Принятие управленческих решений при отнесении объектов социального обслуживания населения к категориям риска

Managerial decision making on assigning facilities of social service to risk categories

Аннотация: Рассмотрены актуальные особенности принятия управленческих решений по планированию и организации органами государственного пожарного надзора проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах социального обслуживания населения.

Ключевые слова: социальная защита гражданпожарная безопасность объектов социального обслуживания населенияфедеральный государственный пожарный надзорриск-ориентированный подходпериодичность провероккатегория рискауправленческие решения

Автор:Хохлова Алла Юрьевна | Демидов Вячеслав Александрович |

Одной из важнейших целей Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1  . В отношении инвалидов, лиц старшего возраста, детей и некоторых других категорий граждан государственная политика в этом направлении предусматривает их обеспечение равными с другими гражданами «возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права»2  .

Еще в 2014 году на заседании президиума Госсовета по вопросам развития системы социальной защиты пожилых людей Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на важность такой работы: «Мы с вами занимаемся вопросом, который касается напрямую четверти граждан нашей страны, напрямую. Во-первых, это всегда, в любом цивилизованном обществе и государстве, прямой долг государственных и общественных структур – позаботиться о людях такого возраста. Во-вторых – и я хотел бы это подчеркнуть, – это касается не только людей пожилого возраста, это касается всей страны, людей всех возрастных групп. Потому что, когда люди видят, знают, что государство думает о людях пожилого возраста, они по-другому относятся к своей стране, к своему государству, по-другому даже строят свою жизнь, имея в виду, что есть такая надёжная система, как система государственного обеспечения, заботы о людях. И это всегда создаёт такую внутреннюю устойчивость в любой стране, в любом обществе. Для нас это не менее важно, чем для любой другой страны»3  . В своих Посланиях Федеральному Собранию в 2018 – 2020 годах Глава государства регулярно затрагивает эту проблематику.

Оказание постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (ст. 3 [1]) осуществляется организациями (учреждениями) социального обслуживания различных форм собственности.

В числе вопросов, решаемых такими организациями, следует выделить необходимость обеспечения пожарной безопасности используемых объектов защиты, которое значительно усложняется с учетом возрастных, физических психологических и др. особенностей обслуживаемого контингента.

К сожалению, в истории современной России известны трагические пожары на объектах социального обслуживания с массовой гибелью людей, вызвавшие широкий резонанс в обществе. Поэтому обеспечение пожарной безопасности социальных объектов стоит на особом контроле у государства.

В соответствии с приложением к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение о ФГПН) [2] с учетом критериев тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований такие объекта отнесены к категориям чрезвычайно высокого (объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, за исключением многоквартирных жилых домов), высокого (объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания людей в ночное время, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска) и значительного (объекты, предназначенные для временного пребывания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, за исключением объектов, отнесенных к категории высокого риска) рисков. В зависимости от присвоенной категории риска плановые проверки соблюдения требований пожарной безопасности объектов социального обслуживания организуются и проводятся органами государственного пожарного надзора соответственно один раз в год, один раз в 2 года и один раз в 3 года.

Дифференциация объектов по категориям риска с установлением особой периодичности проверок обусловлена положениями действующего законодательства РФ в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – ГК(Н)) и муниципального контроля [3], которым с 2015 года установлено понятие риск-ориентированного подхода: «Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ГК(Н), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности» (ст. 8.1 [3]).

Такой подход, по мнению законодателя, может позволить оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы, задействованные при осуществлении ГК(Н), снизить издержки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повысить результативность деятельности органов ГКН. Несомненно, это значимые цели, однако, увеличение периодичности (один раз в 2 или 3 года) плановых проверок выполнения организациями социальной защиты требований пожарной безопасности, может отрицательным образом влиять на состояние систем обеспечения пожарной безопасности используемых ими объектов защиты.

Ситуация может усугубиться в 2021 году, когда вступит в силу новая редакция Положения о ФГПН с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1662 [4], в соответствии которой устанавливается порядок и изменяются критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска.

Так за категорию риска принимается новый показатель - уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара (Кг.т.), для установления которого необходимо определение соотношения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты (QC) над величиной допустимого риска негативных последствий пожара (QCдоп) (п. 7. [4]):

Кг.т. = QC / QCдоп (1)

Ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты в течение года предлагается определять по формуле (п. п. 4 – 6 [4]):

QC=PUC=MПTMоб(MГ+MT)MП (2)

Для определения допустимого риска негативных последствий пожаров используется формула (п. 3 [4]):

QCдоп=DдопNнасNоб(NГ+NТ)NГ (3)

где Dдоп - величина индивидуального пожарного риска воздействия критических значений опасных факторов пожара на человека на объекте защиты (принимается равной 1·10-6 1/год согласно [5]). Остальные показатели, установленные [4] и входящие в формулы (2) и (3) представлены в таблице 1.

Используя сведения единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий (Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2019), а также статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/folder/12781, Витрина статистических данных - https://showdata.gks.ru/report/278928/), произведен пробный расчет показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара. При этом, ввиду отсутствия некоторых данных, авторы используют следующие допущения: количество травмированных людей (NТ) принято равным количеству погибших на пожарах, количество объектов защиты – зданий здравоохранения и социального обслуживания (Моб) – принято равным 10000, общее количество объектов защиты в Российской Федерации в период проведения ежегодного мониторинга Nоб – принято равным 5 млн. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты определения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара для группы объектов «Здания здравоохранения и социального обслуживания населения»

Показатель

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

МГ - количество погибших при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга, чел.

9

26

2

1

1

МТ - количество травмированных при пожарах людей на объектах защиты, однородных по видам экономической деятельностью и классам функциональной пожарной опасности в период проведения ежегодного мониторинга, чел.

9

26

2

1

1

МП - количество пожаров, происшедших на объектах защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга

192

171

153

164

211

UC - социальный ущерб по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, возникший в период проведения ежегодного мониторинга

0,0938

0,3041

0,0261

0,0122

0,0095

Моб - количество объектов защиты в соответствующей группе в период проведения ежегодного мониторинга

10000

10000

10000

10000

10000

P - вероятность возникновения пожаров в период проведения ежегодного мониторинга по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности

0,0192

0,0171

0,0153

0,0164

0,0211

QC - ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты в течение года

0,0018

0,0052

0,0004

0,0002

0,0002

Nнас - Численность населения в Российской Федерации, чел.

146090613

146405999

146674541

146842401

146830575

QСдоп - Допустимый риск негативных последствий пожаров

5,84E-05

5,86E-05

5,87E-05

5,87E-05

5,87E-05

Кг.т. - показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров

30,80

88,79

6,82

3,41

3,41

Как следует из результатов пробного расчета, показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров Кг.т. достигает максимальных значений при значительных количествах погибших при пожарах людей (МГ), что логично, и наоборот. В зависимости от значения этого показателя определяются уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара

Диапазон значений Кг.т.

Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара

Больше или равно 100

Чрезвычайно высокий

От 45 до 100

Высокий

От 20 до 45

Значительный

От 9 до 20

Средний

От 4 до 9

Умеренный

От 0 до 9

Низкий

Несомненно, эти результаты будут скорректированы в официальных расчетах, обязанность по проведению которых возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (п. 9 [4]). Однако, при сохранении порядка полученных значений возможна парадоксальная ситуация, при которой объекты социального обслуживания будут отнесены к категории умеренного (2016 г.) или низкого (2017 г. и 2018 г.) или рисков. В первом случае периодичность их проверок органами ГПН должна быть определена как «не чаще чем один раз в 6 лет», а во втором случае плановые проверки вообще «не проводятся» (п. 21 [2]). Таким образом, на основании весьма «неплохих» статистических показателей по пожарам на объектах здравоохранения и социального обслуживания населения, такие объекты могут полностью выпасть из сферы внимания органов ГПН.

Готово ли наше общество принять такой порядок, согласиться с такими управленческими решениями? Так ли уж важно снижать издержки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за счет минимизации количества надзорных мероприятий на объектах социального обслуживания, пожары на которых могут привести к чрезвычайно негативным последствиям? Отрицательный ответ очевиден.

С учетом вышеизложенного предлагается безусловно относить объекты социального обслуживания, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, к категории чрезвычайно высокого риска, что позволит органам ГПН ежегодно контролировать их противопожарное состояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 (ред. от 09.10.2019) "О федеральном государственном пожарном надзоре" (вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре"). – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения – 12.10.2020).
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  4. Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1662 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре". – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).
  5. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).

PAGE \* MERGEFORMAT2

1   Конституция Российской Федерации. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2   Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2020).

3   Владимир Путин: Старшее поколение может внести свой позитивный вклад в развитие России. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2014/08/06/ (дата обращения: 17.10.2020).