Некоторые особенности оперативного реагирования подразделений пожарной охраны Иркутской области с наступлением весенне-летнего периода

Some features of the operational response of the Irkutsk region units with the onset of the spring-summer period

Аннотация: Рассмотрены пиковые периоды в развитии пожароопасной обстановки на территории Иркутской области. Рассмотрены компенсирующие мероприятия, направленнные на снижение негативных последствий от пожаров в весенне-летний пожароопасный период.

Ключевые слова: горимые месяцаподготовительные мероприятияособый противопожарный режим

Автор:Сапега Алексей Валерьевич |

Ежегодно со сходом снежного покрова и установлением положительных среднесуточных температур отмечается резкое увеличение числа выездов пожарно-спасательных подразделений Иркутской области на тушение палов сухой растительности.

Распределение количества выездов подразделений пожарной охраны с марта по октябрь приведено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Среднесуточное количество выездов подразделений пожарной охраны

Статистические данные [1] показывают, что самыми «горимыми» месяцами в году являются апрель, май, июнь, на которые приходится 21 %, 19 % и 10 % пожаров и загораний соответственно.

В среднем в год уничтожается на пожарах по 1240 строений, соответственно в месяц по 103 строения. С наступлением весенне-летнего пожароопасного периода (апрель, май, июнь) количество уничтоженных строений составляет уже в среднем 165 в месяц, т.е. увеличивается на
 
60 %. Всего на три указанных месяца приходится в среднем 40 % от всех уничтоженных строений в год.

3-я декада апреля – 2-я декада мая характеризуется наибольшим количеством пожаров. Максимальное суточное количество выездов подразделений пожарной охраны приходится на конец апреля и составляет 130 выездов. Средняя площадь одного лесного пожара составляет 15-20 га. В весенний период 95 % лесных пожаров возникают в 10-ти километровой зоне от населенных пунктов, преимущественно на территории южных и центральных районов области.

Кроме того, весенний период отмечается ростом неблагоприятных климатических условий - сильный ветер, шторм, что приводит к значительному росту угроз населенным пунктам в связи с преобладающей деревянной застройкой. В отдельные дни максимальная скорость ветра составляет – 26-30 м/с. Наибольшее количество случаев штормовых явлений отмечается в апреле - мае и составляет 8-12 случаев в месяц.

Необходимо отметить, что подготовка сил и средств к реагированию в ходе весенне-летнего пожароопасного периода ведется круглогодично и включает в себя проведение следующих мероприятий:

- проведение смотров готовности сил и средств территорального пожарно-спасательного гарнизона;

- проверка всех подразделений, в том числе добровольных пожарных формирований, на предмет готовности к защите населенных пунктов и объектов экономики от пожаров;

- подготовка предложений Губернатору Иркутской области по обеспечению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики и закрепление принятых решений на уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области;

- проведение ревизии водовозной, инженерной и иной специальной техники, которую возможно задействовать при тушении пожаров;

- формирование партульных, патрульно-маневренных, патрульно-контрольных и контрольных групп в муниципальных образованиях;

- проверка и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения;

- формирование мобильных групп местных пожарно-спасательных гарнизонов для оперативного реагирования на складывающуюся обстановку.

С приходом весенне-летнего пожароопасного периода все силы и средства территориального пожарно-спасательного гарнизона переводятся в режим функционирования «Повышенной готовности» [2]. При этом, в зависимости от географических особенностей конкретной территории заблаговременно вводится особый противопожарный режим [3].

В связи с введением на территории Иркутской области особого противопожарного режима предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- перевод на усиленный вариант несения службы отрядов федеральной противопожарной службы Иркутской области;

- организация контроля за обстановкой с пожарами на территории области;

- обеспечение координации всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по реагированию на складывающуюся обстановку;

- организация работы оперативного штаба по контролю за обстановкой с пожарами.

Помимо этого, для контроля прохождения по территории области неблагоприятных метеорологических условий (сильный ветер), особенно характерных для мая месяца, организуется работа оперативного штаба по реагированию на подтверждение предупреждения об усилении ветра [4]. К задачам штаба относится:

- при получении предупреждения о неблагоприятных метеоявлениях организовать взаимодействие с оперативной дежурной сменой ЦУКС Главного управления МЧС России по Иркутской области по отслеживанию в двухчасовом режиме оправдываемости полученного прогноза;

- организация сбора свободного от несения службы личного состава и ввод в боевой расчет резервной техники;

- при усилении ветра на территории районов более 15 м/с организуется работа оперативного штаба, силами которого обеспечивается:

а) контроль за обстановкой с природными и техногенными пожарами;

б) сбор информации о составе сил и средств местных пожарно-спасательных гарнизонов, введенных в расчет на период усиления ветра;

в) сбор информации о количестве и готовности к применению для тушения возможных пожаров инженерной техники и техники, предназначенной для подвоза воды;

г) сбор и обобщение информации по работе патрульных, патрульно-маневренных, патрульно-контрольных и контрольных групп;

д) учет и контроль выездов пожарно-спасательных подразделений на тушение пожаров;

е) принятие оперативных решений по передислокации сил и средств в рамках межрайонного маневрирования в наиболее «горимые» районы.

Вывод:

В рамках территориального пожарно-спасательного гарнизона принимаются необходимые предупредительные меры по оперативному реагированию на складывающуюся обстановку с пожарами.

Вместе с тем, несмотря на обеспечение своевременного прибытия первого пожарного подразделения на пожар для всех населенных пунктов Иркутской области имеются проблемы с организацией качественного тушения пожаров в сельских населенных пунктах, а так же достаточности привлекаемых к тушению пожаров сил и средств. Особенно актуальным этот вопрос становится с приходом весенне-летнего пожароопасного периода.

Учитывая разнохарактерность решаемых задач, необходимость быстрого принятия решений по защите населенных пунктов в условиях стремительно меняющейся оперативной обстановки необходима выработка предложений по поддержке управления старшему должностному лицу оперативного штаба по реагированию на подтверждение предупреждения об усилении ветра или контроля лесопожарной обстановки.

Список литературы

  1. Программный комплекс «СтатПож2009» / ВНИИПО МЧС России, сформирован по состоянию на 31.12.2019 года;
  2. Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ;
  3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ;
  4. Приказ Главного управления МЧС России по Иркутской области 15.04.2020 года № 399 «Об организации реагирования при подтверждении предупреждения о неблагоприятных метеоявлениях».