СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

MASS MEDIA AS A TOOL FOR MANIPULATING PUBLIC CONSCIOUSNESS IN CRISIS SITUATIONS

Аннотация: Особенности формирования информационного поля в условиях чрезвычайных ситуаций. Анализ объективного соотношения между реальным уровнем катастроф и их отображением в информационном пространстве. Механизм работы человека с информацией в условиях ЧС. СМИ - субъект управления состоянием общества. Трансформация и травматизация массового сознания в кризисных ситуациях. Форма представления стрессогенной информации. Экологическая безопасность информационной среды.

Ключевые слова: экологическая безопасность.безопасность

Автор:Хабибулин Ренат Шамильевич |

Современные ЧС порождаются множеством причин, поэтому для выработки эффективных мер по их предупреждению требуются сложные объ

Современные ЧС порождаются множеством причин, поэтому для выработки эффективных мер по их предупреждению требуются сложные объяснительные схемы их возникновения и протекания.

Чрезвычайная ситуация по своей сути – динамичная, деструктивная система с интенсивной положительной обратной связью. Для перевода в иное - стабильное состояние она нуждается во внешнем воздействии компенсаторного характера, где главным объектом являются люди, и, в частности, их морально-психологическое состояние.

Средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного фактора социального управления в условиях ЧС, формирования культуры современной личности, что обусловливает необходимость, как понимания, так и знания компенсаторных (возместительных) ресурсов СМИ. «Под компенсаторным ресурсом понимается свойство СМИ оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние людей, попавших в зону ЧС»[1]. На практике же, все происходит с точностью наоборот. Почему?

Чрезвычайные ситуации в журналистике находятся в том же семантическом поле, что и скандальные происшествия. Происходит это по причине того, что СМИ функционируют в основном в логике модели, которая в коммуникативистике называется моделью резонанс. Созданные по этой логике аналитические и псевдоаналитически сюжеты воссоздают катастрофу, описывая ее во вновь созданном «катастрофическом контексте».

Люди в современной жизни действуют не на основе реальных данных, а предпочитают картину мира, которая складывается у них под воздействием СМИ. Формируя определенное общественное мнение, оказывая влияние на сознание и поведение людей, они изменяют и самого человека.

Но если в условиях нормального функционирования общества для этого требуется относительно долгий период времени, то в условиях чрезвычайных ситуаций перемены в поведении происходят одномоментно, степень влияния массовой коммуникации на психику людей достигает своего апогея.

Последствия такой рефлексии неконструктивного характера очевидны.

Рост критических настроений и даже агрессии по отношению к СМИ во всех слоях показывает, что, с одной стороны, усиливается травматизация массового сознания СМИ, а с другой - активизируется стремление к самозащите, которое выражается в падении доверия к СМИ, а также в попытках определить критерии «экологической безопасности» информационной среды.

Современная медиареальность такова, что информация о ЧС доминирует над освещением всех остальных событий повседневной жизни, формирует зависимость потребителя от подобного рода информации, формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.

Отсутствие равновесного соотношения между реальным уровнем ЧС и характером их отображения в информационном пространстве приводит к тому, что граждане попадают под двойной психологический пресс: самой ситуации, и ее отражением в масс-медиа. СМИ, являясь по сути своей социальным регулятором общества, не способствуют социально-психологической стабильности общества и не выполняют одного из своих главных назначений- психокоррекции массового сознания.

Это требует, с одной стороны, изучения механизмов воздействия СМИ, а с другой - регулирования информационных процессов.

Таким образом, СМИ необходимо рассматривать с одной стороны, как субъект управления состояния обществом, а с другой – как элемент структуры общества, который сам требует управления.

  Поведение человека в ЧС определяется в первую очередь, естественно возникающим чувством страха. При преодолении этого чувства осуществляются три основные стратегии:

  • само- с взаимопомощи, т.е. определенной самоорганизации;
  • смирения и фатализма;
  • разрушительной паники;

Поведение в ЧС выступает в качестве индикатора прочности существующего социального порядка, который во многом определяется сложившейся культурой общества, и в частности, культурой безопасности человека, которая выражается совокупностью этических принципов, социальных знаний и определенных стереотипов поведения в ЧС или на пути к их предупреждению.

Чем выше культура безопасности личности, тем меньше вероятность того, что человек станет источником или жертвой подобной ситуации.

Конструктивное поведение людей во многом зависит от степени подготовленности людей к действиям в экстремальных ситуациях.

Как хорошо известно, особенностью психологии масс является ее внушаемость, легковерность, предпочтение слухов официальной информации. Все эти особенности определяют специфику работы в условиях ЧС.

Во-первых, резко меняется механизм работы человека с информацией. Происходит резкое сужение числа параметров, подлежащих обработке (семантические, психологические, визуальные). По той причине человек иначе оценивает поступающую информацию, гипертрофируя значимость того или иного параметра. Такие условия сужения информационного потока формируют специфические модели действия и реагирования человека на сообщения.

При этом возникает реальная угроза манипулирования общественным сознанием, которое возможно осуществлять, всего лишь меняя показатели.

В кризисной ситуации необходимо заранее вводить определенные стабилизаторы поведения, призванные перевести его в социально приемлемое русло. Биологические требования могут блокироваться более сильными социальными нормами.

Опыт психиатрии катастроф свидетельствует о том, что в возникновении психических нарушений ведущая роль принадлежит не самой ЧС, а тому, насколько человек как личность воспринимает, переживает и интерпретирует данное событие. Любая ситуация как многофакторное явление может стать чрезвычайной для любого, если она воспринимается как личностно-значимая, а само переживание по своей интенсивности и длительности может превысить индивидуальные компенсаторные ресурсы данной личности.

Такое понимание имеет свое физиологическое обоснование.

Еще И.П. Павлов писал, что «чрезвычайность и сила внешнего раздражителя совершенно относительны. Эта чрезвычайность определяется предшествующим опытом, а сила действия внешнего раздражителя зависит от состояния нервной системы» [2].

При работе в условиях ЧС средствам массовой информации, а также тем, кто работает с ними необходимо учитывать ряд факторов, к примеру, сложившееся представление в массовом сознании о том, что стихийные бедствия – это неизбежное, неподвластное человеческой воле и контролю событие, которое в равной степени затрагивает в равной степени все население. И они как бы, предопределены свыше.

Техногенные катастрофы, особенно радиационные и химические, воспринимаются как события, которые имеют свою причину и конкретных виновников. Они сопровождаются более длительными переживаниями страха, более высоким уровнем агрессии. Социально-психологические последствия носят более масштабный характер и способствуют «расплыванию катастрофы» в последующие периоды после ЧС.

Возможно, в условиях ЧС техногенного характера информация, наряду с ее главным атрибутом – оперативность, должна носить больше аналитический характер (разъяснять причины произошедшего), быть направленной на обучение и соблюдение правил поведения. Очень важно выстраивать информационные потоки в тесном контакте с властью.

Если рассматривать информационное пространство как совокупность множества информационных полей, создаваемых средствами массовой коммуникации, где его ядром выступает общественное мнение и массовая психика, мы можем констатировать, нынешнее состояние информационного пространства России таково, что психологическое травмирование населения при активном содействии СМИ охватывает не только тех, кто непосредственно пострадал, но и огромные слои населения, находящиеся в роли виртуальных участников события.

Результаты проведенных опросов, выявили основные характеристики, распространяемой средствами массовой коммуникации информации:

  • низкая достоверность информации при ее высокой избыточности,
  • негативная смысловая нагрузка,
  • сенсационность,
  • отсутствие дифференциации информационных потоков
  • низкий уровень взаимодействия с властью
  • отсутствие реального интереса к последствиям ЧС.

Эксперты считают, что форма представления стрессогенной информации, по крайней мере, должна отвечать ряду условий, обеспечивающих минимальный уровень защиты населения. К таковым можно отнести:

  • конструктивное представление проблемы (показ людей в состоянии активного сопротивления действительности по преодолению возникшей ситуации);
  • анализ возможных способов преодоления трудностей;
  • информирование о ходе решения проблемы;
  • оказание психологической поддержки пострадавшим и участникам спасательной операции (демонстрация социального одобрения и помощи).

Литература.

  1. Бервенова О.В. Некоторые социально-политические аспекты защиты информации // Проблемы управления безопасностью сложных систем. М., 2007.
  2. Павлов И. П. Полное собрание сочинений / АН СССР. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во АН СССР, 1951 1954.
  3. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография М.: Издательство АПК и ППРО, 2013.
  4. Ильченко С.Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. Учебник. М. 2020.
  5. Экология медиасреды: сборник статей III-й Открытой межвузовской научно-практической конференции «Экология медиасреды: проблемы медиабезопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов» М., МГПУ, 2018.