ПЕРЕДВИЖНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

MOBILE AUTOMOBILE STATION FOR MAINTENANCE AND REPAIR OF FIRE-TECHNICAL EQUIPMENT

Аннотация: В данной статье предложено техническое решение по созданию конструкции мобильных станций (комплексов) для ремонта и обслуживания баллонов для дыхательных аппаратов газодымозащитной службы.

Ключевые слова: пожарный, баллон, обслуживание, ремонт, автомобильная мастерская, сжатый воздух

Автор:Пучков Павел Владимирович |

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,

  2 

В данной статье предложено решение и обоснование возможности применения мобильных станций для обслуживания баллонов для дыхательных аппаратов газодымозащитников.

Своевременная заправка, проведение ремонтных работ и технического обслуживания баллонов ДАСВ позволит в значительной степени повысить их готовность к применению по предназначению в пожарно-спасательных частях, в которых отсутствуют стационарные базы газодымозащитной службы. На наш взгляд, одна такая мобильная мастерская будет способна обслуживать несколько пожарно-спасательных частей на территории субъекта Российской Федерации.

В настоящее время созданы специализированные базы, которые позволяют проводить установленный перечень работ по обслуживанию баллонов ДАСВ. Однако количество таких баз ГДЗС невелико. Решить данную проблему возможно за счет создания передвижных мобильных комплексов, оснащенных необходимым перечнем оборудования для испытания баллонов и их ремонта.

Разрабатываемый автомобиль предлагается использовать для проведения ремонта и обслуживания баллонов ДАСВ в пожарно-спасательных частях подразделений МЧС России. При оценке необходимости использования такого вида мастерской учитывается количество ДАСВ, находящихся на вооружении, а так же удаленность пожарно-спасательных частей от специализированных баз ГДЗС. В зависимости от этих параметров можно определить востребованность и загруженность мобильной мастерской. При наличии такой мастерской снизится потребность доставлять баллоны из нескольких пожарно-спасательных частей на стационарную базу ГДЗС. Это позволит снизить затраты на топливо и временные затраты в пути следования до базы и обратно. При этом качество проведения обслуживания и ремонта баллонов будут обеспечивать квалифицированные специалисты. Кроме проведения заправки баллонов, их испытаний и ремонта мобильная мастерская может решать и другие задачи, например проведение ремонтных работ пожарной техники.

 При проектировании передвижной мастерской для проведения обслуживания и ремонта баллонов ДАСВ решались следующие задачи:

1. Разработка оптимальной комплектации универсального кузова мобильной мастерской;

2. Определить необходимый набор инструментов и оборудования, используя который, можно качественно проводить все виды технического обслуживания и ремонта баллонов ДАСВ;

3. Выбор шасси для создания мобильной мастерской.

В результате выполнения перечисленных мероприятий был создан проект и трехмерная модель мобильной мастерской (Рис. 1) [1,2].

Мобильную мастерскую предлагается изготовить на базе полноприводного грузовика ГАЗ-66 с колесной формулой 4х4. Данная модель грузовика предназначена для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Данное шасси имеет ряд достоинств: превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем [4].Высокая проходимость автомобиля по бездорожью позволит использовать мобильную мастерскую и в условиях сельской местности. Расход бензина сравнительно небольшой 20 л/100 км при движении со скоростью 60 км/ч. Грузоподъемность ГАЗ-66 составляет 2000 кг, что достаточно для оснащения КУНГа всем необходимым оборудованием. Можно предусмотреть выносной слесарный верстак для проведения некоторых видов работ за пределами КУНГа автомобиля, т.е. на улице. На крыше КУНГа необходимо смонтировать багажник, как показано на рисунке 1. Данный багажник можно использовать для перевозки пустых баллонов ДАСВ. В корпусе КУНГа должны быть установлены световые окна для обеспечения определенного уровня освещенности рабочего места, т.к. большинство ремонтных работ производятся в КУНГе на оборудовании [3,4].

Разрабатываемый передвижной комплекс предполагается оснастить следующим оборудованием: слесарный верстак, емкость для проверки баллонов на герметичность, стенд для откручивания вентилей, компрессор для испытания и компрессор для заправки баллонов, стеллажи для баллонов, слесарный инструмент и другие необходимые устройства, приспособления и инструмент (Рис. 2). В зависимости от функционального назначения мобильного комплекса компоновка оборудования может отличаться от компановки представленной на рисунке 2.

 

Рисунок 1- Трехмерная модель мобильной мастерской для обслуживания баллонов ДАСВ

 

Рисунок 2- Трехмерная модель мобильной мастерской для обслуживания баллонов ДАСВ (без кунга)

  

  Предполагаемая общая стоимость оснащения мастерской оборудованием без учета стоимости автомобиля составит около 870000 рублей. Рассчитанная сумма в значительной степени будет ниже чем затраты на организацию стационарной мастерской.

Таким образом, предлагаемое техническое решение по перепрофилированию полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-66 в мобильный комплекс для обслуживания и ремонта баллонов ДАСВ позволит оперативно и качественно осуществлять все необходимые виды работ с баллонами, что в конечном итоге должно способствовать повышению готовности пожарно-спасательных подразделений к выполнению боевых задач.

Литература

1. Азизов И.И., Карханов А.В., Киселев В.В. Актуальность разработки и применения мобильных подъемных устройств для проведения ремонта пожарной техники. / В сборнике: Надежность и долговечность машин и механизмов. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 3-5.

2. Грибков, В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для ТО и ТР автомобилей. М.: Россельхозиздат, 2008. – 223 с.

3. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация. – М.: 2008.Том – 3. – 426 с.

4. https://trucksreview.ru/gaz/gaz-66-tehnicheskie-harakteristiki.html#2