CLASSIFICATION PROBLEMS FOR MACHINE LEARNING IN THE DE-VELOPMENT OF INTELLIGENT SYSTEMS TO SUPPORT MANAGE-MENT DECISION-MAKING IN EMERGENCY RESPONSE
Аннотация: Аннотация: Рассмотрена проблема классификации ЧС в рамках создания системы поддержки принятия решений. Теоретическая база систем поддержки принятия управлен-ческих решений в антикризисном управлении в рамках реагирования на ЧС недостаточно сформирована. Определены основные направления дальнейшей работы.
Ключевые слова: Ключевые слова: чрезвычайная ситуацияантикризисное управлениеклассификациясистема поддержки принятия решений
Проблема предотвращения и уменьшения чрезвычайных ситуаций (ЧС), как в мире, так и в России является одной из актуальных задач, требующих проведения исследований. В настоящее время в РСЧС используется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам событий, инициирующих ЧС, а также масштабам и ущербу. Данная классификация утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 эта классификация ЧС не распространяется на ЧС в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров). Классификация ЧС, закрепленная в Постановлении Правительства РФ приведена в таблице 1 ниже.
Таблица 1. Классификация ЧС по территориальному признаку
Виды ЧС | Территориальная принадлежность | Кол-во погибших, пострадавших | Материальный ущерб |
Локального характера | Не выходит за пределы организации (объекта) | Не более 10 человек | Не более 240 тысяч рублей |
Муниципального характера | Не выходит за пределы одного муниципального образования | Не более 50 человек | Не более 12 млн. рублей |
Межмуниципального характера | затрагивает территорию двух и более МР, МО, ГО, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения | Не более 50 человек | Не более 12 млн. рублей |
Регионального характера | Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации | Свыше 50 человек, но не более 500 человек | Свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей |
Межрегионального характера | Затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации | Свыше 50 человек, но не более 500 человек | Свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей |
Федерального характера | Свыше 500 человек | Свыше 1,2 млрд. рублей |
Помимо приведенной классификации существуют и иные классификации, построенные по ряду определенных признаков (по природе возникновения, по продолжительности действия, по степени внезапности, по скорости распространения и др.).
В 2018 г. на территории Российской Федерации произошло 266 ЧС [4], в том числе 106 — локальных, 118 — муниципальных, 6 — межмуниципальных, 31 — региональных и 5 — федеральных. В результате ЧС погибло 717 чел., пострадало 57 477 чел., спасено 14 707 чел. Данные представлены на рис.1.
Рис. 1 Количество ЧС на территории РФ за 2018 год
Основными видами ЧС в 2018 г. были техногенные, биолого-социальные и природные. На долю техногенных ЧС в 2018 г. пришлось 71,43 % от общего числа ЧС; на долю биолого-социальных — 12,03 %; на долю природных — 16,54 %; крупных террористических актов не зарегистрировано. Данные по погибшим, пострадавшим, спасенным и материальному ущербу от ЧС представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные виды ЧС в 2018 году
Виды ЧС | Процентное соотношение | Погибло | Пострадало | Спасено | Мат. ущерб |
Техногенные ЧС | 71,43 % | 709 человек (98,88 %) | 3838 (6,667 %) | 1092 человека (7,34 %) | 2774,179 млн руб. (24,71 %) |
Биолого-социальные | 12,03 % | нет | 2 человека (0,003 %) | нет | 136,023 млн руб. (1,21%) |
Природные | 16,54 % | 8 человек (1,12%) | 53637 человек (93,32 %) | 13615 человека (92,57 %) | 8317, 825 млн руб. (74, 08 %) |
Для оперативного решения задач прогнозирования, предупреждения, ликвидации ЧС органы антикризисного управления применяют системы поддержки управленческих решений [3], в том числе используя методы интеллектуального анализа данных, включая решение задачи классификации в машинном обучении.
Классическим пример использования систем поддержки принятия решений в антикризисном управлении служит автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС), которая предназначена для автоматизации процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. АИУС РСЧС создана и развивается на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях РСЧС.
На сегодняшний день теоретическая база систем поддержки принятия управленческих решений в антикризисном управлении недостаточно сформирована, в то же время, проблема своевременного принятия эффективного решения должностными лицами оперативно-дежурных смен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является весьма актуальной.
Исследования в области классификации, систем поддержки принятия решений в антикризисном управлении проводились в работах [5-8] Абрамова А.П., Андиевой Е.Ю., Брушлинского Н.Н., Евграфова П.М., Еникеевой К.Р., Даниленко А.Н., Топольского Н.Г., Хабибулина Р.Ш., в которых рассмотрены вопросы практического применения аппарата теории принятия решений при ликвидации ЧС, использование процедур информативной поддержки при мониторинге и оценке рисков ЧС.
С целью решения выявленных проблем определены основные направления дальнейшего исследования:
- формирование базы данных (знаний) ЧС;
- разработка алгоритма классификации ЧС;
- разработка модели определения номеров (рангов) ЧС;
- формирование модели определения эффективности реагирования на ЧС;
- разработка специального программного обеспечения в рамках интеллектуальной системы поддержки принятия решений при реагировании на ЧС.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
3. Щербов И.Л. Применение систем поддержки принятия решений при ликвидации ЧС. // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствовании. 2019. № 3. C. 234-240.
4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году». М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2019. С. 344.
5. Брушлинский Н.Н. Математический модели и модели управления в государственной противопожарной службе: учебное пособие. Академия ГПС МЧС России. 2011.
6. Абрамов А.П. Разработка моделей поддержки управленческих решений при решении пожаров на основе прецедентного подхода. М; 2004. С. 251.
7. Топольский Н.Г., Хабибулин Р.Ш., Рыженко А.А., Бедило М.В. Адаптивная система поддержки деятельности центров управления в кризисных ситуациях. Монография. М., 2014.
8. Ефграфов П.М. Система интеллектуальной поддержки принятия решений организации при пожаре // Пожаровзрывобезопасность: научно-технический журнал. 2006. № 4(15). С. 10-17.