Experience in training cadets of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia for the position of chief of the guard
Аннотация: Представлен опыт подготовки курсантов к должности начальника караула. Подготовка обучаемых направлена на формирование знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств для выполнения профессиональных задач в области аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Подготовка, которая носит комплексный характер, включает обучение по специальным и факультативным дисциплинам основной образовательной программы специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, прохождение учебных и производственной практик, профессиональное обучение по программе подготовки пожарного и реализацию новой методики практической подготовки.
Ключевые слова: комплексная подготовка курсантовначальник карауладисциплиныпрактикипрофессиональное обучениепрактический пожарный тест
Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Более 60 % выпускников направляется после окончания вузов для службы в должности начальника караула, который непосредственно организует и осуществляет боевые действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Начальник караула помимо теоретических знаний, практических умений и навыков должен обладать физическими и психологическими качествами, позволяющими в условиях воздействия опасных факторов пожара выполнять профессиональные задачи [1 - 3].
Для подготовки курсантов к должности начальника караула в течении периода обучения изучаются различные дисциплины, позволяющие сформировать знания, практические умения и навыки, физические и психологические качества для организации и проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Например, в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – академия) по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, изучаются дисциплины «планирование и организация тушения пожаров», «пожарная тактика», «пожарно-спасательная подготовка», «организация и ведение аварийно-спасательных работ», «специальная профессиональная и прикладная подготовка», «поисково-спасательные работы» в объеме 650 часов для непосредственной теоретической и практической работы с курсантами в аудитории или на учебно-полигонной базе. Имеющийся объем учебного времени требует для реализации качественной подготовки в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения повышения эффективности учебных занятий за счет применения новых форм подготовки и методик практических занятий.
Для выполнения этой задачи в академии организовано профессиональное обучение курсантов по программе подготовки пожарного для получения курсантами базовых знаний, практических умений и навыков выполнения работ в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения, часть которой реализуется на базе специальных дисциплин основной образовательной программы ввиду ограниченности бюджета учебного времени [4, с.268].
В рамках основной образовательной программы реализуются учебная и производственная практики в объеме 160 ч, которые направлены на формирование знаний, практических умений и навыков, профессионального опыта в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.
Учебная практика «получение первичных профессиональных умений и навыков (в должности пожарного пожарно-спасательной части)» в объеме 62 часа, предусматривает суточное дежурство в составе караулов учебной пожарно-спасательной части академии. Производственная практика «получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в должности командира отделения пожарно-спасательной части)» в объеме 62 ч, и учебная практика «получение первичных профессиональных умений и навыков (в должности начальника караула пожарно-спасательной части)» в объеме 36 ч, предусматривают суточные дежурства в составе действующих караулов в практических подразделениях Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Учебные и производственная практики позволяют курсантам получать опыт несения службы и ликвидации реальных пожаров в роли различных должностных лиц караула, что обеспечивает формирование профессиональной направленности обучения и мотивации к овладению знаниями, практическими умениями и навыками в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.
Для повышения уровня подготовки в области пожаротушения в рамках основной образовательной программы введен факультатив «пожаротушение» в объеме 216 часов, который реализуется на 2, 3 и 4 годах обучения. Факультатив «пожаротушение» предусматривает только практические занятия, которые проводятся на учебно-полигонной базе академии. В рамках факультатива курсанты получают практические умения и навыки работы с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательным инструментом, получают навыки работы на высоте и в условиях ограниченного пространства и видимости, получают опыт работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
Для повышения эффективности практической подготовки и повышения уровня интенсивности практических занятий как в рамках факультатива «пожаротушение», так и специальных дисциплин основной образовательной программы, разработана и внедрена многоуровневая модульная система практической подготовки, реализуемая в форме практического пожарного теста [5, с.126]. Практический пожарный тест применяется в том числе для оценки практической подготовленности курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения и проводится не менее 1 раза в семестр на каждом году обучения. Итоговый практический пожарный тест проводится на выпускном курсе для допуска курсантов к Государственной итоговой аттестации и позволяет оценить уровень сформированности знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств выпускников.
Таким образом, общее количество часов предназначенных для теоретической и практической подготовки курсантов в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в течении всего периода обучения, составляющего 5 лет, составляет 1026 часов или 17% от общего количества часов основной образовательной программы по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность. Комплексный подход к обучению, включающий в рамках основной образовательной программы изучение специальных дисциплин и факультатива, прохождение курсантами учебных и производственной практик, профессиональное обучение по программе подготовки пожарного и реализация на практических занятиях новой методики практической подготовки, позволяют повысить уровень знаний, практических умений и навыков, физических и психологических качеств выпускников академии для обеспечения их высокой готовности к профессиональной деятельности в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.
Список литературы:
1. Кузнецов А.А., Набойченко Е.С. Методики формирования и качественные модели сформированности психологических детерминант стрессоустойчивости курсантов высшей школы МЧС // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 83-87.
2. Булгаков В.В. Формирование профессиональных умений и навыков, физических и психологических качеств пожарных // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 3 (60). С. 105-120.
3. Карапузиков А.А. Из опыта работы по подготовке курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях // Мир педагогики и психологии. 2018. № 10 (27). С. 115-121.
4. Малый И.А., Булгаков В.В. Обобщенный опыт контекстной подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях МЧС России: организация, особенности подготовки и перспективы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 266-270.
5. Булгаков В.В. Практический пожарный тест: новая форма подготовки в области пожаротушения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 124-131.