Учебный автоматизированный программно-методический комплекс экономических расчётов в области пожарной безопасности

Automated training software and methological complex economic calculations in the field of fire safety

Аннотация: Разработан и используется по различным направлениям обучения на кафедре управления и экономики Академии ГПС МЧС России учебный автоматизированный программно-методический комплекс экономических расчетов в области пожарной безопасности.

Ключевые слова: JavaScript-программаобучениепожарная безопасностьэкономические расчетыИнтернет.

Автор:Соболев Николай Николаевич | Кузнецова Екатерина Сергеевна | Соловьева Татьяна Николаевна |

На кафедре управления и экономики Академии ГПС МЧС РФ разработаны компьютерная технология [1] и Интернет-технология [2], предназначенные для генерации и выдачи программным путем по запросам обучающихся индивидуальных вариантов исходных данных, а преподавателю – контрольных результатов выполнения заданий расчетного характера. Разработанные технологии использовались при создании учебных автоматизированных программно-методических комплексов по обработке статистических данных [3], а также по финансовым расчетам [4].

В настоящей работе на основе указанных технологий построен автоматизированный комплекс «Экономика-ПБ» для обучения экономическим расчетам в области пожарной безопасности, в которых исходные данные и результаты экономических расчетов представляются как количественные (числовые) и качественные (атрибутивные) значения изучаемых характеристик для некоего объекта (юридического лица).

В состав комплекса входят следующие компоненты:

1. Учебные задания по экономическим расчетам в области пожарной безопасности, а также методические указания по их выполнению, включенные в практикум [5]. Задания объединены в следующие тематические комплекты: «Экономический ущерб от пожаров» и «Экономическая эффективность капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности».

Комплект заданий по теме «Экономический ущерб от пожаров» предусматривает проведение следующих расчетов:

 определение прямого ущерба от пожара (задания 1 и 2);

 определение косвенного ущерба от пожара (задание 3);

 определение среднегодового ущерба от пожаров (задание 4);

 определение среднегодового ущерба от пожара с учетом фактора времени (задание 5).

Комплект заданий по теме «Экономическая эффективность капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности» предусматривает проведение следующих расчетов:

 определение лучшего варианта реализации затрат на противопожарные мероприятия (задание 1);

 определение лучшего варианта реализации затрат на противопожарные мероприятия за нормативный период (задание 2);

 расчет годового экономического эффекта от внедрения системы противопожарной защиты (задание 3).

2. Компьютерная программа на языке JavaScript, обеспечивающая реализацию Интернет-технологии [2]. Программный код внедрен в HTML5-код Web-страниц, размещаемых в памяти компьютера [1] или на Web-сайте в Интернете [2], и выполняется при загрузке страниц в браузер, позволяя добавить в них интерактивность. Результаты выполнения программного кода представляются в визуальной форме на экране монитора и могут быть распечатаны на бумажном носителе.

Разработанная компьютерная программа состоит из двух блоков:

 блок автоматизации процесса формирования и выдачи обучающимся заданий с индивидуальными вариантами исходных данных (предусмотрена возможность формирования 100 вариантов данных). Значения характеристик генерируются программно реализованным датчиком случайных чисел как случайные величины с задаваемыми видами функций распределения;

 блок автоматизации процесса расчетов в соответствии с заданиями и выдачи преподавателю контрольных результатов выполнения заданий.

Задания для проведения экономических расчетов и контрольные результаты выполнения заданий формируются компьютерной программой в виде текста, содержащего неизменную часть со вставками, содержащими изменяемые от варианта к варианту числовые значения количественных характеристик, а также вербальные значения качественных характеристик. К некоторым заданиям приложены вспомогательные таблицы, содержащие статистические и нормативные данные.

Размещенная в Интернете на Web-сайте www.sob-nick.narod.ru описываемая компьютерная программа на входе запрашивает двузначный номер индивидуального варианта исходных данных (форма запроса представлена в табл. 1). По номеру варианта при каждом случае обращения к программе можно получить в визуальном или в распечатанном на листе бумаги виде текст заданий с индивидуальным набором исходных данных для выполнения заданий. При этом контрольные результаты выполнения заданий по индивидуальным наборам исходных данных обучающимся не представляются.

Таблица 1

Форма запроса номера индивидуального варианта исходных данных

Выдача заданий с индивидуальным набором исходных данных для выполнения комплекса экономических расчетов в области пожарной безопасности

Вашему вниманию предлагается Инструкция

Задайте первую цифру номера варианта

Задайте вторую цифру номера варианта

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Демо

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Демо

Ввод номера варианта данных

Предусмотрена возможность запроса демонстрационного варианта «Демо» (выделенного в табл. 1), при выборе которого обучающемуся представляется как текст заданий со случайным, повторно не воспроизводящимся набором исходных данных, так и контрольные результаты выполнения заданий, что может оказаться полезным обучающимся для освоения изучаемых методик экономических расчетов.

Преподавателю устанавливается на персональный компьютер Java Script-программа, которая по номеру варианта исходных данных выдает как запрашиваемый комплект заданий с индивидуальным набором исходных данных, так и контрольные результаты выполнения заданий (промежуточные и итоговые), что резко снижает трудоемкость проверки правильности выполнения заданий.

Созданный комплекс «Экономика-ПБ» нашел применение в учебном процессе на кафедре «Управление и экономики ГПС» при проведении практических занятий по дисциплинам (формы обучения: очная и заочная) «Основы организации и экономики» (направление обучения 20.03.01 «Техносферная безопасность», бакалавриат) и «Экономика пожарной безопасности» (направление обучения 20.05.01 «Пожарная безопасность», специалитет).

Реализация программно-методического комплекса «Экономика-ПБ» в учебном процессе (выполнение комплектов заданий по изучаемым темам) направлена на выработку у обучающихся навыков проведения разнообразных расчетов экономического ущерба от пожара и экономической эффективности капитальных вложений в обеспечение пожарной безопасности.

На практических занятиях задания выполняются обучающимися фронтальным методом в соответствии с алгоритмами, описанными в учебно-методическом пособии [5]. В условиях неоднородности учебной группы по уровню подготовки обучающимся предоставляется возможность активно оказывать помощь другим членам группы в форме консультаций.

Как показывает накапливаемый опыт, внедрение программно-методи чес кого комплекса «Экономика-ПБ» в учебный процесс с энтузиазмом встречается обучающимися и преподавателями, так как оно позволяет:

– избавить преподавателя от трудоемкого рутинного процесса формирования многовариантных наборов исходных данных для экономических расчетов в области пожарной безопасности;

– освободить преподавателя от необходимости выдачи исходных данных обучающимся и тем самым высвободить часть аудиторного времени;

сделать более доступным обучающимся процесс получения индивидуального варианта исходных данных для экономических расчетов в области пожарной безопасности (в любое время, в любом месте через Интернет);

– облегчить обучающимся освоение учебного материала за счет возможности проигрывания демонстрационных вариантов выполнения заданий, а также за счет наглядного и доступного представления получаемых результатов экономических расчетов в области пожарной безопасности;

– резко снизить трудоемкость проверки преподавателем правильности выполнения заданий обучающимися.

Учитывая нарабатываемый положительный опыт использования Интернет-технологии, можно признать целесообразным ее дальнейшее развитие и расширение сферы применения в учебном процессе при различных формах обучения для дисциплин, в которых задания для практических занятий, контрольных работ и курсового проектирования имеют расчетный характер.

Литература

1. Соболев Н.Н. Компьютерная технология формирования индивидуальных расчетных заданий в учебном процессе // Материалы 19-й научно-технической конференции «Системы безопасности» – СБ-2010. – М.: АГПС МЧС России, 2010. – С. 270-272.

2. Соболев Н.Н. Интернет-технология формирования индивидуальных учебных заданий и их выполнения // Материалы 22-й научно-технической конференции «Системы безопасности» – СБ-2013. – М.: АГПС МЧС России, 2013. – С. 316-318.

3. Соболев Н.Н. Учебные автоматизированные программно-методические комплексы по обработке статистических данных // Материалы 25-й научно-технической конференции «Системы безопасности» – СБ-2016. – М.: АГПС МЧС России, 2016. – С. 472-475.

4.  Соболев Н.Н., Кузнецова Е.С., Соловьева Т.Н. Учебный автоматизированный программно-методический комплекс финансовых расчётов // Материалы 26-й научно-технической конференции «Системы безопасности – 2017». – М.: Акаде мия ГПС МЧС России, 2017. – С. 402-404.

5. Основы экономики пожарной безопасности. Сборник задач: учеб.-методическое пособие / Е. С. Кузнецова, О.В. Кружкова, Н. Л. Присяжнюк, Т. Н. Соловьева. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. – 161 с.