Опыт подготовки курсантов Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России к должности начальника караула

Experience in training cadets of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia for the position of chief of the guard

Аннотация: Представлен опыт подготовки курсантов к должности начальника караула. Подготовка обучаемых направлена на формирование знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств для выполнения профессиональных задач в области аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Подготовка, которая носит комплексный характер, включает обучение по специальным и факультативным дисциплинам основной образовательной программы специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, прохождение учебных и производственной практик, профессиональное обучение по программе подготовки пожарного и реализацию новой методики практической подготовки.

Ключевые слова: комплексная подготовка курсантовначальник карауладисциплиныпрактикипрофессиональное обучениепрактический пожарный тест

Автор:Булгаков Владислав Васильевич |

Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Более 60 % выпускников направляется после окончания вузов для службы в должности начальника караула, который непосредственно организует и осуществляет боевые действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Начальник караула помимо теоретических знаний, практических умений и навыков должен обладать физическими и психологическими качествами, позволяющими в условиях воздействия опасных факторов пожара выполнять профессиональные задачи [1 - 3].

Для подготовки курсантов к должности начальника караула в течении периода обучения изучаются различные дисциплины, позволяющие сформировать знания, практические умения и навыки, физические и психологические качества для организации и проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Например, в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – академия) по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, изучаются дисциплины «планирование и организация тушения пожаров», «пожарная тактика», «пожарно-спасательная подготовка», «организация и ведение аварийно-спасательных работ», «специальная профессиональная и прикладная подготовка», «поисково-спасательные работы» в объеме 650 часов для непосредственной теоретической и практической работы с курсантами в аудитории или на учебно-полигонной базе. Имеющийся объем учебного времени требует для реализации качественной подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения повышения эффективности учебных занятий за счет применения новых форм подготовки и методик практических занятий.

Для выполнения этой задачи в академии организовано профессиональное обучение курсантов по программе подготовки пожарного для получения курсантами базовых знаний, практических умений и навыков выполнения работ в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, часть которой реализуется на базе специальных дисциплин основной образовательной программы ввиду ограниченности бюджета учебного времени [4, с.268].

В рамках основной образовательной программы реализуются учебная и производственная практики в объеме 160 ч, которые направлены на формирование знаний, практических умений и навыков, профессионального опыта в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Учебная практика «получение первичных профессиональных умений и навыков (в должности пожарного пожарно-спасательной части)» в объеме 62 часа, предусматривает суточное дежурство в составе караулов учебной пожарно-спасательной части академии. Производственная практика «получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности командира отделения пожарно-спасательной части)» в объеме 62 ч, и учебная практика «получение первичных профессиональных умений и навыков (в должности начальника караула пожарно-спасательной части)» в объеме 36 ч, предусматривают суточные дежурства в составе действующих караулов в практических подразделениях Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Учебные и производственная практики позволяют курсантам получать опыт несения службы и ликвидации реальных пожаров в роли различных должностных лиц караула, что обеспечивает формирование профессиональной направленности обучения и мотивации к овладению знаниями, практическими умениями и навыками в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Для повышения уровня подготовки в области пожаротушения в рамках основной образовательной программы введен факультатив «пожаротушение» в объеме 216 часов, который реализуется на 2, 3 и 4 годах обучения. Факультатив «пожаротушение» предусматривает только практические занятия, которые проводятся на учебно-полигонной базе академии. В рамках факультатива курсанты получают практические умения и навыки работы с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательным инструментом, получают навыки работы на высоте и в условиях ограниченного пространства и видимости, получают опыт работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.

Для повышения эффективности практической подготовки и повышения уровня интенсивности практических занятий как в рамках факультатива «пожаротушение», так и специальных дисциплин основной образовательной программы, разработана и внедрена многоуровневая модульная система практической подготовки, реализуемая в форме практического пожарного теста [5, с.126]. Практический пожарный тест применяется в том числе для оценки практической подготовленности курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения и проводится не менее 1 раза в семестр на каждом году обучения. Итоговый практический пожарный тест проводится на выпускном курсе для допуска курсантов к Государственной итоговой аттестации и позволяет оценить уровень сформированности знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств выпускников.

Таким образом, общее количество часов предназначенных для теоретической и практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в течении всего периода обучения, составляющего 5 лет, составляет 1026 часов или 17% от общего количества часов основной образовательной программы по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность. Комплексный подход к обучению, включающий в рамках основной образовательной программы изучение специальных дисциплин и факультатива, прохождение курсантами учебных и производственной практик, профессиональное обучение по программе подготовки пожарного и реализация на практических занятиях новой методики практической подготовки, позволяют повысить уровень знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств выпускников академии для обеспечения их высокой готовности к профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Список литературы:

1. Кузнецов А.А., Набойченко Е.С. Методики формирования и качественные модели сформированности психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 83-87.

2. Булгаков В.В. Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). С. 105-120.

3. Карапузиков А.А. Из опыта работы по подготовке курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях // Мир педагогики и психологии. 2018. № 10 (27). С. 115-121.

4. Малый И.А., Булгаков В.В. Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 266-270.

5. Булгаков В.В. Практический пожарный тест: новая форма подготовки в области пожаротушения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 124-131.