Алгоритм прогнозирования численности дознавателей Федерального Государственного пожарного надзора

Algorithm for forecasting the number of inspectors of the Federal State Fire Supervision

Аннотация: Предложен новый метод определения численности дознавателей МЧС России в обязанности которых входит расследование пожаров на основе многофакторного подхода с применением имитационного моделирования оптимальных границ территории обслуживания. Разработан алгоритм методики прогнозирования оптимального количества дознавателей МЧС России районных подразделений Федерального Государственного пожарного надзора.

Ключевые слова: управление численностью, территория обслуживания сотрудника ФГПН, оптимальная численность дознавателей, пожар, расследование пожаров, алгоритм

Автор:Карпов Сергей Юрьевич |

В

Эффективность управления любого государственного надзорного органа рассматривается в совокупности с многими факторами, но при этом на практике, в основном с целью оптимизации и улучшения управления, модернизации подвергается именно структурно-штатная численность.
 
При формировании штатной численности всегда возникает вопрос о необходимом и эффективном количестве сотрудников для решения поставленных задач (возложенных функций), а также способах и методах их численного обоснования.

В системе МЧС России одной из государственных функций является производство расследований по делам о пожарах. Должностные лица Федерального Государственного пожарного надзора проводят в соответствии с ФЗ №691  и уголовно-процессуальным законодательством (УПК РФ2  
 
и УК РФ3  ) дознание по делам о пожарах и осуществляют организацию данной деятельности по территориальному признаку. Расследование пожаров в МЧС России осуществляют сотрудники Федерального государственного пожарного надзора (ФГПН), деятельность которых регламентирована в том числе положениями ФЗ 1414  . Главным управленческим структурным элементом органа дознания МЧС России, непосредственно осуществляющим организацию деятельности, является департамент надзорной деятельности и профилактической работы. Территориальные (районные, межрайонные) подразделения ФГПН входят в состав управлений надзорной деятельности и профилактической работы (УНДиПР) региональных главков,
 
в них определены штатные должности дознавателя, старшего дознавателя. Как правило, должности начальника (заместителя начальника) отделения дознания, а также начальника (заместителя начальника) отдела дознания определены в УНДиПР и крупных городах. Координацию и управление деятельностью по расследованию пожаров в главных управлениях МЧС
 
по субъектам РФ осуществляет руководство УНДиПР, а в частности, заместитель начальника управления – начальник отдела дознания, который
 
в большинстве случаев выполняет функцию начальника подразделения
 
дознания.

Сложная структура управления имеет свои минусы в части достижения результативности и эффективности при расследовании пожаров.
 
Специфика работы дознавателя существенно отличается от работы инспектора, что в свою очередь создаёт ряд коллизий правового и организационного характера при осуществлении деятельности в составе территориального подразделения ФГПН и является одной из проблем при определении количества дознавателей. Связано это с тем, что многие дознаватели, преимущественно в сельской местности и небольших городах, наделены полномочиями инспектора Государственного пожарного надзора и осуществляют помимо расследования пожаров мероприятия по контролю
 
за выполнением требований пожарной безопасности. С учётом многочисленных задач, дознаватель в МЧС России в рамках своих служебных обязанностей выполняет и иные функции, не связанные с его прямыми обязанностями по должности. Данные обстоятельства приводят к перегрузке дознавателя, уменьшению рабочего времени на расследование пожаров, снижению профессиональных качеств и результативности. Соответственно, при определении оптимальной численности дознавателей территориальных органов ФГПН необходимо учитывать множество факторов, которые включают в себя правовые, организационные, территориальные
 
и иные аспекты деятельности дознавателя при расследовании пожаров.
 
Проведённая научно-исследовательская работа [2-4], позволила разработать новый метод (подход) для определения оптимальной численности дознавателей МЧС России с учётом многофакторных критериев. Его можно назвать так: "расчётно-аналитический метод определения оптимальной численности дознавателей МЧС России на основе качественных и количественных показателей деятельности с применением имитационного моделирования". На основе данного метода предложен общий алгоритм методики определения оптимального количества дознавателей МЧС России,
 
в обязанности которых входит расследование пожаров (рис. 1).

На начальном этапе, перед определением численности дознавателей в территориальных подразделениях ФГПН, необходимо учесть следующее:

1. нормативным документом должны быть введены квалификационные требования к уровню образования и компетенции сотрудника, претендующего на должность дознавателя, старшего дознавателя, начальника
 
отдела (отделения) дознания;

2. Нормативным документом должна быть определена примерная нагрузка на одного дознавателя (старшего дознавателя) по количеству проверок по факту пожаров, по количеству проверок по факту загораний, по количеству уголовных дел в производстве дознавателя в течение года
 
с учётом территориальных особенностей;

3. количество сотрудников отдела дознания УНДиПР должно формироваться с учётом возможности командирования дознавателей отдела
 
в территориальные подразделения ФГПН, где происходит значительный рост пожаров и загораний на подконтрольной территории относительно прогнозируемого количества или при иных обстоятельствах, необходимых для качественного расследования пожаров и обеспечения разумного срока производства по делу.


 

 

Рис. 1. Блок-схема общего алгоритма прогнозирования оптимальной численности
 
дознавателей территориальных подразделений ФГПН

Для территориально крупных регионов необходимо создание "кустового" отделения (отделений) дознания на базе районного отдела ФГПН
 
с наилучшим местом расположения относительно других территориальных подразделений (как правило, в центре), а также на расстоянии, позволяющем дознавателю соседнего района доехать до "кустового" отдела в течение 3-3,5 часов. Это решение позволит осуществлять более качественное управление и контроль деятельности дознавателей соседних территорий, оказывать помощь по расследованию сложных пожаров, выполнять функции начальника подразделения дознания. Данная инициатива также позволит решить правовые коллизии, связанные с заинтересованностью начальника органа дознания как главного инспектора государственного пожарного надзора (начальник отдела ФГПН) при обнаружении дознавателем
 
в ходе расследования пожара признаков преступления связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.

Предложенная в алгоритме концепция расчётно-аналитического метода определения численности дознавателей с элементами имитационного моделирования позволяет сбалансировано подойти к формированию структурно-штатной численности территориальных (районных и межрайонных) подразделений ФГПН в субъектах РФ. При оптимальной штатно-структурной численности органа дознания это позволит сэкономить бюджетные средства.

При определении оптимальной численности дознавателей территориальных подразделений ФГПН важными являются временные факторы, которое необходимо учитывать. Оперативность, разумный срок расследования, а также продолжительность трудового днядолжны быть определяющими при установлении оптимальных территориальных границ обслуживания дознавателя ФГПН. В свою очередь, при определении численности нужно учитывать трудозатраты на расследование пожаров или загораний, то есть определять допустимую нагрузку на дознавателя в течение года, с учётом особенностей обслуживаемой территории, опыта и квалификации сотрудника. Перегрузка сотрудника приводит к снижению качества расследования и результативности работы в целом. Поэтому использование расчётно-аналитического метода определения численности дознавателей по территориальному признаку позволит сбалансировано соотнести множество факторов с учётом особенностей транспортной инфраструктуры обслуживаемого района и повысит результативность и эффективность в деятельности по расследованию пожаров.


 

Литература

1. Имитационное моделирование в проектах ИТС: учебное пособие / С.В. Жанказиев, А.И. Воробьев, А.В. Шадрин, М.В. Гаврилюк; под ред. д-ра техн. наук, проф. С.В. Жанказиева. – М.: МАДИ, 2016. – 92 с.

2. Карпов С.Ю., Определение факторов и критериев оценки деятельности дознавателя МЧС России на основе экспертного метода. Технологии техносферной безопасности. 2019. № 4 (86). С. 87-95.

3. Карпов С.Ю. Особенности организации и управления деятельностью по расследованию пожаров в рамках реформирования Федерального Государственного пожарного надзора МЧС РФ. Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2019. № 4. С. 22-27.

4. Карпов С.Ю., Прус Ю.В. Модель прогнозирования продолжительности сбора первоначальной информации на месте пожара функцией Кобба-Дугласа. Технологии техносферной безопасности. 2020. № 1 (87). С. 93-106.

5. А.В. Матюшин, А.А. Порошин, Е.А. Матюшина, Нормативно-аналитический метод расчётного определения необходимой численности дознавателей по делам о пожарах. Журнал "Пожарная безопасность" (ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ), №2 -2019 года. стр. 62-77.

  3 

1   Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

2   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

3   Уголовный кодекс Российской Федерации

4   Федеральный закон от 23 мая 2016 г. 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"