EXPERT SURVEY OF OBJECTS STAFF FOR EVACUATION MANAGEMENT TASKS IN CASE OF THE FIRE
Аннотация: Проведен анализ крупных пожаров в торгово-развлекательных центрах, выявлены проблемы принятия управленческих решений ответственными лицами за организацию и управление эвакуацией людей при пожаре. Для решения выявленных проблем, предложен метод экспертных оценок. Разработана анкета вопросов для интервьюирования.
Ключевые слова: эвакуацияэкспертный опросинтервьюированиеуправленческие решения
Автор:Ефимов Андрей Александрович | Котарев Евгений Игоревич |
С каждым годом в стране растет число торгово-развлекательных центров. Многолетняя статистика пожаров свидетельствует о сложной ситуации в области обеспечения пожарной безопасности на торговых объектах с массовым пребыванием людей. Практически каждый торгово-развлекательный центр (ТРЦ) характеризуется скоплением большого количества людей, а пожары на таких объектах зачастую приводят к значительному материальному ущербу и определенному числу погибших.
Основными параметрами, характеризующими пожарную опасность ТРЦ являются: большая площадь, огромное количество помещений с различным функциональным назначением, наличие протяженных систем коммуникаций, а также значительное количество одновременно находящихся людей.
За последние несколько лет произошел ряд крупных пожаров в ТРЦ [1]. В таблице 1 приведены некоторые из крупных пожаров на подобных объектах.
Таблица 1.
Крупные пожары в зданиях торговых центров
№ п/п | Дата | Место | Происшествие | Количество пострадавших |
Российская Федерация | ||||
1 | 22.01.2011 г. | г. Уфа, Россия | Взрыв в пятиэтажном торгово-развлекательном центре «Европа», после которого последовал пожар | 2 человека погибло, пострадали 15 человек |
2 | 11.03.2015 г. | г. Казань, Россия | Пожар в торговом центре «Адмирал». Площадь возгорания составила 4000 м2 | 19 человек погибло, пострадало более 70 |
3 | 11.07.2015 г. | г. Ухта, Россия | Пожар в торговом центре «Пассаж» | 25 человек погибло, 10 получили травмы |
4 | 08.10.2017 г. | г. Москва, Россия | Пожар в торговом центре «Синдика». | Нанесен ущерб в размере 4 млрд. рублей |
5 | 08.12.2017 г. | Московская область, Россия | Пожар в торговом центре «Аист» | 3 человека погибло |
6 | 25.03.2018 г. | г. Кемерово, Россия | Пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Площадь возгорания составила 1500 м2 | 60 человек погибло, в том числе 41 ребёнок, ещё 79 человек пострадали. |
Зарубежные страны | ||||
7 | 17.10.2008 г. | г. Алеппо, Сирия | Пожар в торговом центре | 8 человек погибли, пострадали 10 человек |
8 | 25.08.2011 г. | г. Харбин, Китай | 3 человека погибло | |
9 | 16.03.2012 г. | г. Манила, Филиппины | Пожар в одном из старейших в Индонезии торговых центров «Ever Gotesco Grand Central Mall» | Пострадали 17 человек |
10 | 28.05.2012 г. | г. Доха, Катар | Пожар в торговом центре «Villagio Mall» | 19 человек погибло, в том числе 13 детей |
11 | 30.06.2012 г. | провинция Тяньзинь, Китай | Пожар начался с воспламенения кабеля кондиционера на 1 этаже торгового центра. Генеральный менеджер дал указание охране заблокировать два входа на первом этаже – никому не разрешалось покидать торговый центр, пока не будут оплачены покупки. Ни один из покупателей не знал о пожаре | 378 человек погибло |
12 | 05.09.2012 г. | г. Манила, Филиппины | Пожар в торговом центре «Tutuban Mall» | 45 человек пострадали |
13 | 27.02.2013 г. | г. Калькутта, Индия | Пожар в многоэтажном здании торгового центра | погибли 19 человек, серьезные ожоги получили около 50 человек |
14 | 16.10.2013 г. | о. Пхукет, Таиланд | Пожар в самом большом торговом центре острова Пхукет «Super Cheap» | 1 человек погиб, более 100 пострадали, нанесен ущерб в размере 29 млн. долларов |
15 | 19.01.2017 г. | г. Тегеран, Иран | Пожар начался утром на 9 этаже и стал распространяться на верхние этажи, спустя 3 часа здание обрушилось | 30 человек погибло, 75 получили травмы |
Результаты анализа данных, представленных в таблице 1 показал, что пожары в торгово-развлекательных центрах приводят к трагичным последствиям, таким как массовая гибель и травмирование людей.
Пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» является примером неправильных действий персонала при организации эвакуации людей. Согласно инструкции по эвакуации, сотрудник охраны обязан оценить реальность угрозы для персонала и всего объекта в целом, нажать кнопку тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, после чего незамедлительно доложить руководителю учреждения о пожаре. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому сигнализацией. Администратор руководит эвакуацией, осуществляет организованный проход посетителей к эвакуационным выходам. Когда начался пожар на четвертом этаже торгового центра, ситуация развивалась стремительно. Все эвакуационные выходы находились в запертом состоянии. Посетители «Зимней вишни» свидетельствуют, что сигналов оповещения они не слышали. Более того, организованно людей никто из здания не выводил — была давка. В кинозале сидели люди, которые не владели информацией о возникшем пожаре. Только спустя некоторое время, сотрудник учреждения зашёл и крикнул «Пожар», но изначально мало кто из посетителей придал внимание его словам [2].
Аналогичная ситуация произошла в торговом центре «Адмирал». Причиной большого количества пострадавших при пожаре людей стали не согласованные действия сотрудников учреждения. Персонал не сразу вызвал подразделения пожарной охраны, а пытался в течение нескольких минут самостоятельно бороться с огнем. Только поняв, что меры неэффективны, позвонили по телефону и сообщили о возгорании. Эвакуацию начали проводить слишком поздно [2]. Это свидетельствует о не соответствующей развитию ситуации, последовательности действий, а следовательно, отсутствию необходимых знаний и подготовки персонала объекта к действиям на первоначальном этапе.
Таким образом, сотрудники ТРЦ не всегда имеют соответствующую подготовку и обучение, а также практических навыков действий по организации и управлению эвакуацией при возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации [3, 4, 5, 6].
На основании вышеизложенного делаем вывод о том, что недостаток знаний и подготовки персонала в области организации и управления эвакуацией, с большой долей вероятности, может привести к травмированию и гибели людей. Исходя из этого, одним из основных направлений совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности зданий торгового назначения является поддержка принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией персонала объекта.
Одним из методов такой поддержки является экспертное интервьюирование. Интервью позволяет исследователю получить ценную информацию о мнениях и отношении к проблеме опрашиваемых [7, 8]. При проведении интервью исследователь получает не только качественную, но и количественную информацию, которую уже можно обрабатывать имеющимися апробированными математическими методами, и, на основании полученных результатов получить математическое описание, в рассматриваемом случае, поведения персонала. Также данный метод способствует выявлению таких аспектов, которые не всегда можно подробно изучить, прибегая к помощи других способов исследования.
Целью проведения экспертного опроса является создание математической основы для разработки системы поддержки принятия управленческих решений персоналом.
В качестве способа получения оценок выбран метод интервьюирования. Для разработки вопросов и вариантов ответов сформирована группа сотрудников на базе Академии ГПС МЧС России. В роли экспертов выбраны работники объектов, в чьи функциональные обязанности входит организация и управление эвакуацией людей при пожаре, а именно: администрация объекта, охрана, обслуживающий персонал. Выбор данной категории лиц обусловлен тем, что проведенный анализ в работе [9] показал, что неправильные действия данных сотрудников приводит к неэффективной эвакуации и как следствие гибели людей.
По результатам экспертного опроса должны быть получены ответы на вопросы, представленные в таблице 2. Перед рассмотрением полученных результатов необходима проверка их согласованности. В качестве метода оценки согласованности необходимо определить коэффициент конкордации Кендалла [10], применяемый в случаях наличия более двух вариантов ответа. Процедура оценки осуществляется следующим образом: определяется значение вариантов ответа M и количество экспертов D. Вычисляется сумма среднего по каждому варианту ответов. После этого подсчитывается коэффициент конкордации Кендалла W.
W = , | (1) | |
где S = | (2) |
– порядковый номер варианта ответа s-го эксперта i-му вопросу.
Так, W = 0 означает полное отсутствие согласия в мнениях экспертов, W = 1 – полное согласие их мнений, при W более 0,5 выводы в большей степени согласованны между собой, чем не согласованны.
Таблица 2.
Перечень вопросов анкетирования
№ п/п | Вопрос | Варианты ответа |
1 | Последовательность действий при срабатывании пожарной сигнализации | а) организовать эвакуацию людей б) убедиться в осведомленности коллег в) приступить к тушению пожара первичными средствами г) эвакуация имущества д) убедиться в отсутствии людей в помещениях |
2 | В первую очередь при обнаружении пожара необходимо | а) сообщить в пожарную охрану б) включить пожарную сигнализацию в) приступить к тушению пожара первичными средствами г) убедиться в осведомленности коллег |
3 | Какое количество эвакуационных выходов на вашем объекте? | а) 1-2 б) 3-4 в) 5-6 г) 7 и более |
4 | Являлись ли вы очевидцем реального пожара (если да, то поясните свои действия)? | а) да б) нет |
Графически процедура исследования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Процедура проведения экспертного опроса
На основе полученных результатов определено основное направление дальнейшей работы: проведение экспертного опроса персонала при разработке системы поддержки принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей из здания.
Список литературы
1. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: Статистический сборник/ Под общ. ред. Д.М. Гордиенко. – М.: ВНИИПО, 2019, - 125с.: ил. 42.
2. Бахарев В.Е., Зальцман В.С., Фомин Д.С. Пожары, произошедшие на объектах с массовым пребыванием людей в Российской Федерации за период с 2009 года по 2018 год // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «World science: problems and innovations» / «Наука и просвещение» – Пенза, 2019. 85 – 88 с.
3. Liang, J. Analysis on people’s evacuating behavior during the building fire / J. Liang // Fire Science and Technology. 2009. – Vol. 28, № 11. – pp. 866869.
4. Carattin, E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios / E. Carattin // Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011. – P. 209-222.
5. Investigation of Pre-evacuation Human Behavior under Fire Situations Based on 2000-2002 Newspaper Reports on Fire Occurrences in Hong Kong: scientific report / Zhao C.M. [et al.]. – International institute for applied systems analysis, 2005. – 7 p.
6. Fire in euroborg football stadium: analysis of human behavior / N. Oberijé [et al.] // Proceedings of the Fourth International Symposium on Human Behaviour in Fire. – Cambridge, 2009, – P. 323–334.
7. Дутов, В.И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре / В.И. Дутов, И.Г. Чурсин. – М.: СЦЕМП "Защита", 1993. – 202 с.
8. Зуев Н.Ю., Хабибулин Р.Ш., Шихалев Д.В., Гудин С.В. Информационная технология экспертного опроса специалистов нефтегазовой отрасли для предотвращения пожаров на объектах защиты // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. – 2018. – Т.27, № 5. С. 17 – 25. DOI: 10.18322/PVB.2018.27.05.17-25.
9. Ефимов А.А. Поддержка принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей при пожаре // Матер. междунар. науч.-техн. конф. «Система безопасности – 2019» / Под общей редакицей д-ра техн. наук, профессора Топольского Н.Г. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 83 – 86 с.
10. Kendall M. G., Smith B. Babington. The problem of m rankings The Annals of Mathematical Statistics. — 1939. — Vol. 10, No. 3. — P. 275–287. DOI: 10.1214aoms1177732186.