ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЛЯ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС

CLASSIFICATION PROBLEMS FOR MACHINE LEARNING IN THE DE-VELOPMENT OF INTELLIGENT SYSTEMS TO SUPPORT MANAGE-MENT DECISION-MAKING IN EMERGENCY RESPONSE

Аннотация: Аннотация: Рассмотрена проблема классификации ЧС в рамках создания системы поддержки принятия решений. Теоретическая база систем поддержки принятия управлен-ческих решений в антикризисном управлении в рамках реагирования на ЧС недостаточно сформирована. Определены основные направления дальнейшей работы.

Ключевые слова: Ключевые слова: чрезвычайная ситуацияантикризисное управлениеклассификациясистема поддержки принятия решений

Автор:Кадиев Шамиль Кудрудинович Кадиев Кудрудинович |

Проблема предотвращения и уменьшения чрезвычайных ситуаций (ЧС), как в мире, так и в России является одной из актуальных задач, требующих проведения исследований. В настоящее время в РСЧС используется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам событий, инициирующих ЧС, а также масштабам и ущербу. Данная классификация утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 эта классификация ЧС не распространяется на ЧС в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров). Классификация ЧС, закрепленная в Постановлении Правительства РФ приведена в таблице 1 ниже.

Таблица 1. Классификация ЧС по территориальному признаку

Виды ЧС

Территориальная принадлежность

Кол-во погибших, пострадавших

Материальный ущерб

Локального характера

Не выходит за пределы организации (объекта)

Не более 10 человек

Не более 240 тысяч рублей

Муниципального характера

Не выходит за пределы одного муниципального образования

Не более 50 человек

Не более 12 млн. рублей

Межмуниципального характера

затрагивает территорию двух и более МР, МО, ГО, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения

Не более 50 человек

Не более 12 млн. рублей

Регионального характера

Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации

Свыше 50 человек, но не более 500 человек

Свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей

Межрегионального характера

Затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации

Свыше 50 человек, но не более 500 человек

Свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей

Федерального характера

Свыше 500 человек

Свыше 1,2 млрд. рублей

Помимо приведенной классификации существуют и иные классификации, построенные по ряду определенных признаков (по природе возникновения, по продолжительности действия, по степени внезапности, по скорости распространения и др.).

В 2018 г. на территории Российской Федерации произошло 266 ЧС [4], в том числе 106 — локальных, 118 —  муниципальных, 6 —  межмуниципальных, 31 —  региональных и 5 —  федеральных. В результате ЧС погибло 717 чел., пострадало 57 477 чел., спасено 14 707 чел. Данные представлены на рис.1.

 

Рис. 1 Количество ЧС на территории РФ за 2018 год

Основными видами ЧС в 2018 г. были техногенные, биолого-социальные и природные. На долю техногенных ЧС в 2018 г. пришлось 71,43 % от общего числа ЧС; на долю биолого-социальных —  12,03 %; на долю природных —  16,54 %; крупных террористических актов не зарегистрировано. Данные по погибшим, пострадавшим, спасенным и материальному ущербу от ЧС представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные виды ЧС в 2018 году

Виды ЧС

Процентное соотношение

Погибло

Пострадало

Спасено

Мат. ущерб

Техногенные ЧС

71,43 %

709 человек (98,88 %)

3838 (6,667 %)

1092 человека

(7,34 %)

2774,179 млн руб. (24,71 %)

Биолого-социальные

12,03 %

нет

2 человека (0,003 %)

нет

136,023 млн руб. (1,21%)

Природные

16,54 %

8 человек (1,12%)

53637 человек (93,32 %)

13615 человека

(92,57 %)

8317, 825 млн руб. (74, 08 %)

Для оперативного решения задач прогнозирования, предупреждения, ликвидации ЧС органы антикризисного управления применяют системы поддержки управленческих решений [3], в том числе используя методы интеллектуального анализа данных, включая решение задачи классификации в машинном обучении.

Классическим пример использования систем поддержки принятия решений в антикризисном управлении служит автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС), которая предназначена для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. АИУС РСЧС создана и развивается на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях РСЧС.

На сегодняшний день теоретическая база систем поддержки принятия управленческих решений в антикризисном управлении недостаточно сформирована, в то же время, проблема своевременного принятия эффективного решения должностными лицами оперативно-дежурных смен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является весьма актуальной.

Исследования в области классификации, систем поддержки принятия решений в антикризисном управлении проводились в работах [5-8] Абрамова А.П., Андиевой Е.Ю., Брушлинского Н.Н., Евграфова П.М., Еникеевой К.Р., Даниленко А.Н., Топольского Н.Г., Хабибулина Р.Ш., в которых рассмотрены вопросы практического применения аппарата теории принятия решений при ликвидации ЧС, использование процедур информативной поддержки при мониторинге и оценке рисков ЧС.

С целью решения выявленных проблем определены основные направления дальнейшего исследования:

- формирование базы данных (знаний) ЧС;

- разработка алгоритма классификации ЧС;

- разработка модели определения номеров (рангов) ЧС;

- формирование модели определения эффективности реагирования на ЧС;

- разработка специального программного обеспечения в рамках интеллектуальной системы поддержки принятия решений при реагировании на ЧС.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Щербов И.Л. Применение систем поддержки принятия решений при ликвидации ЧС. // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствовании. 2019. № 3. C. 234-240.

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2019. С. 344.

5. Брушлинский Н.Н. Математический модели и модели управления в государственной противопожарной службе: учебное пособие. Академия ГПС МЧС России. 2011.

6. Абрамов А.П. Разработка моделей поддержки управленческих решений при решении пожаров на основе прецедентного подхода. М; 2004. С. 251.

7. Топольский Н.Г., Хабибулин Р.Ш., Рыженко А.А., Бедило М.В. Адаптивная система поддержки деятельности центров управления в кризисных ситуациях. Монография. М., 2014.

8. Ефграфов П.М. Система интеллектуальной поддержки принятия решений организации при пожаре // Пожаровзрывобезопасность: научно-технический журнал. 2006. № 4(15). С. 10-17.