Model for estimating the required response time of the public information and notification system in emegency situations and major fires
Аннотация: Рассматриваются вопросы создания системы информирования и оповещения населения в Республике Крым. Затронут аспект автоматизации. Сделан вывод о необходимости создания автоматизированной модели поддержки адаптивного управления информированием и оповещением населения, в которой будут учтены все современные разработки в этой области.
Ключевые слова: инновацииинформированиеоповещениеавтоматизация
Автор:Бережной Денис Анатольевич | Бутузов Станислав Юрьевич |
Республика Крым является туристической зоной. Курорты Крыма в 2019 году посетило свыше 7 миллионов человек, а в 2020 г., даже не смотря на пандемию короновируса - свыше 5 миллионов. [1]
Рельефу Крыма присуща горно-лесная местность. При угрозе возникновения лесных пожаров могут быть подвержены опасному воздействию 204 населенных пункта, 92 объектов экономики, 4 объекта энергетики.
Имеется 1843 объекта повышенной опасности, в том числе 129 объектов топливно-энергетического комплекса. Все эти факторы обуславливают необходимость скорейшего интегрирования полноценной системы оповещения и информирования на территории Республики Крым.
Недостатками действующей системы информирования населения о штормовых и экстренных предупреждениях в Крыму являются:
- низкий процент охвата населения при проведении информирования связи из-за недостаточно развитой структуры оповещения;
- не проводится смс-информирование туристов и приезжих граждан на территории Республики Крым из-за невозможности оповещать эту категорию через российских операторов мобильной связи. (Оповещается около 235 тысяч местного населения).
При этом положительным моментом можно считать применение частной системы информирования, которая называется «Голос города». Так как именно на остановках общественного транспорта находятся данные громкоговорители, оповещается примерно половина населения региона.
Недостатки, выявленные при создании региональной автоматизированной системы центрального оповещения (далее-РАСЦО) с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения (далее –КСЭОН) в Республике Крым:
- недостаточное финансирование инженерно-технических работ;
- медленная интеграция в правовое пространство нормативно-правовых актов в области оповещения и информирования на территории Республики Крым;
- низкие темпы строительства инженерных коммуникаций системы оповещения и информирования.
Если рассматривать Российскую Федерацию в целом, то каждый этап развития системы оповещения и информирования населения в Российской Федерации был определён трудностями соответствующего исторического периода, который ставил перед системой оповещения новые требования. Постепенно были обоснованы критерии эффективности повышение качества и оперативности доведения до населения необходимой информации. Основным критериальным параметром было определено время до момента наступления действия опасных факторов чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
Однако, как показали результаты измерений данного параметра, не всегда удаётся соблюсти данный параметр. Серьёзным недостатком в современной системе оповещения и информирования является консервативное мышление в данной области, зачастую и нежелание выйти за рамки существующей модели оповещения. Вместо того, чтобы разработать перспективную систему оповещения, основанную на спутниковой связи, разработке мобильных устройств передачи 4-5G покрытия, инновационных технологий, наблюдается тенденция усовершенствовать физически и морально устаревшие средства оповещения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12, которым утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года, основными задачами в области информирования населения, являются:
В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации разработано Положение о системе оперативного информирования населения. В данном Положении закреплено понятие «Оперативное информирование населения».
Оперативное информирование населения – это целенаправленное доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации необходимых сведений о прогнозируемых и возникших ЧС, ее параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, приемах и способах защиты, порядке действий, правил поведения в зоне ЧС, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.
За рубежом созданы и функционируют автоматизированные системы оповещения и информирования населения.
В последние годы в мире происходит все больше ЧС, связанных с природными катастрофами. Поэтому автоматизация затрагивает не только системы оповещения, но и системы прогнозирования и информирования населения о ЧС.
Разработка новых систем раннего предупреждения населения о ЧС предполагает создание баз знаний по гидрометеорологическим наблюдениям, а также систем передачи данных по современным средствам связи, автоматической обработки данных наблюдений и выпуска прогнозов, своевременное доведение прогностической информации до потребителей и, в первую очередь, населения.
В мире существуют системы оповещения, которые способны предупредить о стихийных бедствиях за 3-6 дней. Например, в Европе после паводков в бассейнах Эльбы и Дуная в августе 2002 года Еврокомиссия начала разработку и тестирование Европейской системы оповещения о наводнениях (EFAS).
Главная её цель - дополнение существующих национальных систем и раннее оповещение о приближающейся опасности ЧС. Система EFAS дважды в день получает около 70 прогнозов погоды из Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF), от Немецкой службы погоды (DWD) и Метеорологического консорциума, а также результаты наблюдений за погодой и стоком рек, проводимых несколькими европейскими организациями в режиме реального времени. Данные вводятся в систему гидрологического моделирования (LISFLOOD), которая формирует 70 прогнозов развития событий.
Статистические сравнения с прошлыми ЧС позволяют EFAS устанавливать возможность превышения критических для оповещения значений. В этом случае начинается активная рассылка электронных сообщений с предупреждением о паводке и вероятности наводнения национальным гидрологическим службам. В настоящее время EFAS охватывает Европу до 30 градусов восточной долготы, включая Финляндию, государства Балтии и Республику Молдову.
Рассмотрим, как в настоящее время устроена система информирования населения об угрозе возникновения ЧС вследствие ЧС (рис. 1).
Рис. 1. Существующая модель информирования населения, служб взаимодействия и подчиненных подразделений о ЧС
Порядок информирования населения, служб взаимодействия и подчиненных подразделений о неблагоприятных явлениях:
1 этап: Предупреждение о неблагоприятных явлениях передаётся от федерального государственного бюджетного учреждения «Крымское управление по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды» (далее- гидрометцентр) в оперативно-дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Крым (далее ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым).
Недостаток: Если неблагоприятные явления прогнозируется только на одном метеопосту, то гидрометцентр передает информацию о непогоде по всему Крыму.
2 этап: Согласование с руководством ГУ МЧС России по Республике Крым необходимость передачи и содержание предупреждения населению, службам взаимодействия и подчинённым подразделениям.
Недостаток: согласование о необходимости информирования населения и служб взаимодействия происходит с задержкой во времени.
3 этап: Информирование населения о ЧС, вызванных неблагоприятными погодными явлениями.
4 этап: ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым разрабатывает прогноз возникновения ЧС и рекомендации службам взаимодействия и подчинённым подразделениям.
Недостаток: разрабатываются однотипные прогнозы без учета районных особенностей, а также большие временные затраты на подготовку прогноза.
Примечание: 3 и 4 этап проходят одновременно.
5 этап: ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым направляет прогноз возникновения ЧС и рекомендации службам взаимодействия и подчинённым подразделениям
Недостаток: поступают однотипные рекомендации органам местного самоуправления и службам взаимодействия с введением режима повышенной готовности, что не всегда обоснованно.
6 этап: Информирование руководства и служб муниципального района (города).
7 этап: Информирование населения через Единую дежурно-диспетчерскую службу (далее-ЕДДС) муниципального района (города).
Предлагается автоматизировать этот процесс путем создания автоматизированной модели получения, передачи необходимой информации, составления прогноза о возможных ЧС и рекомендаций служб взаимодействия. Это позволит существенно сократить время на оповещение и информирование населения и службы взаимодействия, и поможет руководителям принимать управленческие решения по предупреждению возможных ЧС. (рис. 2).
Рис. 2. Предлагаемая автоматизированная модель информирования населения, служб взаимодействия и подчиненных подразделений о неблагоприятных явлениях
1 этап: Предупреждение о неблагоприятных явлениях автоматически передаётся из гидрометцентра в ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым непосредственно от каждой метеостанции при каждом измерении погодных условий.
Автоматически разрабатывается экстренное предупреждение и рекомендации к действию при данной ситуации по каждому району.
2 этап: Информирование населения о ЧС, вызванных неблагоприятными погодными явлениями.
В связи с тем, что предложенная модель создает текст экстренного оповещения автоматически, это сокращает время информирования населения на 50%.
3 этап: Старший оперативный дежурный ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым на основании прогноза принимает решение на отправку прогноза возникновения ЧС и рекомендаций службам взаимодействия и подчинённым подразделениям
4 этап: ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым направляет прогноз возникновения ЧС и рекомендации службам взаимодействия и подчинённым подразделениям.
Рекомендации органам местного самоуправления и службам взаимодействия поступают оперативно и конкретно для каждого района.
Таблица 1
Сравнительная таблица существующей и предлагаемой автоматизированной модели информирования населения, служб взаимодействия и подчиненных подразделений о неблагоприятных явлениях
Информирование и оповещение населения и служб взаимодействия на территории Республики Крым | |||
Существующая модель | Предлагаемая автоматизированная модель | ||
Номер этапа | Время на проведение, мин | Номер этапа | Время на проведение, мин |
1 | 5-10 | 1 | 1 |
2 | 10-60 | 2 | 15-25 |
3 | 30-50 | 3 | 5 |
4 | 60 | 4 | 5 |
5 | 5-10 |
|
|
6 | 5-20 |
|
|
Итого минимум на информирование населения уходит 45 минут, а руководства и служб муниципального района - 85 минут. Что говорит о неэффективности оперативного управления на территории Республики Крым | Итого минимум на информирование населения уходит 16 минут, а руководства и служб муниципального района 26 минут. Даная модель поможет сократить время информирования оповещения населения в 2-2,5 раза. |
Как видно из приведённого анализа, предлагаемая автоматизированная модель информирования населения, служб взаимодействия и подчиненных подразделений о неблагоприятных явлениях позволяет более качественно, конкретно для каждого района принимать управленческие решения о введении режима повышенной готовности и режима ЧС, сокращает время оповещения и информирования населения и служб взаимодействия в 2-2,5 раза.
Повышение эффективности, оценка которой производится по данным показателям, позволит в зависимости от конкретного случая полностью предотвратить гибель людей, значительно уменьшить материальные потери при возникновении ЧС, обеспечить высокий уровень функциональности объектов жизнеобеспечения населения.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года», ссылка в Интернете: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42753;
2. Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС», ссылка в Интернете: http://docs.cntd.ru/document/902379703;
3. Указ Президента РФ №501 от 16 октября 2019 года «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030года», ссылка в Интернете: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-501-ot-16-oktjabrja-2019-goda-16-10-2019.html;
4. Бережной Д.А., Бутузов С.Ю. Система информирования и оповещения населения при ЧС и крупных пожарах в Республике Крым // Материалы межкафедральной конференции «Проблемы формирования кадрового состава органов государственного и муниципального управления на современном этапе». – 2019. – 9 с. – https://academygps.ru/obshchie-svedeniya-2/novosti-8/2019-3860/11problemy-formirovaniya-kadrovogo-sostava-konferentsiya/