренчерных установок», сигнализации в 1984 году в СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», а к системам противодымной защиты в 1986 году в СНиП 2.04.05-86 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Анализ вышеприведенных нормативных документов показал, что необходимость устройства автоматических установок пожаротушения в 1959 году зависела от функионального назначения здания, категории по взрывопожарной и пожарной опасности, площади, высоты и объёма помещения. В свою очередь системы сигнализации в 1984 году в обязтельном порядке применялись в зависимости от функионального назначения, площади, высоты и объёма помещения. Устройство системы противодымной защиты в 1986 году зависело от высоты и площади здания, длины коридоров, фунионального назначения и категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

В действующих нормативных документах необходимость устройства вышеперечисленных систем зависит от тех же условий, несмотря на то, что в 1991 году был принят ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», содержащий расчетную методику оценки пожарных рисков, с учетом которой должны были разрабатываться новые требования пожарной безопасности и применяться действующие на всех стадиях жизненного цикла зданий и сооружений (см. преамбулу ГОСТа). Исследования показали, что условия применения требований не были скорректированы с учетом методики ГОСТ 12.1.004-91, в результате чего их выполнение либо не обеспечивает безопасности людей, либо является избыточным [6-8].

Еще одной проблемой применения типовых требований пожарной безопасности является их большой объем, постоянное увеличение которого приводит к снижению качества не только контрольно-надзорной деятельности, но и деятельности по обеспечению пожарной безопасности вцелом. Надежность работы специалистов с нормативной базой, по мере увеличения общего количества требований, ежегодно снижается: с 0,16-0,2 в 1994 году, до 0,04 в 2013 году, т.е. растет количество пропусков и ошибок допускаемых в ходе проектирования, экспертизы, государственного строительного и пожарного надзоров [6]. На рисунках 1-3 представлены результаты анализа динамики количества требований пожарной безопасности, предъявляемых к автоматическим установкам пожаротушения, системам сигнализации и противодымной защиты, включенных в ранее принятые нормативные документы и действующие на сегодняшний день.

 

Рисунок 1 – Изменение количества требований, предъявляемых к установкам автоматического пожаротушения

 Рисунок 2 – Изменение количества требований, предъявляемых к установкам автоматической пожарной сигнализации

 

Рисунок 3 –Изменение количества требований, предъявляемых к системам противодымной защиты

Анализ показал, что каждый раз с принятием нового нормативного документа количество требований увеличивалось. За период в 30 лет количество требований, предъявляемых к установкам пожротушения увеличилось более чем в 4 раза, а установкам пожарной сигнализации почти в 3 раза. При этом, в ходе анализа не учитывались нормативные документы, содержащие требования к отдельных элементам этих установок, которые также содержат значительное количество требований и должны учитываться в деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость актуализации требований пожарной безопасности с учетом уровня научно-технического и экономического развития государства, законодательства, регулирующему общественные отношения, и степени риска причинения вреда.

Литература

  1. «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», утверждены Указом Президента РФ от 01.01.2018 г. № 2;
  2. «Концепция основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России», утверждена Решением Коллегии МЧС России от 18.02.2015 г. № 4/II.
  3. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержден протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. № 13(2).
  4. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад-2014. М.: МАКС Пресс, 2015. 120 с. 2.
  5. Плаксин С.М., Семенов С.В. Количественный анализ деятельности надзорных органов в Российской Федерации в 2011-2014 гг. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 121-144.
  6. Козлачков В.И. Типовая и риск-ориентированная модели надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ. – М.; Академия ГПС МЧС России, 2016. Деп. в ВИНИТИ РАН 10.02.2016 № 31-В2016.
  7. Козлачков В.И., Лобаев И.А., Ягодка Е.А., Добродицкий Н.А. К проблеме применения требований, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности // Материалы VI-й международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Проблемы техносферной безопасности-2017». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 358-361.
  8. Козлачков В.И., Лобаев И.А., Ягодка Е.А., Добродицкий Н.А. К проблеме идентификации обязательных требований пожарной безопасности // Материалы 26-й международной научно-технической конференции «Системы безопасности - 2017». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 381-384.
  9. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».