Роль и место дистанционного обучения в системе безопасности

Role and place of distance learning in the security system

Аннотация: Тезисы доклада посвящены анализу дистанционного обучения при самоизоляции во время пандемии. Автор рассматривает психологические, педагогические и методические проблемы в процессе дистанционного обучения, раскрывает основные этапы проведения занятий в дистанционном формате

Ключевые слова: Дистанционное обучениеПроблемы обученияВоспитаниеОрганизационный моментМетоды и приёмы обученияОценивание

Автор:Шныпко Виталий Сергеевич |

PAGE \* MERGEFORMAT2

Сегодняшняя эпидемиологическая обстановка не только в нашей стране, но и во всём мире, заставляет управленцев и педагогов, в частности, искать новые методики, пути реализации поставленных задач в образовании и возможности не только оставаться на заявленном уровне качества услуг, но и реальные возможности улучшения качества образовательных услуг.

Срочный, ускоренный и неожиданный переход нашей страны на рельсы дистанционного обучения в марте 2020 года на всех этапах образовательного процесса привёл к тому, что произошло появление, а иногда и обострение целого ряда проблем, с которыми не каждый педагог, не каждое образовательное учреждение смогло своевременно справиться.

Несомненным является то, что дистанционное образование станет неизбежным в экстремальных ситуациях. Но при этом, надо учитывать то, что оно имеет ряд особенностей   оно должно быть обоснованно и иметь под собой научный фундамент из педагогики и методики преподавания.

Поэтому, столкнувшись уже с такой ситуацией, образовательные учреждения и, в первую очередь, педагоги должны постепенно подготавливать обучающихся и педагогические коллективы к такой форме работы.

Всегда процесс образования был двуединым процессом, включающем в себя и обучение, и воспитание. А воспитание педагоги реализуют ежесекундно при обучении. Конечно, настрой на занятие сложно организовать в условиях домашней обстановки, но основные правила должны быть неотъемлемы.

Методика и Педагогика учат, что для поддержания дисциплины в учебной группе используются различные приёмы и методы, большая часть из которых при дистанционном обучении не работает. Здесь существует противовес. И это – желание педагога, заинтересованность обучающихся и опыт наших коллег, которым все активно делятся. Если при офлайн занятии в группе методисты не всегда считаю эффективным делать вслух обучающемуся замечания, что может вызвать сбой в рабочем настрое. То при занятиях онлайн это методическое правило видоизменяется. Здесь педагог не должен оставить без внимания ни одного подопечного.

Психологи отмечают, что внимание даже самого ответственного обучающегося начинает сходить на нет после 15 – 20 минут работы в группе, не говоря уже про онлайн обучение. Здесь будет уместно на 1 – 2 минуты сменить тему, рассказать смешную историю, дать нестандартные задания по теме и т.д.

Апробированный десятилетиями ход учебного занятия при дистанционном обучении в полной мере не работает, а значит, снижается и эффективность, и качество образовательного процесса. Выход один – методическая и психологическая гибкость педагогов. В чём она состоит? Это изменения этапов занятия, это многократное чередование одинаковых этапов занятия (так, например, опрос и объяснение нового материла). Этот приём уберет монотонность занятия и обучающиеся будут знать, что педагог в любой момент может задать вопрос.

Этап опроса обучающихся при дистанционном обучения также должен быть видоизменён. Ответ обучающегося длительный по времени может привести к потере интереса и внимания других обучающихся в группе, поэтому педагог должен заранее оговорить правила индивидуальных ответов. Кроме этого, хотелось бы отметить то, что педагоги не должны при дистанционной форме работы злоупотреблять тестами. Это должен быть один из видов работы и только.

Так Дьяченко Н. В. Приводит пример использования на занятии сразу нескольких видом опроса, некоторые виды с игровыми моментами, рассчитанные на разный уровень обучающихся. [1, с. 91 - 98]

В случае фронтального опроса непосредственно на занятии необходимо, изначально оговорить условия такого опроса. В том числе технические   отключать звук у тех, кто не отвечает (иначе будет фоновый звук), обучающиеся должны поднимать руку, а не выкрикивать (иначе будет шум и объективно выставить оценку педагог не сможет) и т.д. Кроме этого, опрос также является приёмом повторения материала для всех обучающихся, а плохой звук сводит на нет функцию повторения.

И конечно, этап оценивания обучающихся. Очень часто молодые педагоги забывают об этом этапе работы. Но как раз его пропускать нельзя, так как именно этот этап работы является самым эффективным стимулом для обучающихся. Важно обязательное проговаривание за что и почему ставится та или иная отметка обучающемуся. Отметки не должны молча появляться в журнале!

Следующий этап занятия – это задание для самостоятельной работы. Педагог может просто написать это задание в электронные дневники, но методически это будет неправильно. Задания должны выдаваться с комментариями самого педагога на что обратить внимание, где найти ответы на те или иные возникающие проблемы, какой литературой или источниками воспользоваться. При этом, педагог должен не просто проверить его или сделать вид, что проверил, а обязательно письменно или устно дать характеристику выполненным заданиям, иначе дистанционное общение и обучение будет сводиться на нет.

А теперь вернёмся к воспитательному процессу. Как быть с ним? Даже при дистанционном обучении воспитание присутствует в образовательном процессе. Это пример педагога во всём, обязательное обращение к примерам на занятиях, поощрение отдельных обучающихся и т.д. [3, с. 53]

Таким образом, дистанционное обучение, как экстренная мера в процессе обучения, хоть и не является идеальной, но должна педагогами рассматриваться и развиваться именно для таких экстренных ситуаций как пандемия. Пусть лучше нам такой опыт не пригодится, чем будет потеряно драгоценное время в процессе обучения.

Закончить хотелось бы словами философа Монтеня: «Недостаточно накопить опыт, надо его взвесить и обсудить, надо его переварить и обдумать, чтобы извлечь из него все возможные доводы и выводы» [2, с. 181].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко Н. В. Рекомендации к проведению урока по обществознанию по теме Конституция РФ в честь 25 летия Конституции //Школьные технологии, № 5, 2018 – с. 91 – 98
  2. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Составитель Лихтенштейн Е. С. М., «Знания», 1978 – с 181 (272 с)
  3. Шныпко В. С. Выбор профессии старшеклассника через личность реального человека в своей профессии (материал для классного часа) Школьные технологии № 5, 2020 – с. 53.