Legal framework for state control and supervision in the field of labor protection
Аннотация: Актуальность темы государственного контроля и надзора в сфере охраны труда обусловлена важностью и значимостью системы государственного контроля и надзора в сфере трудовых отношений. В России имеет значительное влияние традиционный подход о фундаментальном значении государственного управления и государственной защиты как наиболее надёжного способом защиты трудовых прав граждан. Автор считает, что нужно разграничить существующие процедуры государственного контроля в зависимости от объектов проверок. Система правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере охраны труда является сформированной. Тем не менее, существуют возможности совершенствования данной системы.
Ключевые слова: государственный контроль и надзорохрана трудаправовое регулирование
Актуальность темы государственного контроля и надзора в сфере охраны труда обусловлена важностью и значимостью контрольно-надзорной системы по вопросам охраны труда.
Регламентация списка способов, посредством которых осуществляется защита прав работников в сфере труда, осуществлена нормативными положениями Трудового кодекса РФ. В их числе, можно назвать:
- способ самозащиты, когда работники защищают свои права самостоятельно, используя законодательно допустимые приемы;
- использование поддержки профессиональных союзов;
- реализация контрольно-надзорных функций со стороны государственных органов в отношении процессов следования нормам трудового права и законодательства;
- защита на судебном уровне.
С позиции М.Б. Смоленского [2], по-прежнему в России имеет значительное влияние традиционный подход (и это мнение самих работников) о фундаментальном значении управленческих и защитных функций государства как наиболее надёжного способа защиты гражданских прав в трудовой сфере.
Государственные органы контроля (надзора) в сфере труда зародились очень давно: на заре начала развития промышленности, появления фабрик и мануфактур, заводов, становления отношений свободного рабочего и нанимателя. Отношения между нанимателем (работодателем) и наемным работником всегда были социально взрывоопасны, конфликт интересов между ними существовал всегда. Поэтому государство не могло стоять в стороне, оно вынуждено было регулировать эти отношения на своем уровне [1].
Так и стало зарождаться трудовое законодательство, реализацию и соблюдение которого необходимо контролировать. Специально для этого и создавались инспекции труда. Поскольку проблема эта коснулась абсолютно всех развитых стран, то и на мировом уровне возникла необходимость, определения принципов деятельности инспекций труда.
В июле 1947 г. МОТ была принята Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».
На уровне российского законодательства конвенция получила свою ратификацию, и, в итоге, является одним из фундаментальных правовых актов, в сфере регулирования государственных контрольно-надзорных функций по вопросам охраны труда.
Конвенция ратифицирована в России и является одним из первых и основных нормативных актов, регулирующих деятельность федеральной инспекции труда.
Вопросы деятельности и регулирования государственного контроля и надзора в сфере охраны труда закреплены на уровне отечественного законодательства. В числе базовых актов в этой сфере можно привести нормы ст.ст. 354-365 Трудового кодекса РФ, а также Положение о Федеральной службе по труду и занятости и Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
На уровне регионов приняты также определенные Положения о федеральных инспекциях труда территориального уровня.
Правовое регулирование охраны труда и контрольно-надзорных вопросов в этой сфере служит основой для качественного построения системы охраны труда на любом предприятии.
Одним из направлений правового регулирования контрольно-надзорных функций в сфере охраны труда является реализация надзора и контроля в вопросах трудовой деятельности граждан иностранных государств и охраны их трудовых прав.
Общий контроль в сфере трудовой деятельности граждан иностранных государств на федеральном уровне осуществляет Управление МВД России по вопросам миграции (п.25 ч.11 Положения о МВД РФ, принятого президентским Указом РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»).
Более подробно вопросы трудового контроля и надзора иностранцев как вида контроля и надзора в миграционной сфере освещены нормами ст. 29.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Специфика контроля и надзора за трудовой деятельностью иностранных работников проявляется в правовой базе и механизме, на основе которого осуществляются проверки.
Нормы ФЗ №115 содержат прямое указание (ст. 32, п. 2) на формулировку и регулирование отношений, которые непосредственно относятся к реализации контрольно-надзорных функций государства в сфере трудовых прав работников зарубежных государств на российской территории, нормами ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. В этом случае работодатели относятся к принимающей стороне (равно как и заказчики работ (услуг)), и их правовой статус и отношения трудового характера с иностранцами регулируются нормами упомянутого закона №294-ФЗ.
В свою очередь, это влияет на процедуру проведения проверок.
Механизм реализации рассматриваемых норм раскрывается в утвержденном совместным приказом ФМС и МВД РФ от 31.07.2015 г. Административном регламенте. Однако при применении норм данного Регламента следует учитывать, что в апреле 2016 г. осуществлено упразднение Федеральной миграционной службы с передачей ее функционала отдельному специально выделенному подразделению МВД России.
В соответствии с нормами указанного Административного регламента проведение проверок, которые могут быть плановыми и внеплановыми, является формой государственного контроля (п. 7-8).
При этом особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить проверкам внепланового характера.
Основания для их проведения зависят от возникновения различных обстоятельств, перечень которых представлен в п.39.
К ним относятся:
- ситуации, когда оканчивается срок исполнения определенного предписания, обязывающего устранить нарушения законодательства в миграционной сфере. Такое предписание выписывается федеральным контрольно-надзорным органом;
- ситуации, когда в надзорный орган поступают информационные обращения, связанные с нарушениями трудовых прав граждан зарубежных государств принимающей стороной (работодателями, заказчиками и т.д.).
Решение по проверке принимает определенный субъект, обладающий компетенциями по принятию решения о проверке внепланового характера.
На содержание полномочий субъекта оказывает влияние объект, в отношении которого планируется проверка.
В процессе анализа законодательных норм можно сформулировать следующее положение: решение о проведении проверки касательно работодателей принимается руководителем либо его заместителем на уровне МВД России либо его территориальной структуры.
Представляется, что существующий порядок не позволяет в полной мере обеспечить права и законные интересы участников правоотношений, так как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в том числе и иностранные граждане, использующие труд иностранных работников и выступающие заказчиками работ (услуг), оказываются в неравном положении в сравнении с другими лицами, которые наделены соответствующим статусом. В этой связи представляется необходимым предоставить право на принятие решения о проведении внеплановой проверки только руководителям, перечисленным в п. 40 Административного регламента.
Однако действующие контрольно-надзорные механизмы нуждаются в разделении процедурных вопросов и алгоритмов исходя из критерия объекта проверок. В частности, процедуру проверки касательно юрлица или предпринимателя целесообразно выделить в качестве отдельного раздела. При этом целесообразно учесть нормы федерального законодательства в сфере миграции и контрольно-надзорных мероприятий (ФЗ № 115-ФЗ и № 294-ФЗ)
В целом следует обозначить сформированность системы правового регулирования контроля и надзора в сфере охраны труда на федеральном уровне. Однако наряду с этим необходимо отметить, что существуют возможности совершенствования данной системы.
Список литературы
1. Судьева А.Э. Правовое регулирование организации контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства // Студенческий вестник. - 2019. - № 41-2 (91). С. 43-44.
2. Трудовое право Российской Федерации : учебник / М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский. Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 491 с.