ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСМИССИЙ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ СОДЕРЖАЩИХ ПОРОШОК ИСКУССТВЕННОГО СЕРПЕНТИНА

TO INCREASE THE EFFICIENCY OF TRANSMISSION OF FIRE ENGINES THROUGH THE USE OF LUBRICANT COMPOSITIONS CONTAINING THE POWDER OF THE ARTIFICIAL SERPENTINE

Аннотация: В статье рассматривается вопрос повышения долговечности и увеличение работоспособности деталей трансмиссий пожарных автомобилей за счет применения смазочных материалов наполненных порошками аналога геомодификатора трения. Применение такого рода наполнителей значительно снижают коэффициент трения между контактирующими деталями, уменьшают их износ продлевая срок службы.

Ключевые слова: смазочный материал, геомодификатор трения, коэффициент трения, износ.

Автор:Зарубин Зарубин Василий Павлович Павлович |

Жесткая эксплуатация машин и механизмов негативно сказывается на их работоспособности. В этом вопросе пожарная техника не является исключением. Высокие нагрузочные и скоростные характеристики приводит к резкому снижению надежности и долговечности узлов и агрегатов пожарной техники. С целью поддержания исправного состояния техники в МЧС России предусмотрена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта. Большой ряд мероприятий этой системы направлен на продление срока службы как узлов пожарной техники так и всей машины в целом. Мероприятия разделены на группы которые входят в номерные виды технического обслуживания (ТО). Каждое последующее ТО имеет в своем перечне операции отличные от операций предыдущих ТО. Однако у всех видов обслуживания есть общие операции связанные с контролем уровня и количества смазочных материалов, а также их своевременной заменой, в узлах и агрегатах. Это говорит о важности смазочных материалов в узлах трения пожарной техники. Основное значение этих материалов и композиций – предупреждение разогрева трущихся деталей, снижение износа, продление долговечности деталей техники, создание особого граничного слоя в зоне трения.

Из большого количества смазочных материалов применяемых в машиностроении можно выделить перспективное направление в исследовании смазочных материалов. Им является поиск новых жидкостей и масел позволяющих улучшить антифрикционные и противоизностные характеристики применяемых смазочных материалов. В этом направлении преимущество перед другими наполнителями имеют добавки твердого характера, позволяющие расширить качество смазок и композиций, а также область их применения при различных условиях службы (температура, нагрузка, скорость) [1, 3].

В настоящей работе поставлена цель повышения надежности и увеличения долговечности работы узлов и агрегатов трансмиссий пожарной техники, а именно:

- Разработать наполнитель к трансмиссионным маслам улучшающий их триботехнические характеристики;

- Рассчитать оптимальную концентрацию разработанного наполнителя к трансмиссионным маслам;

- Провести лабораторные триботехнические исследования разработанного наполнителя при различных условиях трения в различных парах трения.

Изучение направлений в области разработки наполнителей к маслам позволяет в особый ряд выделить применение природного тонкоизмельченного серпентина в количестве 2…40 мас. %. Этот наполнитель позволяет улучшить износостойкость трущихся деталей, повысить микротвердость поверхности трения деталей, понизить коэффициент трения. Однако стоит отметить, что применение его в качестве наполнителя имеет ряд трудностей и недостатков. Так например, природный серпентин включает в себя достаточно много примесей отрицательно влияющих на триботехнические показатели. Полностью удалить примеси не представляется возможным. Для подготовки минерала в качестве наполнителя требуется проведение ряда энергозатратных операций, что повышает его себестоимость.

В данной работе предлагается заменить природный серпентин искусственным. Так, в условиях лаборатории был получен мелкодисперсный аналог природного серпентина. Проведенный анализ размера частиц полученного порошка показал, что более 95% частиц имеют размер менее 40 мкм, что снижает возможность абразивного износа и является значительным преимуществом искусственного наполнителя над природным [5]. Достичь такого результата позволило применение золь-гель технологии при синтезировании серпентина. Технология заключается в гидролизе смешанного этилсиликата ЭТС-32 с раствором соли нитрата магния Mg(NO3)2 • 6H2O и порошком Mg(OH)2 (по расчетным данным для получения 5 граммов искусственного серпентина в лабораторных условиях смешивались 21,8 мл соли магния и 6,78 мл ЭТС – 32). В качестве катализатора гидролиза ЭТС-32 применялся раствор соляной кислоты. В процессе гидролиза ЭТС-32 переходит в однородную суспензию, в которой структура золя при последующем перемешивании постепенно переходила в гель. Смесь тщательно перемешивалась в мешалке и оставлялась на время полного прохождения реакции. Затем полученный материал высушивался и прокаливался, при этом получался ксерогель.

Изучение влияния разработанного наполнителя на трибологические свойства смазочных материалов проводился по стандартной методике на машине трения СМТ – 1 по схеме диск - колодкаисунок 1) [2, 4]. В качестве базы для смазочных композиций использовалось свободное от пакета присадок минеральное масло И-20. Смазочный материал подавался в зону трения капельным методом.

  

Рисунок 1 Схема пары трения «диск – колодка» а) колодка, б) диск.

Изменение интенсивности изнашивания определяли методом искусственных баз.

Результат положительного влияния разработанного наполнителя к смазкам представлен на рисунке 2. Частицы искусственного серпентина, попадая в зону трения под действием давления, разрушаются с выделением тепла. В размягченные слои металла поверхности трения внедряются частицы модификатора, образуя металлокерамический слой. При этом могут протекать реакции с образованием двуокиси кремния SiO2, форстерита MgSiO4 и фаялита Fe2SiO4, твердость которых (6-7 по Моосу) превышает твердость закаленной стали. Образованный модифицированный слой трущихся поверхностей значительно снижает коэффициент трения и интенсивность изнашивания.

Как показали результаты исследований применение аналога природного серпентина значительно снижает коэффициент трения (в 1,5 … 2 раза) и интенсивность изнашивания (в 4 … 5 раз) в сравнении с базовым маслом и композицией содержащей природный наполнитель.

   

Рисунок 2 Зависимость коэффициента трения и интенсивности изнашивания, 10-9 от давления:

▲– для базового масла И – 20 без наполнителей;

■ – для масла И – 20 с искусственным серпентином;

♦ - для масла И – 20 с природным серпентином

Проведение экспериментов с различной концентрацией наполнителей к маслу позволило оценить влияние количества серпентина на триботехнические свойства смазочной композиции. Для определения оптимального процентного содержания искусственного серпентина в смазочном материале проведены исследования процесса трения в зависимости от пути трения при постоянной нагрузке (Р = 3 МПа скорость скольжения V = 1м/с) (рисунок 3).

Анализируя результаты можно сделать заключение что для данного давления в контакте (Р = 3 МПа) разработанный СМ с 10% искусственного серпентина (и.с.) обладает лучшими триботехническими свойствами с более стабильными показателями коэффициента трения и скорости изнашивания стальной пары трения в диапазоне пути трения от 5 до 20 км. Стоит так же отметить, что при такой концентрации времени для приработки пары трения требуется меньше, а в диапазоне пробега 5 – 10 км изменение коэффициента трения и интенсивности изнашивания выходят на линейный уровень.

  

Рисунок 3 Изменение коэффициентов трения и интенсивности изнашивания в зависимости от пути трения при разном содержании искусственного серпентина в масле И-20

Как видно из представленных выше результатов исследований разработанный наполнитель положительно влияет на триботехнические параметры смазочных материалов. Таким образом, предположения о том, что аналог серпентина будет обладать лучшими триботехническими свойствами чем природный минерал подтверждаются. Отсутствие примесей, оптимальный размер частиц все это положительно влияет на процессы трения. На рисунке 4 представлены фотографии порошков природного и искусственного наполнителей по которым наглядно видно, что искусственный серпентин имеет меньше частиц «большого» размера.

   

а) б)

Рисунок 4 Порошки наполнителей:

а) Порошок природного серпентина (увеличение х 70);

б) Порошок серпентина полученного по золь-гель технологии (увеличение х 70).

Положительное влияние разработанного наполнителя на поверхности пар трения видно по фотографиям поверхности трения (рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7).

 

Рисунок 5 Поверхность металлического вкладыша после трения в масле И-20 без наполнителей

(увеличение х 500).

 

Рисунок 6 Поверхность металлического вкладыша после трения в смазочной композиции, содержащей 10 % наполнителя – природный серпентин (увеличение х 500).

 

Рисунок 7 Поверхность металлического вкладыша после трения в смазочной композиции содержащей 10 % наполнителя – искусственный серпентин, полученный по золь-гель технологии (увеличение х 500).

В процессе синтезирования искусственного серпентина по золь-гель технологии, получился порошок с частицами наноразмеров. Применение в качестве наполнителя такого порошка, положительно влияет, на триботехнические свойства смазочной композиции, снижая коэффициент трения и интенсивности изнашивания. На снижение интенсивности изнашивания значительное влияние оказывает отсутствие микрорезания в зоне трения. Это подтверждают фотографии поверхностей трения. На поверхностях трения стального вкладыша отсутствуют риски и царапины как следствие попадания крупных и твердых частиц. Внедряясь в поверхность трения, наночастицы порошка искусственного серпентина, образуют слой с повышенной микротвердостью. Повышенная микротвердость оказывает непосредственное влияния на снижение интенсивности изнашивания и как следствие, продления срока службы узла трения.

Таким образом, в результате проведенной работы разработаны и исследованы наполнители к смазочным материалам на основе природного минерала – серпентина и искусственного серпентина. На основании триботехнических исследований установлен оптимальный наполнитель – искусственный серпентин, полученный по золь-гель технологии. Введение в базовое масло И-20 разработанного наполнителя приводит к улучшению его триботехнических свойств: уменьшению коэффициента трения в 18 – 20 раз, по сравнению с трением без наполнителя; снижению интенсивности изнашивания в 4 – 5 раз; повышению микротвердости стальных поверхностей трения в 2 – 3 раза. Металлографические исследования поверхностей трения и измерение их микротвердости подтверждают появление на поверхностях трения слоя с повышенными механическими свойствами, способствующего улучшению триботехнических характеристик пар трения.

Проведение экспериментов в различных условиях и на различных парах трения показали, что искусственный наполнитель – серпентин может иметь широкую область применения. Таким образом его можно рекомендовать в качестве наполнителя к трансмиссионным маслам пожарных автомобилей с целью снижения коэффициента трения между деталями трансмиссии и уменьшения их износа. Это положительно повлияет на работоспособность всего автомобиля в целом.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буяновский И.А.и др. Граничная смазка: этапы развития трибологии. – М.: Нефть и газ, 2002. – 230 с.

2. Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. – М.: МСХА, 2001. – 616 с.

3. Заславский Ю.С., Артемьева В.П. Новое в трибологии смазочных материалов. – М.: Нефть и газ, 2001. – 480 с.

4. Матвеевский Р.М. и др. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний. – М.: Машиностроение, 1989. – 224 с.: ил.

5. Пат. № 2070220 (РФ) МПК6 C 10 M 169/04. Смазочная композиция / Мельников В.Г., Замятина Н.И., Пятачков А.А.; заявитель и патентообладатель Иван. гос. хим-технол. академия. - №93055671/04; заявл. 14.12.93; опубл. 10.12.96, Бюл. №35.