Пожарная обстановка во Вьетнаме за последние годы и меры по профилактике пожаров

Fire situation in Vietnam in recent years and fire prevention measures

Аннотация: Рассматривается пожарная обстановка во Вьетнаме, сложившаяся за последние 10 лет. Определены и приведены значения интегральных (территориальных) пожарных рисков, характеризующих число пожаров и их последствия. Представлены основные направления по снижению значений интегральных пожарных рисков во Вьетнаме.

Ключевые слова: пожарная охранапожарные рискипожарная профилактикапожарная безопасностьпожарная обстановка

Автор:Фам Куок Хынг | Соколов Сергей Викторович |

С развитием урбанизации Вьетнам растёт очень быстрыми темпами, что нередко ведёт к бессистемному градостроительному развитию и риску различных деструктивных событий. Было построено много населённых пунктов, многоэтажных строительных комплексов для строительства которых использовались различные виды горючих материалов. Это означает, что опасность пожара (особенно большого пожара, причиняющего серьезный ущерб) также возрастает.

За последнее время во Вьетнаме наряду с разносторонним развитием рыночной экономики ситуация с пожарами и взрывами очень усложнилась. Помимо факторов, положительно влияющими на пожарную обстановку, существует множество факторов, отрицательно влияющих на пожарную безопасность.

Согласно статистике Главного управления пожарной охраны и аварийно-спасательных служб за 10 лет (2010-2019 гг.), во Вьетнаме зарегистрировано 28744 пожаров, произошедших в различных видах зданий и сооружений, на этих пожарах погибло 789 чел. и 1854 чел. травмировано. Ущерб составил около 594,6 млн долларов. Также произошло 3027 лесных пожаров, уничтоживших 16279 гектаров леса [3].

В среднем регионе Вьетнама ежегодно происходит около 3000 пожаров, при которых погибает примерно 80 чел. и 200 чел. травмируется, а ущерб составляет около 60 млн долларов. В среднем в день происходит 8 пожаров, в результате чего наносится материальный ущерб на сумму около 0,16 млн долларов. Каждые 5 дней 1 человек погибает и каждые 2 дня 1 человек травмируется. Ущерб от пожаров и взрывов в крупных городах и провинциях с развитой промышленностью и городскими зонами составляет более 70 % от общего ущерба.

Если включить косвенный ущерб (остановка производств и бизнеса), общий ущерб может увеличиться во много раз.

Согласно статистике и анализу пожаров, произошедших во Вьетнаме за последние 10 лет, было установлено, что основной причиной их возникновения является неосторожное обращение с огнём (при приготовлении пищи, использовании огня, электрического оборудования, топлива, газа и т.д.). С этой причиной связано 55 % случаев от общего количества пожаров. Второй важной причиной возникновения пожаров являются техногенные причины, на них приходится 28 % от общего числа пожаров. Третьей причиной возникновения пожаров во Вьетнаме являются иные причины, на которые приходится 6 % от общего числа пожаров. Четвёртой причиной возникновения пожаров во Вьетнаме являются умышленные поджоги, на которые приходится 5 % от общего числа пожаров. Цели поджога часто являются личными (например, получить страховое возмещение). В других случаях виновниками являются психически ненормальные люди, пьяные или дети, которые играют с огнём. Пятой причиной возникновения пожаров являются нарушения правил пожарной безопасности, на них приходится 4 % от общего числа пожаров. Ещё одной причиной возникновения пожара по классификации Главного управления противопожарной и аварийно-спасательной службы Вьетнама являются стихийные бедствия. Они составили 2 % от общего числа пожаров.

Для более ясной картины обстановки с пожарами во Вьетнаме автор настоящего исследования использовал теорию интегральных (территориальных) пожарных рисков. К основным интегральным пожарным рискам (далее пожарным рискам) можно относить следующие [4]:

1) риск R1 для человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени. Этот риск измеряется в единицах: [Пожар чел.  год ].

2) риск R2 для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой). Единица измерения этого риска имеет вид: [ Жертва пожаров ].

3) риск R3 для человека погибнуть от пожара за единицу времени измеряется следующим образом: [ Жертвачел.год ].

Эти риски связаны соотношением: R3 = R1 · R2.

Риск R1 характеризует возможность реализации пожарной опасности, а риски R2 и R3отражают последствия этой реализации.

Так же были рассмотрены риски травмирования людей при пожарах:

1) риск R4 для человека травмироваться при пожаре [ Травмапожар ];

2) риск R5 для человека травмироваться от пожара в течение года [ Травмачел.год ].

Интегральные риски характеризуют комплекс опасностей, угрожающих таким большим и сложным объектам защиты как города, регионы, страны, включающим в себя как элементы здания, сооружения, различные предприятия, транспортные сети и т.д., то есть они аккумулируют все локальные риски.

В табл. 1 представлены результаты расчётов пожарных рисков во Вьетнаме за 2010-2019 гг.


 

Таблица 1

Пожарные риски во Вьетнаме за 2010-2019 гг.

Пожарные
 
риски

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

R1

[ Пожар106 чел.год ]

25,2

19,7

21,1

28,7

25,7

29,9

31,8

42,7

43,6

39,4

R2

[ Жертва102 пожар ]

2,7

4,3

3,8

2,3

3,8

2,2

3,3

2,4

2,2

2,2

R3

[ Жертва106 чел.год ]

0,7

0,8

0,8

0,7

1

0,7

1

1

0,9

0,9

R4

[ Травма102 пожаров ]

5,65

11,86

10,65

6,86

6,02

4,87

6,62

4,42

6,31

5,67

R5

[ Травма106 чел.год ]

2,03

2,40

1,50

2,17

1,55

2,83

1,91

2,13

2,17

1,31

Исходя из проведённого анализа был определён ряд направлений по снижению пожарных рисков на территории Вьетнама:

1. Пожарная охрана должна взять на себя инициативу, разработать решения и стратегии по пожарной безопасности, особенно для ключевых секторов и сфер экономики, на этой основе активно рекомендовать партийным комитетам и органам власти организовывать надлежащее выполнение противопожарных требований.

2. Синхронизировать системы стандартов и технических регламентов по пожарной безопасности, создание прочной правовой основы в организации и работе пожарной охраны. Это будет способствовать повышению эффективности государственного управления в области предотвращения пожаров, борьбы с пожарами.

3. Обновление и повышение качества правовой пропаганды и просвещения, знаний о пожарной безопасности. Открытие специальных страниц и колонок в газетах, на радио и телевидении, распространение справочников и листовок среди всех домохозяйств и сотрудников с целью повышения уровня знаний, осведомлённости и ответственности всего общества по противопожарной деятельности и аварийно-спасательной работе. Включить распространение знаний и навыков в области пожарной безопасности в учебные программы и внеклассные мероприятия в школах и образовательных учреждениях.

4. Укрепление государственного управления пожарной безопасностью для повышения эффективности пожарной безопасности. Разработать стратегию предотвращения пожаров, тушения пожаров, особенно для ключевых национальных территорий, заводов, городских территорий, промышленных и коммерческих зон с риском возникновения пожара, высокий взрыв.

5. Активизирование социализации работы по пожарной безопасности, поощряющую организации и отдельных лиц к активному участию в создании и развитии инфраструктуры, техники, сил и средств пожарной безопасности и пожаротушения. При условии, что финансирование мероприятий по предотвращению пожаров и тушению пожаров из государственного бюджета ограничено, местная пожарная охрана должна активно консультировать и делать предложения провинциальному Народному комитету и городу уделяет внимание инвестированию и закупке оборудования и средств пожаротушения на местности.

6. Усиление подготовки и воспитания личного состава и сотрудников пожарной охраны: повышение профессиональных способностей и научных знаний, ответственности перед своей работой; владение законом, иностранными языками.

Таким образом, выполнение некоторых из вышеперечисленных предложений является важным шагом к повышению эффективности противопожарной деятельности и аварийно-спасательных служб Вьетнама в ближайшее время.

Литература

1. Министерство общественной безопасности (2014 год), Циркуляр № 66/2014/ Циркуляр – МОБ от 16/12/2014, в котором подробно изложены некоторые положения декрета №79/2014/ Декрет Правительства от 31/7/2014. Детализация реализации ряда статей Закона о Пожарной Безопасности и Закона о внесении изменений и дополнений в ряд статей закона о Пожарной Безопасности.

2. Правительство (2014 год), Указ №79/2014/декрет – Правительства от 31 июля 2014 года, в котором подробно изложено выполнение ряда статей Закона о Пожарной Безопасности и Закона о внесении изменений и дополнений в ряд статей закона о Пожарной Безопасности. Национальное собрание (2001 год), Закон Пожарной Безопасности.

3. Обобщённый отчёт о 10 годах реализации Закона по пожарной безопасности (2010-2019) Правительства Социалистической Республики Вьетнам.

4. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Клепко Е.А. и др. Пожарные риски. Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. 65 с.