Some features of the operational response of the Irkutsk region units with the onset of the spring-summer period
Аннотация: Рассмотрены пиковые периоды в развитии пожароопасной обстановки на территории Иркутской области. Рассмотрены компенсирующие мероприятия, направленнные на снижение негативных последствий от пожаров в весенне-летний пожароопасный период.
Ключевые слова: горимые месяцаподготовительные мероприятияособый противопожарный режим
Ежегодно со сходом снежного покрова и установлением положительных среднесуточных температур отмечается резкое увеличение числа выездов пожарно-спасательных подразделений Иркутской области на тушение палов сухой растительности.
Распределение количества выездов подразделений пожарной охраны с марта по октябрь приведено на рисунке 1.
Рисунок 1. Среднесуточное количество выездов подразделений пожарной охраны
Статистические данные [1] показывают, что самыми «горимыми» месяцами в году являются апрель, май, июнь, на которые приходится 21 %, 19 % и 10 % пожаров и загораний соответственно.
В среднем в год уничтожается на пожарах по 1240 строений, соответственно в месяц по 103 строения. С наступлением весенне-летнего пожароопасного периода (апрель, май, июнь) количество уничтоженных строений составляет уже в среднем 165 в месяц, т.е. увеличивается на
60 %. Всего на три указанных месяца приходится в среднем 40 % от всех уничтоженных строений в год.
3-я декада апреля – 2-я декада мая характеризуется наибольшим количеством пожаров. Максимальное суточное количество выездов подразделений пожарной охраны приходится на конец апреля и составляет 130 выездов. Средняя площадь одного лесного пожара составляет 15-20 га. В весенний период 95 % лесных пожаров возникают в 10-ти километровой зоне от населенных пунктов, преимущественно на территории южных и центральных районов области.
Кроме того, весенний период отмечается ростом неблагоприятных климатических условий - сильный ветер, шторм, что приводит к значительному росту угроз населенным пунктам в связи с преобладающей деревянной застройкой. В отдельные дни максимальная скорость ветра составляет – 26-30 м/с. Наибольшее количество случаев штормовых явлений отмечается в апреле - мае и составляет 8-12 случаев в месяц.
Необходимо отметить, что подготовка сил и средств к реагированию в ходе весенне-летнего пожароопасного периода ведется круглогодично и включает в себя проведение следующих мероприятий:
- проведение смотров готовности сил и средств территорального пожарно-спасательного гарнизона;
- проверка всех подразделений, в том числе добровольных пожарных формирований, на предмет готовности к защите населенных пунктов и объектов экономики от пожаров;
- подготовка предложений Губернатору Иркутской области по обеспечению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики и закрепление принятых решений на уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области;
- проведение ревизии водовозной, инженерной и иной специальной техники, которую возможно задействовать при тушении пожаров;
- формирование партульных, патрульно-маневренных, патрульно-контрольных и контрольных групп в муниципальных образованиях;
- проверка и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения;
- формирование мобильных групп местных пожарно-спасательных гарнизонов для оперативного реагирования на складывающуюся обстановку.
С приходом весенне-летнего пожароопасного периода все силы и средства территориального пожарно-спасательного гарнизона переводятся в режим функционирования «Повышенной готовности» [2]. При этом, в зависимости от географических особенностей конкретной территории заблаговременно вводится особый противопожарный режим [3].
В связи с введением на территории Иркутской области особого противопожарного режима предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- перевод на усиленный вариант несения службы отрядов федеральной противопожарной службы Иркутской области;
- организация контроля за обстановкой с пожарами на территории области;
- обеспечение координации всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по реагированию на складывающуюся обстановку;
- организация работы оперативного штаба по контролю за обстановкой с пожарами.
Помимо этого, для контроля прохождения по территории области неблагоприятных метеорологических условий (сильный ветер), особенно характерных для мая месяца, организуется работа оперативного штаба по реагированию на подтверждение предупреждения об усилении ветра [4]. К задачам штаба относится:
- при получении предупреждения о неблагоприятных метеоявлениях организовать взаимодействие с оперативной дежурной сменой ЦУКС Главного управления МЧС России по Иркутской области по отслеживанию в двухчасовом режиме оправдываемости полученного прогноза;
- организация сбора свободного от несения службы личного состава и ввод в боевой расчет резервной техники;
- при усилении ветра на территории районов более 15 м/с организуется работа оперативного штаба, силами которого обеспечивается:
а) контроль за обстановкой с природными и техногенными пожарами;
б) сбор информации о составе сил и средств местных пожарно-спасательных гарнизонов, введенных в расчет на период усиления ветра;
в) сбор информации о количестве и готовности к применению для тушения возможных пожаров инженерной техники и техники, предназначенной для подвоза воды;
г) сбор и обобщение информации по работе патрульных, патрульно-маневренных, патрульно-контрольных и контрольных групп;
д) учет и контроль выездов пожарно-спасательных подразделений на тушение пожаров;
е) принятие оперативных решений по передислокации сил и средств в рамках межрайонного маневрирования в наиболее «горимые» районы.
Вывод:
В рамках территориального пожарно-спасательного гарнизона принимаются необходимые предупредительные меры по оперативному реагированию на складывающуюся обстановку с пожарами.
Вместе с тем, несмотря на обеспечение своевременного прибытия первого пожарного подразделения на пожар для всех населенных пунктов Иркутской области имеются проблемы с организацией качественного тушения пожаров в сельских населенных пунктах, а так же достаточности привлекаемых к тушению пожаров сил и средств. Особенно актуальным этот вопрос становится с приходом весенне-летнего пожароопасного периода.
Учитывая разнохарактерность решаемых задач, необходимость быстрого принятия решений по защите населенных пунктов в условиях стремительно меняющейся оперативной обстановки необходима выработка предложений по поддержке управления старшему должностному лицу оперативного штаба по реагированию на подтверждение предупреждения об усилении ветра или контроля лесопожарной обстановки.
Список литературы