The solution of the existing problems in the investigation of fires
Аннотация: проанализирована история становления пожарной охраны. Выявлены основные проблемы, требующие решения. Предложено решение проблемной области с помощью применения системы поддержки лица принимающего решение.
Ключевые слова: расследование пожаровмежведомственное взаимодействиефантомный агентсистема поддержкибаза ассоциацийбаза правил.
Долгие годы пожарная охрана России претерпевала различного рода перемены. В основном они направлены на развитие и совершенствование двух видов деятельности: пожаротушение и профилактическая деятельность. Каждое из направлений состоит из нескольких функционалов, выполняющих возложенные обязательства. В совокупности они формируют единую систему, работоспособность которой зависит от каждого комплектующего её элемента.
Одним из самых сложных и трудоемких процессов, задействованных в системе, является расследование и экспертиза пожара. Этот процесс относится к профилактической деятельности. Органами, наделенными функцией дознания, являются органы государственного пожарного надзора, деятельность которых имеет практически столетнюю историю.
Сложность процесса расследования и экспертизы пожаров во-первых заключается в колоссальном объеме информации, необходимом для проведения работ и получения результата, что усложняется еще ограниченными временными сроками на их выполнение. Во-вторых, необходимо учитывать, что пожар может служить местом преступления, а от степени выгорания конструкций зависит возможность определения следов возможного преступления, очага пожара, путей распространения и причины возникновения. В-третьих, сложностью процесса расследования можно считать необходимость постоянного взаимодействия с различными органами и ведомствами в процессе следственных действий и вплоть до их завершения [1]. Сложность процесса взаимодействия заключается в том, что оно осуществляется с помощью бумажных носителей в запросно-ответной форме. Это занимает большое количество времени, что пагубно сказывается на процессе расследования и ставит под сомнение точность заключения. А ведь от каждого заключения может зависеть судьба не только одного человека, но и обстановки с пожарами всего Государства. Большая часть профилактической деятельности строится на анализе статистических данных. Эти данные преимущественно осуществляет пожарный надзор и в частности дознаватель. Полученные показатели важны для планирования, прогнозирования и построения профилактических мероприятий, а также учета других особенностей с целью совершенствования противопожарных мероприятий [2].
Решение существующих проблем расследования и экспертизы пожаров возможно осуществить с помощью создания системы взаимодействия органов участвующих в процессе расследования с возможностью подключения различных модулей. Эта система будет включать в себя распределенную базу ассоциаций и единую базу правил. База ассоциаций будет служить для поиска и предложения решения возникающего вопроса, а единая база правил будет иметь конкретные решения и составлять основу для получения ответа на поставленный вопрос. Если ответа на такой вопрос в базе не находится, то она автоматически вступает в стадию обучения. Процесс изучения подходов к расследованию пожаров позволил определится с применением многоагентного подхода. Действия каждого участника можно представить как действия самостоятельного агента, а процесс их взаимодействия и генерация информации будет происходить на уровне некоторого «фантомного агента», существующего исключительно на стадии проектируемой модели. Создание генерации информации на уровне «фантомного агента» необходимо в случае сохранения конфиденциальности информации каждого из участников процесса.
Разбиение данных на потоковые фрагменты достигается путем хранения данных на клиентских ПК. При этом для пользователя программного продукта будет совсем не важно каким образом распределены данные фактически. Контроль над процессом расследования и принятием управленческих решений по необходимости будет прослеживаться неким экспертным центром в лице высококвалифицированных специалистов в области расследования и экспертизы пожаров, чьи заключения и мнения уже сегодня являются первозначимыми [3].
В результате проведенных исследований была построена схема взаимодействия в процессе расследования пожаров между участниками процесса. Лицо принимающее решение имеет возможность оперативно получать информацию на любом этапе расследования, задействовать максимальное количество участников для максимально быстрого и точного достижения результата.
If…then If…then If…then If…then If…then БП МЧС МВД МЮ КО «Другие» СК П П П П П П БА БА БА БА БА БА If…then If…then ЭЦ П Суд
Рисунок 1. Схема взаимодействия процесса расследования и экспертизы пожара.
БА – база ассоциаций; БП – единая база правил; ЭЦ – экспертный центр; П – органы прокуратуры; СК – следственный комитет; КО – коммерческие организации;
МЮ – министерство юстиции; МВД – министерство внутренних дел.
Для решения проблем, существующих на этапах расследования и экспертизы пожаров, предлагается применение представленной системы взаимодействия органов – участников процесса. Разрабатываемый программный продукт также позволит осуществлять подключение различного рода модулей, осуществляющих информационную, техническую, а самое главное оперативную и дистанционную поддержку лица принимающего решение как непосредственно на месте пожара, так и на рабочем месте с целью недопущения невозвратных потерь информации.
База ассоциаций и база правил будут постоянно пополняться и накапливать «опыт работы». Подключаемые программные модули смогут автоматизировать процессы, требующие больших трудозатрат и осуществить контроль за ведением каждого материала делопроизводства. Внедрение данной системы позволит сделать очередной шаг в развитии управления и поддержки лица принимающего решение в процессе расследования и экспертизы пожаров.
Литература