ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ В ЗДАНИЯХ ОБОРУДОВАННЫХ ДЛЯ ДОСТУПА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

REQUIREMENTS FOR SMOKE PROTECTION SYSTEMS IN BUILDINGS EQUIPPED FOR ACCESS OF PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY

Аннотация: Проводится анализ требований предъявляемых к системам противодымной защиты в зданиях оборудованных для доступа маломобильных групп населения

Ключевые слова: противодымнаязащитавентиляциямаломобильныегруппынаселения

Автор:Носков Константин Алексеевич |

В России насчитывается около 700 тысяч людей принадлежащих к маломобильным группам населения. Среди них 125 тысяч являются инвалидами I группы, а более 262 тысяч инвалидами II группы[1].

В СП 59.13330.2012[3] дается следующее определение маломобильных групп населения: «Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.».

С целью предоставления людям с ограниченными возможностями передвижения и восприятия информации полного доступа ко всем объектам социального значения, а так же для осуществления доступа ко всем видам услуг было разработано постановление Правительства Российской Федерации №175 от 17.03.2011 года. Государственная программа «Доступная среда» является одним из важных пунктов утвержденным в данном постановлении. Благодаря программе «Доступная среда» к 2020 году на территории Российской Федерации должны быть сформированы необходимые условия для обеспечения равных прав и свобод для граждан принадлежащих к маломобильным группам населения.

Этих условий невозможно достичь без переработки нормативно-правовой базы с учетом потребностей, особенностей и требований маломобильных групп населения. Такие документы как "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [6] и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [4] - нормативные акты, требующие актуализации в первую очередь. Это обосновывается тем, что невозможно обеспечить доступность к объекту, не обеспечив безопасность пребывания на этом объекте людей при всех условиях эксплуатации. Таким образом подготовить здания и сооружения для безопасного нахождения людей в момент возникновения пожара, с учетом их особенностей, важная и актуальная задача.

Ограниченные возможности передвижения людей, оказывают существенное влияние на их эвакуацию:

- снижается скорость передвижения;

- при движении необходимо применять вспомогательные средства (костыли, палки, протезы, инвалидные коляски);

- снижается маневренность при движении по сложным эвакуационным путям (повороты, сужения, места слияний потоков);

- преодоление преград на пути усложняется;

- чтение и понимание указателей движения к эвакуационным выходом усложняется.

Места в которых возможно постоянное пребывание людей, принадлежащих к маломобильным группам населения, следует обеспечить возможность выхода непосредственно на улицу. При расположении таких мест следует учитывать расстояние до эвакуационных выходов и этаж размещения. Оба этих значения рекомендуется брать минимально возможными.

Однако оборудовав здание лифтами предназначенными для маломобильных групп населения, а так же санузлами для инвалидов расположенных на вышележащих этажах, возникает опасность нахождения МГН на различных этажах при возникновении пожара.

Такие обстоятельства могут привести к тому, что эвакуацию невозможно будет провести в необходимое время. Одним из решениев данной проблемы является применение пожаробезопасных зон. Пребывание в защищенных от опасных факторов пожара зонах, позволит маломобильным людям дождаться пожарных подразделений или даст им необходимое время для самостоятельной эвакуации по прилегающей незадымляемой лестнице или пандусу.

Устройство данных зон только на некоторых этажах не будет являться обеспечением безопасности всех людей находящихся в здании. Люди испытывающие трудности при передвижении, особенно по сложным участкам эвакуационных путей, находящиеся на других этажах, не смогут добраться до зон безопасности. Рассчитывать на то, что эвакуация нетранспортабельных людей будет осуществлена силами персонала – неоправданно высокий риск

Например рассмотрим здание не превышающее 28 метров с лестничными клетками типа Л1, оборудованное необходимыми средствами для доступа к нему МГН. Требования выполнять дымоудаление из коридоров таких зданий нет. Но нахождение МГН в таких зданиях возможно. Тогда встает вопрос, о безопасности инвалидов. В случае пожара эвакуироваться с верхних этажей они не смогут, в связи с этим необходимо предусматривать зоны безопасности. Согласно требованиям нормативной документации пожаробезопасные зоны необходимо выполнять с подпором воздуха. Что неизбежно влечет за собой устройство вытяжной вентиляции, поскольку использование приточной вентиляции обособлено запрещено. Кроме того зоны безопасности находящиеся на верхних этажах многоэтажного здания требуют наличия лифтов для перевозки пожарных подразделений, согласно нормативным документам [5].

Таким образом можно сделать вывод о том, что для обеспечения безопасного доступа к зданию МГН, необходимо оборудовать данное здание полным комплексом систем противодымной защиты, включающем системы приточной противодымной вентиляции и системы дымоудаления, а так же пожаробезопасные зоны на каждом этаже, предусмотренном для пребывания инвалидов. В тоже время здания к которым обеспечен доступ МГН, согласно программе "Доступная среда", но которые не оборудованы должным образом – представляют собой опасность для жизни и здоровья данный группы населения.


 

Список использованной литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru.
  2. О ратификации Конвенции о правах инвалидов. № 46-ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 апр. 2012 г.].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200.
  3. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001: СП.59.13330.2012: утв. приказом Министерства регионального развития РФ 27.12.2011 г. № 605: ввод в действие 01.01.2013 г. - М.: Минрегион России, 2011. - 62 с.
  4. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  5. Сп 7.13130.2013. «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
  6. Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 дек. 2009 г.: по состоянию на 26 фев. 2017 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720.
  7. Костромина Е. И., Занина И. А., Молев М. Д. Обеспечение пожарной безопасности лиц с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1411-1415. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96200.htm.
  8. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности №123-ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой 4 июл. 2008 г.: по состоянию на 26фев.2017г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699
  9. Костромина Е. И., Занина И. А. Проблемы эвакуации маломобильных групп населения// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470086.htm.
  10. В. В. Холщевников, Д. А. Самошин Проблемы обеспечения пожарной безопасности людей с ограниченными возможностями в зданиях с их массовым пребыванием // Научный электронный журнал «Пожаровзрывобезопасность». - 2014. - Т. 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-zdaniyah-s-ih-massovym-prebyvaniem