ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

EXPERT SURVEY OF OBJECTS STAFF FOR EVACUATION MANAGEMENT TASKS IN CASE OF THE FIRE

Аннотация: Проведен анализ крупных пожаров в торгово-развлекательных центрах, выявлены проблемы принятия управленческих решений ответственными лицами за организацию и управление эвакуацией людей при пожаре. Для решения выявленных проблем, предложен метод экспертных оценок. Разработана анкета вопросов для интервьюирования.

Ключевые слова: эвакуацияэкспертный опросинтервьюированиеуправленческие решения

Автор:Ефимов Андрей Александрович | Котарев Евгений Игоревич |

С каждым годом в стране растет число торгово-развлекательных центров. Многолетняя статистика пожаров свидетельствует о сложной ситуации в области обеспечения пожарной безопасности на торговых объектах с массовым пребыванием людей. Практически каждый торгово-развлекательный центр (ТРЦ) характеризуется скоплением большого количества людей, а пожары на таких объектах зачастую приводят к значительному материальному ущербу и определенному числу погибших.

Основными параметрами, характеризующими пожарную опасность ТРЦ являются: большая площадь, огромное количество помещений с различным функциональным назначением, наличие протяженных систем коммуникаций, а также значительное количество одновременно находящихся людей.

За последние несколько лет произошел ряд крупных пожаров в ТРЦ [1]. В таблице 1 приведены некоторые из крупных пожаров на подобных объектах.

Таблица 1.

Крупные пожары в зданиях торговых центров

№ п/п

Дата

Место

Происшествие

Количество пострадавших

Российская Федерация

1

22.01.2011 г.

г. Уфа, Россия

Взрыв в пятиэтажном торгово-развлекательном центре «Европа», после которого последовал пожар

2 человека погибло, пострадали 15 человек

2

11.03.2015 г.

г. Казань, Россия

Пожар в торговом центре «Адмирал». Площадь возгорания составила 4000 м2

19 человек погибло, пострадало более 70

3

11.07.2015 г.

г. Ухта, Россия

Пожар в торговом центре «Пассаж»

25 человек погибло, 10 получили травмы

4

08.10.2017 г.

г. Москва, Россия

Пожар в торговом центре «Синдика».

Нанесен ущерб в размере 4 млрд. рублей

5

08.12.2017 г.

Московская область, Россия

Пожар в торговом центре «Аист»

3 человека погибло

6

25.03.2018 г.

г. Кемерово, Россия

Пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Площадь возгорания составила 1500 м2

60 человек погибло, в том числе 41 ребёнок, ещё 79 человек пострадали.

Зарубежные страны

7

17.10.2008 г.

г. Алеппо, Сирия

Пожар в торговом центре

8 человек погибли, пострадали 10 человек

8

25.08.2011 г.

г. Харбин, Китай

Пожар в шестиэтажном торговом комплексе "Наньтун"

3 человека погибло

9

16.03.2012 г.

г. Манила, Филиппины

Пожар в одном из старейших в Индонезии торговых центров «Ever Gotesco Grand Central Mall»

Пострадали 17 человек

10

28.05.2012 г.

г. Доха, Катар

Пожар в торговом центре «Villagio Mall»

19 человек погибло, в том числе 13 детей

11

30.06.2012 г.

провинция Тяньзинь, Китай

Пожар начался с воспламенения кабеля кондиционера на 1 этаже торгового центра. Генеральный менеджер дал указание охране заблокировать два входа на первом этаже – никому не разрешалось покидать торговый центр, пока не будут оплачены покупки. Ни один из покупателей не знал о пожаре

378 человек погибло

12

05.09.2012 г.

г. Манила, Филиппины

Пожар в торговом центре «Tutuban Mall»

45 человек пострадали

13

27.02.2013 г.

г. Калькутта, Индия

Пожар в многоэтажном здании торгового центра 

погибли 19 человек, серьезные ожоги получили около 50 человек

14

16.10.2013 г.

о. Пхукет, Таиланд

Пожар в самом большом торговом центре острова Пхукет «Super Cheap»

1 человек погиб, более 100 пострадали, нанесен ущерб в размере 29 млн. долларов

15

19.01.2017 г.

г. Тегеран,

Иран

Пожар начался утром на 9 этаже и стал распространяться на верхние этажи, спустя 3 часа здание обрушилось

30 человек погибло,

75 получили травмы

Результаты анализа данных, представленных в таблице 1 показал, что пожары в торгово-развлекательных центрах приводят к трагичным последствиям, таким как массовая гибель и травмирование людей.

Пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» является примером неправильных действий персонала при организации эвакуации людей. Согласно инструкции по эвакуации, сотрудник охраны обязан оценить реальность угрозы для персонала и всего объекта в целом, нажать кнопку тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, после чего незамедлительно доложить руководителю учреждения о пожаре. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому сигнализацией. Администратор руководит эвакуацией, осуществляет организованный проход посетителей к эвакуационным выходам. Когда начался пожар на четвертом этаже торгового центра, ситуация развивалась стремительно. Все эвакуационные выходы находились в запертом состоянии. Посетители «Зимней вишни» свидетельствуют, что сигналов оповещения они не слышали. Более того, организованно людей никто из здания не выводил — была давка. В кинозале сидели люди, которые не владели информацией о возникшем пожаре. Только спустя некоторое время, сотрудник учреждения зашёл и крикнул «Пожар», но изначально мало кто из посетителей придал внимание его словам [2].

Аналогичная ситуация произошла в торговом центре «Адмирал». Причиной большого количества пострадавших при пожаре людей стали не согласованные действия сотрудников учреждения. Персонал не сразу вызвал подразделения пожарной охраны, а пытался в течение нескольких минут самостоятельно бороться с огнем. Только поняв, что меры неэффективны, позвонили по телефону и сообщили о возгорании. Эвакуацию начали проводить слишком поздно [2]. Это свидетельствует о не соответствующей развитию ситуации, последовательности действий, а следовательно, отсутствию необходимых знаний и подготовки персонала объекта к действиям на первоначальном этапе.

Таким образом, сотрудники ТРЦ не всегда имеют соответствующую подготовку и обучение, а также практических навыков действий по организации и управлению эвакуацией при возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации [3, 4, 5, 6].

На основании вышеизложенного делаем вывод о том, что недостаток знаний и подготовки персонала в области организации и управления эвакуацией, с большой долей вероятности, может привести к травмированию и гибели людей. Исходя из этого, одним из основных направлений совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности зданий торгового назначения является поддержка принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией персонала объекта.

Одним из методов такой поддержки является экспертное интервьюирование. Интервью позволяет исследователю получить ценную информацию о мнениях и отношении к проблеме опрашиваемых [7, 8]. При проведении интервью исследователь получает не только качественную, но и количественную информацию, которую уже можно обрабатывать имеющимися апробированными математическими методами, и, на основании полученных результатов получить математическое описание, в рассматриваемом случае, поведения персонала. Также данный метод способствует выявлению таких аспектов, которые не всегда можно подробно изучить, прибегая к помощи других способов исследования.

Целью проведения экспертного опроса является создание математической основы для разработки системы поддержки принятия управленческих решений персоналом.

В качестве способа получения оценок выбран метод интервьюирования. Для разработки вопросов и вариантов ответов сформирована группа сотрудников на базе Академии ГПС МЧС России. В роли экспертов выбраны работники объектов, в чьи функциональные обязанности входит организация и управление эвакуацией людей при пожаре, а именно: администрация объекта, охрана, обслуживающий персонал. Выбор данной категории лиц обусловлен тем, что проведенный анализ в работе [9] показал, что неправильные действия данных сотрудников приводит к неэффективной эвакуации и как следствие гибели людей.

По результатам экспертного опроса должны быть получены ответы на вопросы, представленные в таблице 2. Перед рассмотрением полученных результатов необходима проверка их согласованности. В качестве метода оценки согласованности необходимо определить коэффициент конкордации Кендалла [10], применяемый в случаях наличия более двух вариантов ответа. Процедура оценки осуществляется следующим образом: определяется значение вариантов ответа M и количество экспертов D. Вычисляется сумма среднего r- по каждому варианту ответов. После этого подсчитывается коэффициент конкордации Кендалла W.

W = 12Sd2 (m3-m) ,

(1)

где S = i=1ms=1dris- r- 2

(2)

ris порядковый номер варианта ответа s-го эксперта i-му вопросу.

Так, W = 0 означает полное отсутствие согласия в мнениях экспертов, W = 1 – полное согласие их мнений, при W более 0,5 выводы в большей степени согласованны между собой, чем не согласованны.

Таблица 2.

Перечень вопросов анкетирования

№ п/п

Вопрос

Варианты ответа

1

Последовательность действий при срабатывании пожарной сигнализации

а) организовать эвакуацию людей

б) убедиться в осведомленности коллег

в) приступить к тушению пожара первичными средствами

г) эвакуация имущества

д) убедиться в отсутствии людей в помещениях

2

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо

а) сообщить в пожарную охрану

б) включить пожарную сигнализацию

в) приступить к тушению пожара первичными средствами

г) убедиться в осведомленности коллег

3

Какое количество эвакуационных выходов на вашем объекте?

а) 1-2

б) 3-4

в) 5-6

г) 7 и более

4

Являлись ли вы очевидцем реального пожара (если да, то поясните свои действия)?

а) да

б) нет

Графически процедура исследования представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Процедура проведения экспертного опроса

На основе полученных результатов определено основное направление дальнейшей работы: проведение экспертного опроса персонала при разработке системы поддержки принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей из здания.
 

Список литературы

1. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: Статистический сборник/ Под общ. ред. Д.М. Гордиенко. – М.: ВНИИПО, 2019, - 125с.: ил. 42.

2. Бахарев В.Е., Зальцман В.С., Фомин Д.С. Пожары, произошедшие на объектах с массовым пребыванием людей в Российской Федерации за период с 2009 года по 2018 год // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «World science: problems and innovations» / «Наука и просвещение» – Пенза, 2019. 85 – 88 с.

3. Liang, J. Analysis on people’s evacuating behavior during the building fire / J. Liang // Fire Science and Technology. 2009. – Vol. 28, № 11. – pp. 866869.

4. Carattin, E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios / E. Carattin // Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011. – P. 209-222.

5. Investigation of Pre-evacuation Human Behavior under Fire Situations Based on 2000-2002 Newspaper Reports on Fire Occurrences in Hong Kong: scientific report / Zhao C.M. [et al.]. – International institute for applied systems analysis, 2005. – 7 p.

6. Fire in euroborg football stadium: analysis of human behavior / N. Oberijé [et al.] // Proceedings of the Fourth International Symposium on Human Behaviour in Fire. – Cambridge, 2009, – P. 323–334.

7. Дутов, В.И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре / В.И. Дутов, И.Г. Чурсин. – М.: СЦЕМП "Защита", 1993. – 202 с.

8. Зуев Н.Ю., Хабибулин Р.Ш., Шихалев Д.В., Гудин С.В. Информационная технология экспертного опроса специалистов нефтегазовой отрасли для предотвращения пожаров на объектах защиты // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. – 2018. – Т.27, № 5. С. 17 25. DOI: 10.18322/PVB.2018.27.05.17-25.

9. Ефимов А.А. Поддержка принятия управленческих решений при организации и управлении эвакуацией людей при пожаре // Матер. междунар. науч.-техн. конф. «Система безопасности 2019» / Под общей редакицей д-ра техн. наук, профессора Топольского Н.Г. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. 83 – 86 с.

10. Kendall M. G., Smith B. Babington. The problem of m rankings The Annals of Mathematical Statistics. — 1939. — Vol. 10, No. 3. — P. 275–287. DOI: 10.1214aoms1177732186.